Различия в часовой выработке добавленной стоимости между странами.
Добавленная стоимость, произведенная за час в производственном секторе в 1950-1990 годы (США = 100) | ||||||||
Германия / США (1/glx) / (1/ alx) = (alx / glx) | ||||||||
Продукты питания, напитки, табачные изделия | 53.1 | 76.9 | 68.4 | 74.1 | 75.8 | |||
Текстиль, одежда, кожаные изделия | 44.0 | 78.1 | 81.0 | 85.9 | 88.2 | |||
Химия, смежные товары | 32.4 | 64.3 | 90.5 | 106.0 | 76.7 | |||
Неблагородные, обработанные металлы | 30.9 | 53.6 | 67.2 | 90.1 | 98.8 | |||
Машинное оборудование | 43.7 | 77.1 | 90.0 | 110.7 | 87.6 | |||
Другие отрасли | 34.2 | 56.6 | 68.8 | 80.1 | 79.3 | |||
Япония / США (1/jlx) / (1/ alx) = (alx / jlx) | ||||||||
Продукты питания, напитки, табачные изделия | 26.7 | 25.8 | 39.5 | 39.8 | 37.0 | |||
Текстиль, одежда, кожаные изделия | 24.7 | 37.5 | 53.2 | 54.9 | 48.0 | |||
Химия, смежные товары | 13.0 | 32.1 | 60.4 | 78.0 | 83.8 | |||
Неблагородные, обработанные металлы | 12.5 | 23.1 | 61.4 | 84.3 | 95.6 | |||
Машинное оборудование | 8.0 | 23.5 | 50.6 | 79.6 | 114.4 | |||
Другие отрасли | 9.7 | 20.0 | 34.0 | 39.8 | 54.9 | |||
В таблице указаны оценки добавленной стоимости, произведенной в час для нескольких основных производственных секторов в Германии и Японии по отношению к США. Добавленная стоимость это измеритель объема выпуска данной отрасли, поэтому добавленная стоимость, выработанная в час, соответствует обратному коэффициенту затрат: если alx это число единиц труда, необходимой для производства 1 единицы товара Х, поэтому её обратная величина 1/ alx измеряет выработку на единицу труда (или сколько единиц товара Х будет произведено единицей труда).
Верхняя половина таблицы сравнивает производительность труда в Германии и США в каждом из шести производственных секторов. Каждая цифра в таблице представляет добавленную стоимость, произведенную за час труда в Германии (1/glx в исчислении нашего коэффициента затрат), разделенную на добавленную стоимость в час в США (1/ alx) или (alx / glx). Для определения сравнительных преимуществ страны по двум секторам, X и Y, нам нужно сравнить (alx / aly) и (glx / gly). Когда первый показатель превышает последний, то Германия имеет сравнительное преимущество в товаре Х и Америка в товаре Y. Условие (alx / aly) > (glx / gly) алгебраически эквивалентно (alx / glx) > (aly / gly). Итак, внутри каждого столбца первой верхней половины таблицы, отрасли с наивысшими показателями (т.е., сектора с наивысшими значениями [alx / glx] ) соответствуют отраслям немецкого сравнительного преимущества относительно США, и отрасли с наименьшими показателями (т.е., сектора с наименьшими значениями [alx / glx]) соответствуют отраслям американского сравнительного преимущества относительно Германии.
Данные говорят о том, что производительность труда в Германии в общем улучшилась по сравнению с производительностью труда в США, но все еще ниже. После солидного роста в послевоенный период, производительность труда в Германии в период с 1979 по 1990 гг. уступила позиции в роста производительности труда в США в нескольких секторах. Заметьте также, что структура сравнительного преимущества также потерпела изменения. В течение первых послевоенных лет сравнительное преимущество Германии относительно США касалось продуктов питания, напитков, табачных изделий, наряду с текстилем, одеждой и кожей, в то время как США демонстрировали преимущества в химии и металлургии.
Нижняя половина таблицы 2.4 представляет ту же самую процедуру для Японии и США. Рост производительности труда в Японии в послевоенные годы даже более впечатляющий чем в Германии. В 1950 году Япония продемонстрировала сравнительное преимущество по отношению к США в продуктах питания и текстиле, и сравнительный недостаток в машинной и других производственных отраслях. К 1990 году сравнительное преимущество Японии сместилось к металлам и машинному оборудованию. В этих отраслях Япония превзошла США по производительности труда.
(В практической ситуации использованы материалы из: Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy. Trade and Finance. – Mason,OH: Thompson, 2003, p.39-41.)
Вопросы:
1.Можно ли с помощью теории сравнительных преимуществ объяснить все направления международной торговли?
2.Обратитесь к статистическим данным по России и попытайтесь определить, насколько можно использовать теорию сравнительных преимуществ для объяснения направлений и структуры внешней торговли страны.
Основные выводы
Теоретический анализ внешней торговли использует простые моделей, базирующиеся на многочисленных предпосылках, которые нереальны с точки зрения. Однако, несмотря на это теоретические модели позволяют проникнуть вглубь явлений и ответить на фундаментальные вопросы, которые ставятся практикой: почему страны торгуют между собой? что лежит в основе конкурентных преимуществ той или другой страны? какой выигрыш имеют страны и отдельные группы людей ? как определяются условия международного обмена?
Основой теоретического анализа мирового обмена является ситуация абсолютных преимуществ. Ими обладает страна в том случае, когда она может производить какой-либо товар более эффективно (т.е. затрачивая меньшее количество факторов производства на единицу продукции), чем другая страна. Но, как показала практика, далеко не все страны обладают абсолютными преимуществами, однако почти все участвуют во внешнеторговом обмене.
Анализ абсолютных преимуществ был дополнен теорией сравнительных преимуществ, в основе которой лежит принцип сравнительных преимуществ: совокупный выпуск продукции будет наибольшим тогда, когда каждая страна будет производить тот товар, по которому она имеет меньшие сравнительные издержки. Эта теория показывает, что любая страна может участвовать в международной торговле, и при этом все участники торговли получают выигрыш по сравнению с ситуацией самообеспечения.
Теория сравнительных преимуществ не ставит вопроса о причинах существования сравнительных преимуществ. Однако эта проблема является важнейшей как для теории, так и для практики внешней торговли. Основой современных представлений о причинах специализации отдельных стран является теория соотношения факторов производства (теория Хекшера-Олина). Эта теория доказывает, что страна должна экспортировать те товары, в производстве которых интенсивно используются избыточные для данной страны факторы. В целом справедливость этой теории доказывается структурой современной мировой торговли при сравнении ее с распределением факторов производства между отдельными странами. Однако многие направления современной специализации нельзя объяснить с помощью теории Хекшера-Олина, в частности, быстрое развитие внутриотраслевой торговли, что порождает в современной теории значительный негативизм в отношении теории соотношения факторов.
Поэтому во второй половине ХХ века возникли альтернативные теории для объяснения причин внешней торговли в тех случаях, когда теории соотношения факторов оказывается недостаточно. Современные исследования доказали, что причинами внешней торговли могут быть: особенности в качественных характеристиках факторов производства, имеющихся у тех или иных стран; возможность экономии на масштабах производства, различия в потребительских предпочтениях, особенности внутрифирменной стратегии транснациональных компаний (ТНК).
Основные понятия
Торговля товарами
Торговля услугами
Абсолютные преимущества
Принцип сравнительных преимуществ
Теория соотношения факторов производства
Избыточные факторы
Интенсивность использования факторов
«Парадокс Леонтьева»
Альтернативные теории внешней торговли