Распределение функций в егсэм
№ п/п | Федеральный орган | Функции |
Министерство природных ресурсов РФ Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба земельного кадастра России Министерство сельского хозяйства РФ Федеральная служба геодезии и картографии России Федеральный горный и промышленный надзор России | Координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды Организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и зон их прямого воздействия Мониторинг недр (геологической среды, включая мониторинг подземных вод и опасных экзо- и эндогенных геологических процессов) Организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов) Обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем Ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании Организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды Мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод Координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной среды Ведение государственной базы данных о загрязнении окружающей природной среды Мониторинг земель Мониторинг лесов Обеспечение создания и функционирования отраслевой системы мониторинга окружающей природной среды Мониторинг рыб, водных млекопитающих и растений Геодезическое и картографическое обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоин формационных систем Координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности |
Министерство здравоохранения РФ Министерство обороны РФ Комитет по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство энергетики РФ | Мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Министерства обороны РФ и Министерства РФ по атомной энергии) Мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения Мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее военных объектов Обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения Участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера Участие в разработке, развертывании и развитии ЕГСЭМ в части мониторинга воздействия подводных источников повышенной опасности в морях и внутренних акваториях на окружающую среду Координация деятельности подведомственных предприятий и организаций отраслей (независимо от форм собственности) в области мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду |
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики осуществляется на основе разработки и реализации целой системы прогнозных документов, а также федеральных и региональных программ, т.е. двух важнейших процедур стратегического планирования. Министерство экономического развития и торговли с участием заинтересованных ведомств и прежде всего Министерства природных ресурсов разрабатывает государственную стратегию действий долгосрочного характера; долго- и среднесрочные прогнозы, включающие в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется федеральная стратегическая программа «Экологическая безопасность России». Она состоит из 19 локальных программ, призванных решать более частные задачи охраны окружающей среды, затрагивающие либо отдельные регионы страны (например, программа «Обеспечение охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна на 1995—2000 гг.»), либо узловые проблемы отдельных аспектов природоохранной деятельности (программа «Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года»). Финансирование этой стратегической программы осуществляется совместно федеральным правительством и субъектами федерации, причем в федеральном бюджете общий объем ассигнований имеет расшифровку по инвестициям каждой из локальных программ.
Стратегическое планирование природопользования имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой самого объекта планирования. Первая особенность состоит в том, что объектом планирования являются результаты взаимодействия общественно-производственных и природных процессов. При этом далеко не все природные процессы, связанные с распространением и накоплением загрязнителей в окружающей среде, поддаются регулирующему воздействию со стороны человека, а многие из этих процессов до настоящего времени недостаточно изучены. Вторая особенность заключается в чрезвычайном многообразии как средств воздействия на природу, так и последствий их применения для экономики страны. Снижение загрязнения среды может быть достигнуто за счет не только осуществления федеральных и региональных стратегических программ, но и многоцелевых изменений в технологии производства (например, внедрение малоотходных технологий, дающих наряду с уменьшением загрязнений выигрыш в полноте и комплексности использования природных ресурсов). Третья особенность — преимущественно региональный характер этой сферы стратегического планирования. Границы загрязнения зон изменчивы в соответствии с изменениями природных условий и далеко не всегда укладываются в рамки административно- территориального деления отрасли. В качестве четвертой особенности можно отметить необходимость учета многообразных социальных эффектов от загрязнения среды. Социальные последствия загрязнения, предсказанные на ближайшее время, определяются более точно и могут быть учтены в стратегическом планировании на основе подсчета экономических потерь. Значительно более сложной является проблема учета долгосрочных и труднопредсказуемых эффектов загрязнения окружающей среды (например, глобальные изменения климата, отдаленные генетические последствия загрязнения и т.п.).
Стратегическое планирование природоохранных мероприятий и рационального использования природных ресурсов предполагает широкое использование методов системного анализа и синтеза, прогнозирование, разработку экономико-экологических программ федерального и регионального уровней.
Системный анализ и синтез призваны:
• определить меры связей между природной средой и экономикой (функционирование природопользующих систем, создание условий для осуществления производственной и другой деятельности — территория, водные ресурсы, ландшафт и т.п.). Некоторые природопользующие системы (добывающая промышленность, сельское хозяйство и др.) формируют первый экономический эшелон и служат основой для дальнейшего преобразования и удовлетворения определенных общественных потребностей;
• оценить состояние производственных систем (степень использования природы, количество и характер отходов, наличие технологий для комплексной переработки ресурсов и др.);
• определить структуру загрязнения, типы загрязнителей, классифицируемых по загрязняющим веществам, по производственным и территориальным системам и др.;
• определить степень исчерпаемости и возобновимости природных ресурсов.
