Совершенствование механизма регулирования рынка труда на основе индикативно-мониторингового подхода

Сложная ситуация на рынке труда, меняющиеся потребности в образовании и профессиональной подготовке кадров, выдвинули новые приоритеты развития в области взаимодействия рынка образования и рынка труда. Образовательные услуги, в настоящее время, не полностью удовлетворяют потребностям российской экономики, в связи с чем ведется обширная работа, направленная на реформирование системы образования, в том числе, осуществляемые организационно-структурные преобразования, которые направлены, в первую очередь, на повышение конкурентоспособности и мобильности выпускников на рынке труда.

Экономическое развитие России на современном этапе требует ориентации на рост объемов производства высокотехнологичных, конкурентоспособных товаров и услуг. Необходимым составляющим данного процесса является подготовка высококвалифицированных кадров, соответствующая по количественным и качественным параметрам потребностей экономики. Вместе с тем, современная ситуация демонстрирует несоответствие структуры, уровня и качества подготовки выпускников требованиям современного рынка труда, вследствие чего наблюдается не востребованность молодых специалистов определенных профессий.

' Образовательные учреждения предоставляют обществу услуги, потребителями которых являются граждане, одновременно предлагающие результаты своей деятельности на рынке труда, где в свою очередь потребителями выступают предприятия и организации различных форм собственности и отраслей экономики (рисунок 2.2).

Специалисты выделяют ряд тенденций взаимосвязи российского рынка труда и рынка образования88. Первая тенденция, основная, озвученная ранее и воздействующая на другие - рост численности студентов высшего и среднего профессионального образования по гуманитарным направлениям. В результате, чего, российской системе образования, в относительно короткие сроки, удалось сместиться из оборонно-технической области в «нормальную» область, типичную для стран с рыночной экономикой . При этом, в экономике не происходили технологические изменения, способствующие трансформациям в профессионально-квалификационной и образовательной структуре, а наоборот, наблюдался упадок производственных мощностей, снижение взаимосвязи науки и экономики.

Спрос на специалистов

Производители образовательных

услуг

(образовательные

учреждения)

Предложение получения образования



Рынок труда

Предложение

труда специалистов

Выпускники -

молодые специалисты

Получение образования

Рынок образовательных услуг



Спрос на специалистов

Потребители

образовательных

услуг

Спрос на получение образования


90

Рисунок 2.2 - Взаимосвязь рынка труда а рынка образования

8 Макарова M.H, Труд в обществе знаний. Образование под вопросом: Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С.91. 89 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004: на пути к обществу, основанному на знаниях. М.: Весь мир, 2004. - С.86.

Е.Е.Гущина, А.А. Овчарова. Механизм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в меняющихся условиях. Экономика и управление 2007. №12(37).

Формирование социально-профессиональной структуры в России, на наш взгляд, происходило искусственно, в соответствии с ориентациями молодёжи под влиянием зарубежной «моды» без учета перспектив макроэкономического развития. Итогом явился дисбаланс рынка труда и рынка образования.

Вторая тенденция, дисбаланса на указанных рынках явилось увеличение спроса высшего образования, повлекшее дефицит квалифицированных рабочих кадров на предприятиях.

При разработке системы регулирования развития рынка труда и рынка образования необходимо учесть обе тенденции, а также основные причины, сдерживающие эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования:

- отсутствие у большинства из молодых специалистов необходимых знаний и навыков в части самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

- несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий конкретного региона;

- отсутствие вакансий для молодежи, не имеющей опыта трудовой деятельности и высокой квалификации;

- неразвитость кадровой политики большинства организаций, ориентированных в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

- трудности с предоставлением жилья, возможности материальных накоплений;

- отсутствие отлаженного механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг.

Решение проблемы приведения структуры, объемов и качества

подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики конкретного региона многим исследователям видится в создании системы управления реализацией региональных программ развития рынка труда с учётом влияния системы профессионального образования, основой которого выступает составление перспективных балансов спроса и предложения рабочей силы (рисунок 2.3).

