Панарин Искушение глобализмом

Построение мира "экономичного монополизма", по мнению автора, неизбежно приведет к разделению всего человечества на "расу и расу неприкасаемых, на "золотой миллиард", представленный западным миром, и бесправную периферию". Автор ставит задачу определить статус различных государств, народов и социальных групп в системе однополярного мира - России и стран Запада, американцев и евреев, спецслужб и буржуазии и т. д., - показывая, к каким последствиям для всего человечества может привести осуществление геополитических, культурных и экономических проектов "теоретиков глобализма".

Для А. С. Панарина глобализация — это «процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими от их неупорядоченных внешних воздействий» [10, c. 183]. Эти и другие дефиниции показывают, что философская рефлексия глобализации содержит различные векторы осмысления и может рассматриваться с позиции экономики, политики, культуры, этнологии, коммуникации, экологии и др., сохраняя идею единства, взаимозависимости, интеграции общества. Такая разнонаправленность глобализционных элементов позволяет нам говорить о мейнстриме глобализации и ее проникновении во все компоненты социальной структуры: в экономике глобализация представляет собой процесс построения единой общемировой экономической системы, основанной на рыночных отношениях; в политике глобализация ставит задачи демократизации всего мира, формирования международного права; в культуре глобализация проявляется в форме мультикультурализма, толерантности; технологическая глобализация создает информационные сети, охватывающие все население земного шара, включающие его в глобальный коммуникационный процесс; с антропологической точки зрения глобализация заявляет о всеобщей гуманизации, равенстве всех людей и стирании различий между ними.

-Введение.

-Манипуляторы и комбинаторы нового интернационала»
-Часть первая агенты глобализма
-Часть вторая поиски альтернативы

Хантингтон третья волна

Теория волн демократизации — это концепция в политических науках, суть которой состоит в том, что распространение демократии в мире происходило «волнами», которые затрагивали на своем этапе разные группы стран. По С. Хантингтону«волна» демократизации — это «совокупность происходящих в некий промежуток времени транзитов от недемократических к демократическим режимам, когда число таких транзитов значительно превосходит число осуществленных в тот же временной отрезок переходов в противоположном направлении».

Волны демократизации

1) Первая, длинная, волна 1828—1926. На её поднятие повлияли американская и французская революции, появление «государств-штатов» и демократизация британских доминионов. Характерными чертами являются: 50 % взрослого мужского населения должны иметь право голоса; ответственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте, либо избираться в ходе периодических всенародных выборов.

2) Первый откат 1922—1942. В этот период на политической арене появились такие персоны, как Муссолини и Гитлер; были установлены тоталитарные, фашистские и милитаристские режимы.

3) Вторая, короткая, волна 1943—1962. Начало Второй мировой войны и союзническая оккупация повлияли на установление демократических институтов в Западной Германии, Италии, Австрии, Японии и Корее. Возвратились к демократии некоторые страны, например, Уругвай, которые отказались от неё во время отката первой «волны». Началась демократизация Африки, первой стала Нигерия.

4) Второй откат 1958—1975 Одно из самых важных событий в ней — начало деколонизации. Почти на всем континенте Латинской Америки установился авторитарный режим. Многие ранее демократические страны восстанавливают или переходят в авторитарный режим. Деколонизированной Африкой управляют авторитарные правительства.

5) Третья волна 1974—1991. Фактически, третья «волна» демократизации начинается с падения португальской диктатуры и диктатур в Южной Европе, Азии и Латинской Америке. Завершение деколонизации, падение коммунистического мира и распадСССР — все это привело к появлению новых демократических государств.

6) Затухание третьей волны 1991-… Замедление роста либеральных демократий и увеличение числа электоральных делает «качество» демократий третьей «волны» ниже. Исследователи третьей «волны» говорят не об откате, а скорее, о её затухании. Откат подразумевает обратный переход к милитаристским, тоталитарным или авторитарным режимам. Сегодня же авторитарный откат вряд ли возможен: военные структуры уже ослабли, а народ стал внимательнее относиться к политике, проводимой правительством. Демократия все ещё имеет первостепенное значение и на международном уровне и во внутригосударственной политике.

Специфика третьей «волны» демократизации

Всеобъемлющий охват Благоприятные условия Специфика региональной и культурной локализации

«За бортом» глобальной демократизации остались практически все мусульманские страны, некоторые бывшие коммунистические страны, например, Китай. Несмотря на синхронность процесса демократизации, различие социально-экономической базы и стартовых условий делают демократизацию не универсальной для каждой страны. Для третьей «волны» характерно и то, что большинство молодых демократий так и не консолидировались — и это способствовало появлению гибридных демократий. Акторы процессов демократизации — инициаторы и участники демократических реформ. При участии политических элит и давлении политических институтов демократизация «насаживается» сверху, если массы мобилизовались сами, то это называется демократизацией снизу. «Ключевые игроки» — это лидеры партий и оппозиции, правящая элита и оппозиция. Иногда встречается объединение акторов, такую модель демократизации С. Хантингтон назвал «трансрасстановкой».

Наши рекомендации