При разработке эколого-экономических прогнозов определяются возможность побочных эффектов, которые появятся на этапе реализации крупных экономических проектов, воздействие на человека, общество и окружающую среду.
В комплексных программах отражаются цикл мероприятий и их организационное, ресурсное, кадровое и прочее обеспечение по решению проблем охраны природной среды и экологизации производства. Комплексные программы разрабатываются на различных уровнях — международном, национальном, отраслевом, территориальном. Программами решаются такие проблемы, как: превращение линейных (открытых) производственных процессов в круговые (замкнутые); целостное развитие экономико-экологических систем и сохранение равновесия в них; освоение неиспользуемых сельскохозяйственных площадей; использование потенциала вторичного сырья; ликвидация и резкое уменьшение отходов деятельности производственных систем; улавливание, хранение, превращение в полезные продукты и нейтрализация отходов и др.
Экологизация производства является важной составляющей сложного процесса качественного обновления всех структурных элементов национального хозяйственного комплекса.
Планирование мероприятий по охране природной среды и экологизации производства осуществляется с учетом:
• сохранения редких, уникальных, невосполняемых природных систем;
• многократного использования и многократного восполнения долговечных, исчерпывающихся ресурсов, вступивших в экономический оборот (фонд металлов и др.);
• использования быстро восполняемых ресурсов (например биоресурсов общества), при этом создаются условия для их воспроизводства без экологической деформации;
• перехода к природопользованию и осуществления мер по устранению побочных и вредных эффектов воздействия на общество и природную среду.
Разрабатываемые в Российской Федерации прогнозы, стратегические федеральные и региональные программы охраны и рационального использования природных ресурсов охватывают следующие компоненты природной среды:
• водные ресурсы;
• атмосферный воздух;
• земельные ресурсы;
• лесные ресурсы;
• рыбные запасы;
• минеральные ресурсы;
• заповедники и национальные парки.
Охрана и рациональное использование водных ресурсов. ВРоссийской Федерации разработана и постоянно корректируется генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов.
В прогнозах и программах устанавливается оптимальный объем водопотребления соответствующими отраслями национальной экономики с учетом их развития, возможности сокращения забора свежей воды из поверхностных и подземных водоисточников; предусматривается внедрение систем оборотного водоснабжения, уменьшение безвозвратных потерь воды путем организованного сбора использованной воды, уменьшение ее испарений, опреснение сильно минерализованных, дренажных и шахтных вод.
В соответствии с основами водного законодательства, как правило, недопустимо использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением (использование подземных вод для технических нужд должно быть постепенно прекращено). В программах предусматриваются мероприятия по очистке загрязненных вод. Все сбрасываемые в водоемы воды считаются загрязненными, если содержание минеральных, органических и радиоактивных веществ, а также тепловых и прочих загрязнений выше норм, установленных органами санитарного, рыбного и водохозяйственного надзора.
Отдельными позициями в программах выделяются: все загрязненные сточные воды; сточные воды, прошедшие очистку (в том числе биологическую, химическую и др.); весенние неочищенные сточные воды, так как они наносят значительный ущерб рыбному хозяйству. Кроме того, предусматриваются сбор твердых и жидких отходов с территорий городов, портов и акваторий и ликвидация их на специальных установках или мусороперерабатывающих заводах, выделяются водоохранные зоны с комплексом водоохранных сооружений, обеспечивающих проведение технологических, лесомелиоративных, агро-, гидротехнических, санитарных и других мероприятий, предотвращающих загрязнение, засорение и истощение водоемов и улучшающих состояние и режим вод.
Охрана атмосферного воздуха.В федеральных и региональных программах намечаются мероприятия по сокращению вредных для человека и окружающей его среды веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными и транспортными средствами. Для этого предусматривается оснащение всех предприятий, осуществляющих вредные выбросы в атмосферу, газо- и пылеулавливающей аппаратурой, а транспортных средств — оборудованием и устройствами для нейтрализации и обезвреживания веществ, содержащихся в выхлопных газах.
Особое внимание уделяется количественному составу выбросов в атмосферу, учитываются как очищенные, так и загрязненные выбросы. Выбросы в атмосферу считаются загрязненными, если содержание органических, неорганических, радиоактивных и других видов загрязнения превышает установленные медико-санитарные нормы.
Для усиления контроля за чистотой воздушного бассейна предусматривается создание контрольно-регулирующих пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей в крупных городах и городах-курортах.
Охрана и рациональное использование земель.Земля — первая предпосылка и естественная основа всякого производства, всеобщий предмет труда и главное средство производства в сельском хозяйстве.