Рынок образовательных услуг



XZ

Предложение

Субъекты образовательных услуг







Рыночное саморегулирование, государственное регламентирование, система социального партнёрства

К V

Баланс спроса и предложения на труд







Спрос

Субъекты рынка труда






Рынок труда


91

Рисунок 2.3 - Существующая система взаимодействия рынка труда и рынка

образования

Помимо приведенной системы взаимодействия двух указанных выше рынков, ряд исследователей92 рассматривают баланс рынка труда и рынка образования на основе социального партнерства, полагая, что социальный

91 Источник: Е.Е. Гущина, А.А. Овчарова. Механизм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка
труда в меняюшігхся условиях. Экономика и управление 2007. - №12(37).

92 Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования //
Пут» реформирования НПО и СПО. Социальное партнерство в сфере образования: опыт, проблемы,
перспективы развития. - Информационный бюллетень № 25: Москва, ЦК Профсоюза Работников народного
образования и науки РФ. - Выпуск 6. - Ноябрь. - 2006 г.

диалог субъектов, которые через коллективные переговоры должны сотрудничать, нести социальную ответственность перед обществом и друг другом, осуществлять социальный аудит по созданию социального равновесия спроса и предложения на труд (рисунок 2.4.).

                   
  Предложение   Рынок образования  
     
         
і і   \      
    Субъекты рынка образования       Баланс спроса и предло жения на труд
У г     Социальная ответственность \
Формы взаимодействия (непродуктивная, предпродуктивная, продуктивная)     Ї     /
—► Социальный диалог —► Социальное сотрудничество / \   \
        \
1 \ Социальный аудит /
і к      
      Субъекты рынка труда  
  '        
    і і  
  }     і '    
  Спрос   Рынок труда  
     
          ___          
                                   

Рисунок 2.4 - Система взаимодействия рынка труда и рынка образования

основанная на модели социального партнёрства

Под социальным партнёрством, в данном исследовании, будем понимать систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно


„94

связанных с ними отношении

93 Батракова Л.Г. Социальное партнерство как индикатор качества образования, [электронный ресурс] -
Режим доступа: http://yaratiso.ru/index.php?option=com content&task=view&id= 185&Itemid=50 (дата
обращения 11.09.2010г.).

94 Трудовой Кодекс Российской Федерации, Ст. 23 «Понятие социального партнерства в сфере труда».

Как видно на рисунке 2.4, в данной системе представлены три формы диалогового взаимодействия субъектов рынков образования и труда (выпускников и работодателей):

- непродуктивная - взаимодействие осуществляется на формальном уровне, преобладает монологичная форма, профессиональное образование не создает условий для сотрудничества, отсутствует движение по линии коммуникативной связи «рынок образования - рынок труда»;

- предпродуктивная - взаимодействие происходит при доминирующей роли субъектов рынка труда, при преобладании монологичной формы, частично вводится диалог между образовательными учреждениями и работодателями;

- продуктивная - появляются отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма между субъектами рынков образования и труда, которая приводит балансу спроса и предложения на труд, то есть востребованности молодых специалистов на рынке труда.

К основным принципам системы социального партнерства субъектов рынков образования и труда исследователи относят: полномочность представителей сторон; равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав субъектов деятельности; добровольность принятия обязательств; обязательность исполнения договоренностей; регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества; ответственность за принятые обязательства и др.

Основными целями системы регулирования рынков труда и

образования в рамках социального партнерства являются :

- реализация государственной политики в области системы
профобразования и подготовки кадров;

Батракова Л.Г. Социальное партнерство как индикатор качества образования, [электронный ресурс] -Режим доступа: hnp://varatiso.ru/index.php?option=com_content&task=vievv&id=18S&Itemid=50 (дата обращения 11.09.2010г.).

- обеспечение рынка труда необходимым объемом специалистов требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики;

- адаптация, подготовка, обучение и переподготовка кадров к изменяющимся условиям на рынке труда.

