Коммуникативные универсальные учебные действия 5 страница

Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов Новое время: встреча Европы и Америки Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники Творческая работа Проект «Великие географические открытия в истории человечества» — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьпо «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлятьеё с длительностью Древнего мира и Средневековья; — сопоставлятьжизненную философию людей в Средневековье и Новое время; — прослеживатьпо карте маршруты Великих географических открытий; — обсуждатьметоды изучения истории Древнего мира и Нового времени; — выявлятьпо фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; — узнать ороли Великих географических открытий в истории человечества; — характеризоватьнаучные открытия и технические изобретения Нового времени; — развиватьвоображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; — выполнятьзадания электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов Новейшее время: история продолжается сегодня Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьна «ленте времени» начало Новейшего времени; — характеризоватьзначение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; — характеризоватьизменения в политическом устройстве стран мира; — рассказыватьо научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI вв.; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
РАЗДЕЛ «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» (20 ч)
История. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена Жизнь древних славян Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён Моделироватьдревнеславянское жилище — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватькарту расселения племён древних славян; — выявлятьвзаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; — характеризоватьверования древних славян; — моделироватьдревнеславянское жилище; — составлятьплан рассказа на материале учебника; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Во времена Древней РусиТорговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси Практическая работа. Чтение и обсуждение былины об Илье Муромце. — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — прослеживатьпо карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках; — характеризоватьсистему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси; — отмечатьна «ленте времени» дату Крещения Руси; — узнать опричине введения на Руси христианства и значение Крещения; — анализироватьбылину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена Страна городов Устройство древнерусского города. Древний Киев и древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник.     Практическая работа. Чтение и обсуждение былины о Садко — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — в ходе самостоятельной работы (в группах) анализироватькарты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризоватьих местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовитьсообщения, презентоватьих на уроке; — сопоставлятьна основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; — обсуждатьважность находок археологами берестяных грамот; — развиватьвоображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; — узнать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; — характеризоватьзначение летописи об основании городов как исторического источника; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Картины быта, труда, духовно- нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Из книжной сокровищницы Древней Руси Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги Творческая работа. Презентация сообщения «Роль рукописной книги в развитии русской культуры» — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — Узнать ороли создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; — характеризоватьсостояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; — выявлятьроль летописей для изучения истории; — характеризоватьоформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; — сопоставлятьоформление древнерусских книг с современными; — узнать ороли рукописной книги в развитии русской культуры; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Трудные времена на землеФеодальная раздробленность в середине XII века. Нашествие Батыя. Ордынское иго. Александр Невский — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — прослеживатьпо карте нашествие Батыя; — выяснитьпричины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; — описыватьпо иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; — рассказыватьо монгольском нашествии по плану учебника; — находитьна карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; — по иллюстрациям в учебнике сравниватьвооружение русских воинов и немецких рыцарей; — высказыватьсвоё отношение к личности Александра Невского; — работатьс терминологическим словариком; — заполнять«Героическую летопись» (вкладка в рабочей тетради); — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Расправляем крылья Возрождение северо-восточных земель в конце XIII – начале XIV века. Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — приводитьфакты возрождения северо-восточных земель ; — рассказыватьпо иллюстрациям в учебнике Ивана Калиты; — прослеживатьпо карте объединение русских земель ; — узнать,какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Куликовская битваПоход Мамая. Подготовка объединённого войска под командованием князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа.   Практическая работа. Составлять план рассказа о Куликовской битве; — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — прослеживатьпо карте передвижения ордынских войск; — составлятьплан рассказа о Куликовской битве; — рассказыватьо Куликовской битве по составленному плану; — моделироватьход Куликовской битвы; — отмечатьна «ленте времени» дату Куликовской битвы; — узнать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; — рассказыватьо поединках богатырей; — заполнятьвкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись»; — осознаватьроль Куликовской битвы в истории; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Иван Третий Стояние на Угре. Падение ордынского ига. Объединение княжеств вокруг. Возникновение единого независимого государства. Укрепление экономики. Иван Грозный — первый царь. Земские соборы. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьоб изменении политики в отношении Золотой Орды; — описыватьпо иллюстрациям в учебнике изменения в истории; — узнать означении освобождения от ордынского ига; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — заполнятьвкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись»; — отмечатьна «ленте времени» даты освобождения от ордынского ига, венчания Ивана Грозного на царство; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Мастера печатных делНачало книгопечатания. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры; — на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказыватьо первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых учебников; — сопоставлятьсовременные и первопечатные учебники по иллюстрациям; — работатьс терминологическим словариком; — развиватьвоображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Патриоты Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Избрание на царство Михаила Романова — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — Узнать означении освобождения от польской интервенции; — отмечатьна «ленте времени» исторические события; — заполнятьприложение к рабочей тетради «Героическая летопись »; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — рассказыватьоб этом событии от имени участника ополчения; — осознаватьроль борьбы за независимость в начале XVII века в истории — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Пётр Великий Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I — первый российский император — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо реформах Петра I на основе материала учебника; — искатьв дополнительной литературе и в Интернете информацию о Петре I, которой нет в учебнике; — описыватьдостопримечательности Санкт- Петербурга; — узнать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим; — отмечатьна «ленте времени» исторические события — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Михаил Васильевич Ломоносов Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание университета им. М.В. Ломоносова   Практическая работа. Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове; — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — составлятьплан рассказа о М.В.Ломоносове; — прослеживатьпо карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; — узнать о заслугах М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; — отмечатьна «ленте времени» дату основания Московского университета; — искатьвИнтернете сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; — высказыватьсвоё отношение к личности М.