В системе мероприятий по защите от ветровой эрозии и регулированию поверхностного стока нуждаются пашни, сенокосы и пастбища. Ограниченность площадей плодородной почвы (серая лесная, черноземная, горно-луговая и др.) требует рационального использования земель и их охраны от возможного разрушения и ухудшения. Основными направлениями, по которым решаются эти проблемы, являются:
• оптимальное распределение земель по землепользователям различных сфер и отраслей деятельности;
• стимулирование неуклонного повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий;
• охрана земель от разрушения (эрозия), засоления, заболачивания, а также от загрязнения промышленными и бытовыми отходами путем переработки последних, очистки стоков, захоронения и нейтрализации токсичных веществ;
• сокращение отводов земель, особенно сельскохозяйственных угодий, для строительства и других целей, предотвращение перевода высокоценных земель в малоценные;
• вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель путем рекультивации горных выработок, осушения болот, орошения пустынь, освоения целины и залежей и т.п.
В процессе разработки прогнозов и программ, касающихся вопросов рационального использования земель, применяют следующие показатели:
1) общий земельный фонд с выделением сельскохозяйственных угодий;
2) площадь земель, подверженных подтоплению, заболачиванию, засолению, иссушению и загрязнению с указанием площадей, которые охвачены мероприятиями по устранению названных видов деградации;
3) площадь земель, охваченных противоэрозийными мероприятиями (всего и в процентах к площади территории, охваченной эрозией);
4) площадь земель, подлежащих рекультивации (всего и в процентах к площади нарушенных земель);
5) площадь земель, на которых проводится защита сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней биологическими методами.
Ценность земли как главного средства производства в системе хозяйства, с помощью которого производится подавляющая часть продовольствия и сырья для легкой и пищевой промышленности, обусловливает необходимость бережного отношения к сельскохозяйственным угодьям. Органы государственной власти должны взять под контроль трансформацию одних угодий в другие (например, пашни в строительные площадки и т.п.). Решение этой проблемы осуществляется с помощью баланса земельных фондов региона.
Баланс земельных фондов отражает общие земельные ресурсы, степень их освоенности и структуру землепользо вания. Разработка перспективного баланса позволяет установить изменение общего земельного фонда региона, его структуру, динамику и изменение структуры сельскохозяйственных угодий, возможность их увеличения по землепользователям. Важным в разработке планового баланса земель региона является выявление потребности отраслей в земельных ресурсах, особенно для нужд строительства. Потребность в отводе земель для строительства предварительно может быть рассчитана на основе удельной землеемкости капитальных вложений.
Охрана и рациональное использование лесных ресурсов.Российская Федерация располагает богатейшими в мире запасами лесных ресурсов. Их роль чрезвычайно велика не только для развития национальной экономики, но и для очистки атмосферы Земли. Все это предопределяет необходимость государственной защиты лесов и стимулирование рационального использования лесных ресурсов.
При разработке прогнозов, федеральных и региональных программ охраны и рационального использования лесных ресурсов учитываются показатели, характеризующие ресурсы лесов. Данные показатели берутся из балансовых расчетов лесного фонда (табл. 5.2).
БАЛАНСОВЫЙ РАСЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА
№ п/п | Показатели | Состав | Тыс. га |
Общая площадь лесного фонда | Нелесная Лесная | ||
Лесная площадь | Не покрытая лесом Покрытая лесом | ||
Лесопокрытая площадь | Освоенные Резервные | ||
Общий запас древесины, тыс. м3 В том числе в освоенных лесах | |||
Запас на 1 га лесопо-крытой площади, тыс. м3 В том числе в освоенных лесах |
Такого рода расчет производится по видам лесов и в территориальном разрезе.
Большое значение имеют также балансовые расчеты валовой и эффективной продуктивности леса, включающие следующие показатели, тыс. м3:
Валовая продуктивность леса Наличный запас Промежуточное пользование Естественный отход Дополнительный валовой запас В том числе: а) в ходе естественного воспроизводства б) под влиянием мероприятий Весь валовой выход В том числе эффективный | Эффективная продуктивность Отпуск по основному пользованию, всего В том числе деловая древесина Отпуск по промежуточному пользованию Всего отпуск древесины, % к эффективному запасу |
Величина запаса древесины определяется по классам возраста насаждения (хвойная, лиственная). Эффективный запас определяется только по сумме спелых и переспелых насаждений.
Площадь сплошных вырубок, требующих искусственного лесовосстановления, устанавливается с учетом необходимости постепенной ликвидации разрыва между рубкой леса и его восстановлением и является исходным показателем для планирования объемов посадки (посева) леса на вырубках. Он определяется как разность между общей площадью сплошных вырубок и площадью вырубок, на которой восстановление лесов главной породы может быть обеспечено путем естественного возобновления или мероприятиями по содействию лесовозобновлению.