Приведенная система позволяет осуществлять открытое взаимодействие с социальными партнерами, направленное на совершенствование содержания образовательных программ, которое может быть реализовано через традиционные и инновационные формы: практическое обучение студентов на реальных рабочих местах; проведение занятий для студентов представителями индустрии («гостевые лекторы»); участие работодателей в аттестации студентов, в разработке и рецензировании учебно-программной документации, в профессиональных конкурсах мастерства, студенческих конференциях, декадах по специальностям и т.д. Кроме того, позволяет осуществлять стажировку преподавателей на реальных рабочих местах; трудоустраивать выпускников, прошедших практику; организовывать консультативные советы, в которые входят представители учебных заведений, работодателей, профессиональных ассоциаций, служб занятости, региональных органов управления отраслью и образованием и т.д.

Высокие требования к квалификации и качеству подготовки специалистов сделали необходимым: открытие новых специальностей и специализаций; целевую подготовку выпускников; формирование образовательных программ, адекватных мировым тенденциям и потребностям рынка труда; разработку и внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса; совершенствование материальной базы и др.

Окупаемость инвестиций в сфере образования в сравнительно короткие

сроки делает данную отрасль экономики достаточно привлекательной для

представителей бизнеса. Поскольку результаты вложений проявляются через

существенный временной интервал, очевидна необходимость в государственной поддержке. Укреплению сотрудничества между социальными партнерами в области образования и труда способствует, по мнению разработчиков системы социального партнёрства, создание совместных органов и структур на национальном и региональном уровнях, а также разработка пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства. Разработка такого пакета должна предусматривать:

- налоговые льготы и стимулы, побуждающие работодателей участвовать в финансировании образовательных учреждений и социальной поддержке обучаемых;

- льготы предприятиям, обеспечивающим производственную практику для студентов;

- предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров;

- создание в рамках коллективных договоров учебных фондов и др.

Приведённые выше системы регулирования реализации процессов по взаимодействию рынка труда и рынка образования имеют как достоинства, так и ограничения, условия выполнения, отмеченные выше. Анализ проблемы занятости выпускников системы профобразования, мониторинг данного сегмента рынка труда, анализ законодательной базы, мирового опыта регулирования рынка труда выпускников системы профобразования, позволяет заключить, что процесс интеграции системы профобразования и рынка труда в России, как и в других странах не может происходить в отсутствие государственного регулирования экономики, указанных её сегментов.

Анализ программ содействия занятости и снижения напряженности на

ПО

рынке труда, подпрограмм, ориентированных на выпускников системы профобразования, проведенный в п.2.1 настоящего исследования показал, что:

- отсутствует открытая общедоступная система контроля, анализа и оценки эффективности реализации вышеназванных программ на каждом этапе;

- реализация программно-целевого подхода находится на недостаточном уровне, о чем свидетельствуют представленные индикаторы (таблица 2.1).

Выявленные недостатки программ и подпрограмм, на наш взгляд, возможно устранить, путём совершенствования механизма регулирования реализации программ занятости, в основе которого положен существующий механизм, реализованный индикативно-мониторинговым подходом в рамках программно-целевой подход.

Предполагается, что данный блок в структуре «рынок образования — рынок труда молодых специалистов» будет выглядеть, как изображено на рисунке 2.5.

Система управления

Рынок труда

Система контроля,

анализа, оценка

эффективности

реализации программ

занятости

выпускников

■*—*■

Выпускники -

молодые специалисты

Механизм управления и регулирования

Население

Рынок образования

Рисунок 2.5 - Место системы контроля в регулировании процесса реализации программ развития профессионального сообщества96



Разработано автором в ходе исследования.



Представленный на рисунке 2.5 блок «системы контроля управления реализации программ взаимодействия рынка труда и рынка образования» подразумевает непрерывный контроль процессов, происходящих как на молодёжном сегменте рынка труда, так и на рынке образования. Непосредственно механизм управления рынком труда выпускников системы профессионального образования, на наш взгляд, будет выглядеть, как представлено на рисунке 2.6.

