Роль госсектора в рыночной экономике

Госсектор часть экономики страны, полностью контролируемая государством: комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам (узкая трактовка)
  совокупность форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (более широкая трактовка)
Бюджет необходим для перераспределения доходов, финансирования производства общественных благ (роль государства значительна); в производствегосударственное вмешательство должно быть минимально (только на государственных предприятиях); в обмене роль государства равна 0
Государство выступает как предприниматель, инвестор, организатор НИОКР, потребитель конечной продукции.
Причины возникновения госсобственности 1) подготовка к войне; 2) спасение от банкротства частных компаний; 3) создание госпредприятий в нерентабельных или рúсковых для частного капитала отраслях
Пути формирования и расширения госсобственности • национализация отдельных предприятий или целых отраслей (Великобритания, Франция, Италия, Австрия): − конфискация (Россия, страны Африки) − выкуп (страны Западной Европы) • покупка государством акций частных предприятий и образование смешанных государственно−частных компаний (Италия, США, Швеция, Япония) • строительство предприятий за счет средств госбюджета
Структура госсобственности • промышленные предприятия; • производственная и социальная инфраструктура; • военные отрасли
  • необходимость технического перевооружения отсталых отраслей (угольная, металлургическая и др.); • содержание и развитие убыточных и низкорентабельных отраслей производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика, средства связи); • поддержка новых отраслей, связанных с НТП, которые отличаются высокой капиталоемкостью, медленным оборотом капитала, повышенным риском и низкой рентабельностью; • ускорение НТП предъявляет, с одной стороны, качественно и количественно иные требования к рабочей силе, а с другой, − предполагает увеличение затрат на развитие и поддержку НИОКР  
     
Особенности положения государственных предприятий   • наличие в хозяйственной деятельности рыночных и нерыночных факторов (амбиции политиков, распоряжения министерств и т.п.); • гарантированная финансовая поддержка государства (им не грозит банкротство), искусственное ограждение от конкуренции (работа на госзаказ, сбыт по твердым ценам); • высокие издержки производства (в Англии − на 30%, в США − на 20% по сравнению с издержками в частном секторе), слабая восприимчивость к НТП, чрезмерно раздутый управленческий аппарат; • низкая конкурентоспособность, рентабельность и производительность труда; • объект прямого контроля: * директивное планирование; * административный контроль над ценами и заработной платой; * ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией вплоть до запрета права на забастовки  
Госсектор как метод ГРЭ 1) государство − крупный потребитель конечной продукции, причем государственный рынок всегда был и остается очень привлекательным для частного сектора: • это гарантированный и "прозрачный" рынок, т.к. отношения государства и частных фирм строятся на основе контрактов, оплата по которым осуществляется за счет средств ГБ; • это особо прибыльный рынок из-за отсутствия эквивалентности в обмене: государство приобретает продукцию частного сектора по завышенным ценам, а свои товары и услуги продает по заниженным ценам и тарифам (уголь, газ, электроэнергия, транспортные услуги); 2) государственное предпринимательство и потребление являются частью антициклической(антикризисной) политики; 3) через госсектор реализуется структурная политика.  
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ 70−80-е гг. XX в. стали периодом повсеместного разгосударствления, охватившего большинство развитых стран мира.  
Разгосударствление уменьшение масштабов государственного предпринимательства при сохранении государства в структуре рыночной экономики
  изменяются формы деятельности государства с целью лучшего приспособления к требованиям рынка и повышения эффективности функционирования остающихся в госсекторе предприятий  
Способы  
1. Либерализация рынков   изменение условий конкуренции: • отмена (или снижение) барьеров для доступа на рынок новых конкурентов, в т.ч. иностранных; • стимулирование диверсификации производства и продаж; • содействие развитию малого бизнеса  
Последствия − ограничение сферы государственного предпринимательства без изменений госсобственности и ее субъектов; − демонополизация рынка
2. Оздоровление госсектора ликвидация нерыночной обстановки функционирования государственных предприятий: • сокращение государственных субсидий; • отмена налоговых льгот; • отказ от списания банковской задолженности
3. Создание и расширение сферы деятельности смешанных государственно−частных предприятий
4. Приватизация   передача государственных предприятий в частный сектор: происходит изменение и формы, и субъектов собственности
Формы • продажа предприятий в частные руки через аукционы, конкурсные торги; • прямая передача (бесплатная) с помощью приватизационных чеков (ваучеров); • акционирование (выпуск и продажа акций); • как врéменная мера для улучшения экономических показателей работы государственных предприятий: − сдача в аренду; − заключение контракта на управление предприятием
     

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:

ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА

Наши рекомендации