В. Ломоносова; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Екатерина Великая Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — узнать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой; — описыватьдостопримечательности; — сравниватьположение разных слоёв общества; — рассказыватьпо учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва; — прослеживатьпо карте рост территории государства; — рассказыватьпо учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; — искатьв Интернете сведения о городах в XVIII веке; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Отечественная война 1812 годаВторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном Творческая работа: искать в Интернете сведения о героях Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — на основе самостоятельной работы по учебнику рассказыватьо Бородинском сражении; — отмечатьна «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; — узнать, почему война 1812 года называется Отечественной; почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; — узнать, о событиях Отечественной войны 1812 года; — искатьв Интернете и дополнительной литературе сведения о героях Отечественной войны 1812 года, готовитьдоклады, презентоватьих в классе; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Страницы истории ХIХ векаДекабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», изучатьтекст учебника, выполнятьзадания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовитьсообщения и презентоватьих на уроке; — работатьс историческими картами, историческими источниками — сопоставлятьматериал учебника со сведениями из дополнительных источников информации; — искатьв краеведческой литературе сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в родном крае; — — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды Вступаем в ХХ век Николай II — последний император. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи в Первой мировой войне. Великая революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отмечатьна «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; — составлятьплан рассказа о событиях начала ХХ века и рассказыватьо них по плану; — интервьюироватьвзрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи; — развиватьвоображение, составляя от лица журналиста начала ХХ века интервью с учёным, каким он видит наступивший век; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни в разные исторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена Страницы истории 1920—1930-х годовОбразование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — знакомитьсяпо карте СССР с административно- территориальным устройством страны; — сравниватьгерб СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомитьсяс символикой герба СССР; — сравниватьтексты гимнов дореволюционной России, СССР; — в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; — знакомитьсяпо фотографиям в Интернете с обликом довоенных объектов; — прослушиватьв записях песни 1930-х годов; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды Великая Отечественная война и великая Победа (2 ч) Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск . Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы Практическая работа. Составлять план о ходе Великой Отечественной войны. Экскурсияв художественный музей, в библиотеку, в краеведческий музей на мероприятия посвященные Дню Победы — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — составлятьплан рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказыватьо ней по плану; — узнать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; — встречатьсяс ветеранами войны, интервьюироватьих; — прослушиватьв записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; — делитьсявпечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; — выяснятьв краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу; — собиратьматериал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе; — интервьюироватьстарших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; — готовитьпраздник ко Дню Победы; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Путь в космос Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР Экскурсияв планетарий Творческая работа«Космическое путешествие» — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — искать информацию об освоении космоса в дополнительной литературе, Интернете; — интервьюироватьстарших членов семьи о том, что им известно о первом полёте в космос 12 апреля 1961 года; — прослушиватьв записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина; — знакомитьсяс репродукциями картин космонавта А. А. Леонова на космическую тему; — - готовитьсообщения и презентоватьих в классе; — работатьс электронным пособием; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
РАЗДЕЛ «СОВРЕМЕННАЯ СТРАНА» (6 ч)
Конституция — Основной Закон. Права ребёнка. Основной закон и права человекаПонятие о федеративном устройстве. Многонациональный характер на- селения. Конституция — основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьна политико-административной карте, города; — анализироватьзакреплённые в Конвенции права ребёнка; — узнать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — готовитьпроекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждатьих в классе; — работатьс терминологическим словариком; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан Мы– граждане Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Государственное устройство страны: Глава государства, Правительство Моделироватьдеятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры) — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьправа и обязанности гражданина, устанавливатьих взаимосвязь; — различатьпрерогативы главы государства и Правительства; — следитьза государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; — моделироватьдеятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры); — работатьс терминологическим словариком; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Государственная символика. Герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна Славные символы Герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам – уважение к родной стране Моделироватьсимволы своего класса, семьи; — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — знакомитьсяс особенностями герба, его историей, символикой, отличатьгерб от гербов других государств; — знакомитьсяс флагом, его историей; выучитьтекст гимна, знакомитьсяс правилами его исполнения, с историей гимна, отличатьгимн от гимнов других государств; — узнать, зачем нужны символы; — моделироватьсимволы своего класса, семьи; — делать выводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно- нравственных связей между соотечественниками Такие разные праздникиПраздники в жизни человека, семьи, страны. День города, День флага, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда Творческая работа:составлять календарь профессиональных праздников — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьпраздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; — знакомитьсяс праздниками и памятными днями, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина; — выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; — рассказыватьо своих любимых праздниках; — работать со взрослыми: составлятькалендарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Города Донбасса. Народы, населяющие Донбасс, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам Путешествие по Донбассу(4 ч)Регионы и города Донбасса, их история, важнейшие достопримечательности. Народы Донбасса, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру Донбасса Творческие работы.Создание альбома «История и национальные традиции родного края Подготовка выставки «Старинные ремёсла» — Пониматьучебные задачи уроков и стремитьсяих выполнить; — знакомитьсяпо материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами Донбасса; — совершатьвиртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города Донбасса, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; — рассказыватьпо личным впечатлениям о разных уголках Донбасса, демонстрироватьфотографии, сувениры; — анализироватьи сравниватьгербы городов , выяснятьих символику; — пользуясь информацией из различных источников, готовитьсообщения (сочинения) о регионах, городах, народах Донбасса знаменитых соотечественниках (по своему выбору); — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроках
Человек и общество Презентация проектов (по выбору) (2 ч) Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: — искать нужнуюинформацию в дополнительных источниках и в Интернете; — обрабатыватьсобранную информацию, материалы экскурсий; — интервьюироватьстарших членов семьи, других взрослых; — готовить иллюстрациидля презентации, проекта (фотографии, слайды, рисунки); — готовитьсообщения; — выступатьс сообщением в классе; — оцениватьсвои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.  
         

Наши рекомендации