  1 Внешняя среда )    
         
  Л К §1 S- га     /
Субъекты молодёжного сегмента рынка труда (органы гос.власти, работодатели, объединения работодателей, образовательные учреждения, профсоюзы) N Объекты молодёжного сегмента рынка труда (выпускники системы профессионального образования) К Результат управленческого воздействия на молодёжный сегмент рынка труда
     
    V
і 1"*\          
         
  1 Внутреняя среда )  
  Обратная связь  

Рисунок 2.6 — Механизм управления рынком труда выпускников системы

профессионального образования

Механизм в данном исследовании представлен совокупностью процессов, форм и методов посредством которых субъекты молодёжного сегмента рынка труда: органы государственной власти; работодатели; объединения работодателей; образовательные учреждения; профсоюзы оказывают управленческое воздействие на объекты молодёжного сегмента рынка труда - выпускников системы профессионального образования,



Разработано автором в ходе исследования.



результатом которого является достижение поставленной цели управления.

Под инструментами управления механизма на рисунке 2.6 понимаются программы содействия занятости и снижения напряжённости на молодёжном сегменте рынка труда, реализуемые индикативно-мониторинговым подходом, в рамках программно-целевого метода управления. Внутренняя среда - социально-экономическое положение субъекта Федерации, состояние рынка труда, то есть те факторы, которые способны оказывать влияние на процесс регулирования на уровне региона. Под внешней средой автором понимается государственная политика на федеральном уровне, общее состояние экономики в стране.

В целях всесторонней реализации субъектами инструментов механизма (рисунок 2.6) необходима разработка информационной системы, реализованной на базе интернет-сайта подразделения-исполнителя программ регулирования развития рынка труда - ЦЗН территории (рисунок 2.7). Таким образом, становится возможным достижение принципа открытости и интерактивности данной информационной системы как элемента совершенствования существующего механизма.

а) Место информационной системы на интернет-сайте ЦЗН муниципального образования

<- —* с? •£§ О wwwtaoszr» fU'ttanjUc fstm




аШШС&ізш іШХ$$Ш&ШЬ*& ®Фй

£^| WtfViOW* №**&Л ^| W#**.***ft £N J>*aVWlT***s*r»»**VJS £^J М^€*£Ю*ЛЇ«*<Є**!^0*4

шостм, роїюмй1, рокрутинг,

 
 

-LU

g^w^awy .^т^т

* '1 ■'■г*'' ___________

>>■ Статистике >>

Информационная система



уи»н»ц»гг»аст.,»«.»..дд.><аповп!К.,>»..спета«ипа.,і.-і5И,л«..под8Ці......

J2222SE2II
^J*^ і**"1*^;

n**r-ry-Trmrt

J

£іНЕХЛикАДШ_ИЙМиіС

ішіш>~34і-£аш.шШ2/дое_Ясиш^




_J
__ I

р,атПИЧн""П..РИД-ам>« аконаимчсо:он.деятел<.ноеін..налйоппітчт<Ц{..тпада.іі.гоіО
і^д£едцлшя:ц2и>£зл;^шс,„меп^^^ чем вдоо? голу,,,,

Ситуація, пя, вмліш^:ше/иіцсОРцашр.м^я^^

Нишгшмшаи.-даа!ііьц< в, аяямотгас,,іх>.ргма,,ТЛ£днрага,,р,гоо?,,£сдж,лі.а.діга,д,по>>,«!.і,и.'і,«

рвіпииимтдшиїги зг.ононичі>скпй.ае»тіа>ьнвин.иіі.пвгапаи<гнячговпда.а gQO<? г. nrf.ro i.iimtf. і ге.ъ тие..чі«і,.что на o.-t тыс.-ran, вепьш(!.-№н р гооагвау...

Сиіуішш но П1.ШКІ» то»яд г.Тпгднрога г>д gOOf» г. 1 IJ

б) Место информационной системы на интернет-сайте субъекта Федерации

£Ь >ТОч Pi*Toec*w (**w:

Наши рекомендации