В целях осуществления государственного контроля за своевременным восстановлением леса разрабатывается показатель, характеризующий отношение объемов посадки и посева леса к той части сплошных вырубок, на которой лес не восстанавливается естественным путем, а требуется проведение мер по искусственному его восстановлению.
Отношение объемов лесосечного фонда в государственных лесах к расчетной лесосеке (норме пользования лесом) должно характеризовать уровень эксплуатации лесов.
Охрана и воспроизводство рыбных запасов. Впрогнозах состояния рыбных запасов страны дается их оценка на определенную дату прогнозируемого периода. В федеральных стратегических программах предусматриваются мероприятия по расширению масштаба работ по искусственному рыборазведению, сохранению и восстановлению в первую очередь более ценных видов рыб — осетровых, лососевых и сиговых.
В целях сокращения потерь молоди рыбы все действующие промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные и вновь вводимые водозаборы должны быть оборудованы рыбозащитными устройствами, предотвращающими засасывание молоди насосами и оросительными каналами.
Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов.В Российской Федерации ресурсы минерального сырья учитываются ежегодно Министерством природных ресурсов РФ. Эти ресурсы включают геологические, балансовые и забалансовые запасы:
геологические запасы — это запасы, заключенные в недрах;
балансовые запасы представляют собой часть геологических запасов, соответствующих требованиям промышленности по качеству и условиям эксплуатации;
забалансовые запасы являются частью геологических запасов, которые в настоящее время по разным причинам эксплуатировать неэффективно (низкое содержание полезного вещества, сложность условий эксплуатации, малая мощность залежи и т.д.).
Балансовые запасы делятся по категориям в зависимости от степени разведанности и изученности (табл. 5.3).
БАЛАНСОВЫЕ ЗАПАСЫ
Категория | Субкатегория (подразделение) | Назначение |
А В С | А1 А2 Не делится С1 С2 | Для эксплуатации Для проектирования и строительства промышленных предприятий Для обоснования проектирования капитального строительства Для перспективного планирования промышленности и дальнейшего разведывания Для прогнозов, перспективных федеральных программ, перспективных планов геологических работ |
Учет балансовых запасов ведется по приведенной ниже форме:
Полезные ископаемые | Запасы на начало года | Прирост запасов по материалам разведок | Запасы на конец года | Единица измерения | Балансовые запасы по субкатегориям | Всего запасов | ||||
А1 | А2 | В | С1 | С2 | ||||||
На основе учета ресурсов минерального сырья ежегодно производится расчет его запасов (по видам, типам руд и регионам). Баланс запасов конкретного минерального сырья рассчитывается в годах обеспеченности балансовым запасом полезных ископаемых народно-хозяйственной потребности в данном ископаемом. Расчет баланса осуществляется по формуле
О = М/[П • (1/К1*К2*К3)],
где О — обеспеченность в годах;
М — все плановые запасы полезного ископаемого в недрах;
П — среднегодовая потребность национальной экономики в полезном ископаемом;
К1, К2, К3 — коэффициенты извлечения полезного вещества (соответственно при добыче, при обогащении, при переделе).
Кроме того, баланс обеспеченности учитывает производные источники сырья (вторичные ресурсы: лом металлов, разработки отвалов и др.):
О = М / [П • (1/ К1*К2*К3) - (Д + К4*ЗВ)],
где ЗВ — запасы вторичного сырья;
К4 — коэффициент извлечения полезного вещества из запасов вторичного сырья;
Д — количество полезного вещества, извлекаемого из других источников (отвалы, хвосты обогатительного процесса и т.д.).
Рациональное использование минеральных ресурсов определяется полнотой извлечения полезных ископаемых из недр при добыче, а также полезных компонентов из руд при переработке.
Развитие заповедников, природных (национальных) парков и ботанических садовявляется одним из направлений стратегического планирования и имеет своей целью создать рациональную систему природоохранных территорий, сохранить в естественном состоянии природные комплексы по зонам страны, которые стали бы эталонами природы, сбережения генофонда и на базе которых можно решать актуальные научные и практические задачи природопользования, а также использовать их для отдыха населения и просветительных мероприятий (включая туризм).
Территория заповедников не может изыматься для хозяйственного пользования.
В перспективе будет создаваться географическая сеть заповедников, охватывающая все основные типы ландшафтов и их региональные разновидности, в которую будет включена организация уникальных степных и лесостепных заповедников (донских, приволжских, приуральских, кубанских), характерных в основном лишь для Российской Федерации.
Для сохранения и размножения ценных видов животных и птиц планируется увеличить количество заказников (особенно в местах массового скопления дичи, зимовок, на пути пролета птиц) и усилить охрану отдельных видов растений.