Основные черты натуральной формы организации экономики.
1. Натуральное хозяйство, его черты и особенности
Характеристика понятия «формы общественного хозяйства».
Критериями различения форм хозяйства являются:
а) характер связи между производством и потреблением;
б) способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества;
в) способ координации экономической деятельности.
Исторически первой формой хозяйства является натуральное хозяйство. В нем производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе патриархальных традиций и внеэкономического принуждения к труду.
Натуральное хозяйство – это такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.
Эта система имеет следующие черты. Схема №1
Замкнутое хозяйство |
Универ-сальный труд |
Прямые хозяйстве сснннные свясссссвязи н-ные связи |
Схема № 1. Основные черты натурального хозяйства
Для натурального хозяйства характерны:
а) замкнутость системы организационно-экономических отношений;
б) ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды;
в) прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство – распределение - потребление», то есть созданная продукция распределяется между участниками производства, минуя обмен, и идет в потребление.
Натуральное хозяйство возникло в период становления первобытно-общинного строя, господствовало в рабовладельческих государствах, а также составляло одну из главных черт феодальной экономики. В современных условиях оно сохранилось в развивающихся странах, где преобладает доиндустриальное производство, традиционная экономика.
Наиболее распространенный формой хозяйства является товарное хозяйство. В нем связь между производством и потреблением, координация экономической деятельности осуществляются путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.
2.Товарное производство и его отличительные особенности
Товарное хозяйство – это такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке.
Такая система обладает признаками, которые характеризуют ее особенность. Схема № 2
Открытое хозяйство |
Разделе-ние труда |
Косвенные хозяйствен-ные связи |
Схема № 2. Основные черты товарного хозяйства
Для товарного хозяйства характерны:
а) открытость системы организационно-экономических отношений;
б) разделение труда и как следствие этого обмен товарами;
в) косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство-обмен-потребление».
Изготовленная продукция поступает на рынок для обмена на другие изделия и лишь затем попадает в сферу потребления. Рыночный обмен устанавливает экономические связи между производителями и потребителями товаров.
Производство товаров существует с периода первобытнообщинного строя до настоящего времени.
Причинами развития товарного производства является:
а) общественное разделение труда и б) хозяйственное обособление людей.
Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников. При капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором становятся товаром не только результаты труда, но и сама рабочая сила человека (их характеристики см. в схеме №4 семинарского занятия).
Элементарной клеточкой товарного хозяйства является товар.
Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.
Товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.
Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных пропорциях.
Пропорция обмена зависит от величины стоимости, воплощенной в товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.
3.Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость. Трудовая теория стоимости К.Маркса. Закон стоимости.
Трудовая теория стоимости.
Основное содержание трудовой теории стоимости (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Риккардо, Карл Маркс) заключается в следующих положениях:
1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции;
2. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества.
Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд.
3. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Различают простой и сложный труд. Сложный труд – это помноженный простой труд. Сведение всех видов сложного труда к определенному количеству простого труда - это редукция труда.
4. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время.
5. Различают индивидуальное рабочее время (работника, предприятия) и общественно необходимое рабочее время (рыночное). Стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем.
6. Общественно необходимое рабочее время – это время, которое затрачивается на изготовление продуктов при:
а) общественно нормальном (наиболее распространенном в отрасли) состоянии производства;
б) средней квалификации работников;
в) средней интенсивности труда.
Согласно закону стоимости рыночная стоимость полезных вещей определяется общественно необходимым рабочим временем.
Если трудовая теория стоимости дала объяснение стоимости, исходя из затрат общественного труда, то теория предельной полезности (Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк) дала объяснение стоимости и цены благ (услуг) с позиции экономической психологии потребителя полезных вещей.
Основные положения этой теории заключаются в следующем:
1. Полезность нельзя отождествлять с собственными свойствами товаров.
Полезность – это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
Ценность (синоним стоимости) блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.
2. Полезные блага делятся на два вида:
а) имеющиеся в безграничном количестве (воздух);
б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них; именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
3. Человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ.
При этом ценность каждого блага будет зависеть, во-первых, от важности удовлетворения потребности, а во-вторых, от степени ее насыщения.
4. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.
Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.
5. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта.
Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от количества данного продукта и потребности в нем.
После ознакомления с трудовой теорией стоимости и с концепцией предельной полезности нельзя не заметить, что в теории рыночного ценообразования в целом возникло противоречие.
Представители трудовой теории стоимости, исходили из того, что решающую роль в установлении цены играют производители (предложение товара).
Представители теории предельной полезности определяющее значение придавали спросу потребителей. Разрешить это противоречие взялся Альфред Маршалл. Он предложил «компромиссную» теорию цены. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат). Рыночная цена формируется через механизм спроса и предложения.
Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить равновесие между спросом и предложением.