Традиции и корни российского предпринимательства.
Традиции(а) и корни(б) российского предпринимательства.
а)Предпринимательство в России имеет свои особенности именно в этическом пла-е.
Путь «из варяг в греки», на котором возникло первое древнерусское государство, возвысил представителей купечества, в кругах которого ценились солидарность и верность «купеческому слову». В те времена кодексами деловой этики – уставами – осуждалась только фальсификация товара, а остальные правила делового взаи-модействия были «неписанными», т.е. оставались на совести предпринимателей. Существенным регулятором деловых отношений Древней Руси была глубокая ре-лигиозность предпринимателей. Например, купцы стремились искупить перед Бо-гом и людьми грех любостяжания искренней и глубокой верой, паломничеством к
святым местам, подачей милостыни и иными «благими делами» - благотвори-тельностью.
Бытовало твердое убеждение, что успешному предпринимательству способствует покровительство святых – своих для каждого ремесленного и торгового цеха.
В годы владычества Золотой Орды на Руси начинает формироваться националь-но-религиозная идея предпринимательства, основанная на общерусском патрио-тизме. Так, известные своей высокой репутацией купцы периодически привлека-лись московскими и региональными князьями для выполнения важных поручений с политической целью, поскольку предприниматели переходили «с земли на зем-лю и знаемы всеми и в Ордах, и во Фрязях (в Западной Европе)».
В период становления Московской Руси после Золотой Орды деловые люди – торговцы и ремесленники – выросли до граждан, получивших право землевладе-ния и выражения собственных этических и политических взглядов в крестоцело-вальной записи, в соблюдении которых клялись русские цари.
Правда, по мере усиления государственных начал и формирования «служилой
экономики» возрастали возможности бюрократии, что приводило к произволу
чиновников и, соответственно, расцвету коррупции. Деловая этика в те времена входила в зависимость от властей: торговля не шла без посулов-взяток, на что еще в 1662 году посадские купцы жаловались царю. Не стеснялись подкупа, обмана и подлога и иностранные купцы – сохранились письменные жалобы русских купцов и на плутовство английских, голландских и немецких торговцев.
Период петровских преобразований характеризовался официальным утверждени-ем идеи благотворительности предпринимательства для государства и общества. Генеральный регламент 1721 года и другие государственные постановления усло-вием достижения «общего блага» провозглашали развитие торговли, художеств и мануфактур, «которыми все прочие благоучреждения государства процветают и богатятся…».
В России середины XVIII столетия оформилось и распространилось понятие «со-вершенный купец» – идеал нравственного хозяйствования. По инициативе Ком-мерц-коллегии переводились на русский язык и были с интересом читаемы евро-пейские книги о деловой этике.
Так, популярным среди деловых людей был трактат Ж. Савари «Совершенный негоциант», написанный еще в 1675 году, в котором перечислялись профессио-нально-этические стандарты эффективного предпринимателя: знание предмета, опытность, предусмотрительность, осторожность, расчетливость, бережливость и верность слову, особенно необходимая для прочной репутации. Сами российские купцы описывали тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процвета-ние дела своей порядочностью, добронравием и строгостью к себе.
В первой половине ХIХ века предпочтение товара более дорогого, но высокого качества стало отличительной чертой русского рынка. «Дорого, но мило, дешево да гнило» – говорила народная пословица. Стремление производить и продавать высококачественные товары стало важным элементом деловой этики. Возникла конкуренция не только товаров, но и товарных знаков. «Высокопробностью това-ра» был особо знаменит Савва Васильевич Морозов, добившийся «славы товаров» строгой приемкой, тщательной многоступенчатой сортировкой и добросовестно-стью при продаже.
Среди просвещенных купцов, как и во времена Московской Руси, высоко цени-лась гражданская позиция и патриотизм: предпринимательские проекты затраги-вали не только торгово-промышленные, но и общесоциальные вопросы. Так в России зарождалась корпоративная социальная ответственность.
Российские предприниматели внедряли свои этические нормативы, из которых сложился декларируемый эталон деловой этики. Основными элементами деловой этики являлись честность, верность данному слову, надежность, компетентность. Нравственный образец дополнялся набором профессиональных качеств: трезвость расчета, решительность, знание рынка, способность организовать работу, устано-вить связи и привлечь инвестиции.
Известные своей порядочностью и деловыми качествами предприниматели зачас-тую самим фактом своего участия в управлении компанией обеспечивали привле-чение капиталов. Нередко, новое товарищество возможно было учредить только при условии, что его возглавит предприниматель, нравственность которого не вы-зывала сомнений.
В те времена для иностранных предпринимателей слово российского партнера за-частую имело большее значение, чем подписанное соглашение.
Деловая элита жестко осуждала отступление от эталона деловой этики, что при-водило к приостановке или ограничению деловых контактов. Устное обвинение в нечестности вызывало разрыв деловых отношений и приводило к отказу обви-няемого от должности. Российский стандарт деловой морали терял «цеховой» или корпоративный характер и становился универсальным.
б)В России становление предпринимательства началось в середине 80-х годов прошлого века. Все началось с зарождения и деятельности центров научно технического творчества, различных коллективов на базе частной собственности. Далее деятельность малого бизнеса начала принимать общественный характер, путем насыщения внутреннего рынка товарами и услугами для пользования потребителями, так сказать в рамках корпоративного движения. Потом следовало принятие ряда законодательных актов, а в начале 90-х годов последовало развитие среднего и крупного бизнеса, широкомасштабная приватизация и развитие всех видов предпринимательства. В настоящее время государством проводится ряд мероприятий на развитие и поддержку малого предпринимательства. Разрабатываются и внедряются различные целевые программы, предусматривающие субсидирование, по некоторым видам налогов применяются налоговые льготы.