Радикальная политическая экономия
Радикальную политическую экономию можно отнести к числу феноменов в эволюции современной экономической мысли развитых стран, поскольку её появление противоречит на первый взгляд привычной логике экономических учений. В ней отражаются усложнение проблем современной эпохи, новые явления в развитии производительных сил и общества, социальные и экономические противоречия.
Как направление современной экономической мысли радикальная политэкономия сформировалась в конце 1960-х годов, хотя радикализм в экономической литературе капиталистических стран не представляет абсолютно нового явления. Его теоретические истоки восходят к работам таких экономистов, философов и социологов, как П. Баран, П. Суизи, Р. Милс, Е. Фромм, Г. Маркузе и др. Современные радикалы заявили о себе одновременно с широким размахом студенческого движения в США и других развитых экономических странах. Возрос авторитет и укрепились их позиции в университетской науке. В США был создан союз сторонников радикальной политэкономии, началось издание «Review of Radical Political Economics». К радикалам относятся такие влиятельные экономисты, как Г. Шерман, Ф. Гордон, Р. Эдвардс, Дж. 0’Коннор и др. За короткое время экономисты-радикалы создали обширную литературу. Одну из первых попыток её систематизации предпринял видный теоретик радикализма американский экономист Г. Шерман в книге «Политическая экономия».
Критическому анализу радикальной политэкономии посвящён ряд работ отечественных экономистов,[43] в которых раскрывается теоретическая основа, содержание, основные черты и особенности свойственных ей концепций. Радикальная политэкономия неоднородна по своему составу, социальной ориентации, задачам, решаемым её представителями. В ней различают умеренное крыло, представители которого близки к либеральному реформизму, примыкают к посткейнсианству, либо социально-институциональному направлению. Экономисты-радикалы в определённой части опираются на идеи либерализма и развивают их. Наряду с этим оформилось леворадикальное течение, которое выходит за рамки либерализма. Левые радикалы — это представители средних слоев общества, преимущественно критически мыслящей интеллигенции, университетских кругов, части студенчества, экономисты и социологи, разочарованные в результатах современной эволюции общества, напуганные негативными последствиями НТР, социальными катаклизмами, — они не только критикуют капитализм, но и отвергают его как систему. Отношение к социализму у них также отрицательное. Американский экономист Дж. Гэрли назвал это направление политэкономией «протеста и вызова».
В период формирования теоретики левого радикализма испытывали влияние движения «новых радикалов», развернувшегося в развитых странах. Однако отождествлять их или рассматривать леворадикальную позицию как разновидность движения «новых левых» нет оснований. Они не совпадают по многим позициям. Движение «новых левых» подверглось глубокому разложению и значительно утратило свои позиции.
Леворадикальная политэкономия не связана с массовым движением. Деятельность экономистов-радикалов в основном ограничена сферой теории, научных исследований, преподавания, публицистики. Леворадикалы подвергли критической переоценке западную экономическую теорию. Своим остриём эта критика направлена прежде всего против неоклассицизма. Экономисты леворадикального толка противопоставляют ему более реалистические построения, опирающиеся во многом на концепции посткейнсианства, институционализма, социальную теорию распределения, а также отдельные положения экономической теории К. Маркса. Теоретики радикализма обращаются к социальным проблемам, широко отражают их в своих концепциях.
Теоретики левого радикализма восприняли отдельные методологические и теоретические положения институционализма. Нередко они применяют институционалистскую трактовку общественной структуры, учитывают её влияние на экономический процесс, используют в своих теориях отдельные элементы новейших концепций трансформации экономики, например, таких, как «качество жизни». Вместе с тем леворадикалы не согласны с теоретиками трансформации, идущими по пути сохранения капиталистической системы, ограничивающимися её реформированием, обновлением и улучшением. С этой точки зрения критикуется концепция Дж. Гэлбрейта.
Критика капитализма в концепции леворадикалов образует исходный рубеж, от которого начинаются все последующие построения, формируются представления об альтернативных вариантах общественного устройства, называемых «экономикой участия». Они обращаются к экономическому учению К. Маркса, используют его отдельные положения в своём анализе. Однако марксистский анализ капитализма как системы с вытекающими из него революционными выводами теоретики левого радикализма не воспринимают. В своей критике они делают различные акценты. Так, например, большое место отводится проблеме взаимоотношения между потребителями и производителями, действию различных производных факторов, нарастанию противоречий между суверенитетом потребителей и суверенитетом производителей.
Следует отметить, что критика леворадикалов строится не столько на анализе объективных социально-экономических процессов, сколько на обращении к нормам морали и справедливости, принципам гуманизма, проблемам духовной сферы, подавления свободы личности, её способностей к творчеству и т.д.
Экономические теории левых радикалов не представляют чего-то единого и завершённого. Многие из них выступают за создание «новой радикальной политэкономии». По мнению американского экономиста Дж. Годзона, важнейшим звеном такого учения должны быть связи двух компонентов, воспринятых от К. Маркса и Дж. Кейнса. Однако вопрос о создании единой экономической теории остаётся открытым и учение левых радикалов по-прежнему отличается эклектизмом и разобщённостью.