Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

При проведении текущей аттестации студенты выполняют практические задания и тесты, охватывающие контролируемые дидактические единицы.

Демонстрационный вариант практического задания

I. Выберите правильный ответ на вопрос:

1. Укажите основные черты, характеризующие экономическую мысль Древней Греции:

а) экономические проблемы рассматриваются в этическом контексте;

б) война рассматривается как главный источник богатства;

в) частная собственность является главным институтом общественной жизни;

г) в отраслевой структуре производства основное место отводится сельскому хозяйству;

д) рабство рассматривается как естественная форма отношений.

2. Согласно учению Аристотеля, экономика должна заниматься изучением:

а) удовлетворения необходимых потребностей;

б) накопления богатства;

в) распределения доходов в обществе.

3. Каковы основные экономические идеи Ксенофонта?

а) главным источником приумножения богатства является война;

б) рабство есть естественная форма эксплуатации;

в) разделение труда есть основное средство роста производительности труда;

г) основной отраслью народного хозяйства является торговля.

д) главным условием экономического процветания является мир, а не война;

4. Каковы основные экономические идеи Платона?

а) связь экономики и морали заключается в том, что моральным считается все то, что приносит человеку наслаждение;

б) натурально-хозяйственная концепция государственного устройства;

в) тесная связь экономики и морали, аскетизм;

д) формирование уровня цен;

г) торгово-промышленная концепция хозяйственного устройства.

5. Какие из перечисленных черт, характеризуют экономическую мысль Древнего Рима?

а) экономика рассматривается через призму правовых отношений;

б) отрицается необходимость правового управления в обществе и утверждается, что общество должно быть построено на естественных законах, естественном равноправии;

в) экономическая мысль не дифференцирована от других общественных этических и правовых учений.

6. Каковы основные черты, характеризующие экономическую мысль Древнего Востока?

а) негативное отношение к богатству;

б) сельское хозяйство рассматривается в качестве основного занятия людей в обществе;

в) хозяйственные проблемы рассматривались через призму аскетизма.

7. В чем выразилось влияние раннего христианства на формирование экономических представлений?

а) в формировании представлений об идеальном хозяйственном устройстве как замкнутом и натуральном хозяйстве, являющемся по преимуществу аграрным;

б) трудовая деятельность в положительном смысле рассматривается как средство искупления грехов, как страдание, а труд как средство создания богатства, осуждается;

в) в неприятии богатства и проповеди равенства в бедности;

г) в оправдании рабства как естественной нормы жизни.

8. В чем выразилось влияние ислама на формирование экономических представлений в период Средневековья?

а) цена должна отражать интересы справедливости;

б) уровень цен ставится в зависимость от функционального назначения продукта и количества населения;

в) строгая регламентация хозяйственной деятельности: уплата и распределение налогов, ведение торговли в строгом соответствии мерам и весам и т. п.;

г) оправдание неравенства в обществе, установленного Аллахом.

9. По мысли Т. Мена, для того чтобы в стране было положительное торговое сальдо, необходимо следующее:

а) ввести строгие запреты на вывоз денег и ввоз иностранных товаров;

б) не вводить строгих запретов, но и не покупать иностранных товаров;

в) отменить все запреты и позволить рынку стихийно регулировать экономику.

10. Что является политической реализацией меркантилизма?

а) умение торговать;

б) достижение практической пользы для государства, связанной с регламентацией внешней торговли;

в) политика протекционизма;

г) политика, направленная на превышение импорта над экспортом.

11. В чем различие между ранним и поздним меркантилизмом?

а) ранний меркантилизм проповедовал политику протекционизма, а поздний меркантилизм считал эту политику безнравственной;

б) в регулировании экономики ранние меркантилисты считали приоритетным регулирование денежных потоков, а поздние – товарных;

в) ранний меркантилизм считал, что наибольшую пользу государству приносит накопление серебра, а поздний – золота.

12. В чем состоит современное значение меркантилизма?

а) меркантилизм доказал, что накопление золота и серебра является целью каждого хозяйственного субъекта;

б) политика меркантилизма способствовала первоначальному накоплению капитала;

в) меркантилизм, может быть, применим как краткосрочная политика по защите национальных интересов;

г) меркантилизм порывает с религиозными догмами о справедливости и неприятии богатства.

II. Выполните задание:

В экономической литературе выделяют 2 этапа в развитии меркантилизма, укажите эти этапы и установите соответствие приведенных ниже точек зрения этим этапам.

Уровень внешней торговли  
- торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер   - торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер  
Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса  
- установление максимально высоких цен на экспорт товаров; - всемерное ограничение импорта то­варов; - запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства   - допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при пе­репродаже товаров других стран за границей; - допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии по­ложительного сальдо во внешней тор­говле; - вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посред­ничества и сохранения активного тор­гового баланса  
Позиции в области теории денег  
- преобладает номиналистическое вос­приятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей наци­ональной монеты, снижая ее ценность и вес; - устанавливается фиксированное со­отношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметал­лизма); - констатация денежной сущности зо­лота и серебра в силу их природных свойств; - в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги   - «революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно про­порциональна их количеству; уровень цен прямо пропорционален количест­ву денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулиру­ет торговлю); - устанавливается система монометал­лизма; - констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра; - из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения
Монетаристские позиции  
- доминирует идея «денежного балан­са»   - господствует положение о «торговом балансе»  

III. Решите ситуации:

1. Стоимость средств производства, перенесенная на продукт в течение рабочего дня – 50 ден. ед. Дневная стоимость рабочей силы – 10. Cтоимость готового продукта – 80. Определите, исходя из теории Маркса: а) вновь созданную стоимость; б) прибавочную стоимость; в) степень эксплуатации.

2. Стоимость товара – 1000 ден. ед., капиталистические издержки производства – 800, в том числе перенесенная стоимость – 700. Определите:

a) – (p¢);

б) – (m¢). Что они выражают согласно учению Маркса и чем они отличаются друг от друга?

3. В экономической науке известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?

4. Для окраски летнего дачного домика Вам потребуется 50 банок краски. У Вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется неокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностьюи что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?

5. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент:

- спрос на ягоды (при росте цен на сахар);

- спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);

- спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).

В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары, т. е. ягоды, фотоаппараты, автомобили?

6.2. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По итогам освоения дисциплины студенты сдают экзамен.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, методы и функции истории экономических учений. Место и роль истории экономических учений в системе экономических знаний.

2. Ксенофонт как экономист.

3. Платон и его работы «Государство» и «Законы».

4. Аристотель как «первый экономист».

5. Исторические условия возникновения и развития меркантилизма.

6. Основные положения меркантилизма. Ранний и поздний меркантилизм.

7. Русская экономическая мысль 17-18 веков. Экономические идеи А. Ордин-Нащокина.

8. И.Т. Посошков и его работа «О скудости и богатстве».

9. Общая характеристика учения физиократов. Учение о «естественном праве».

10. Экономические взгляды Ф. Кенэ и А. Тюрго.

11. Социальная философия А. Смита.

12. У. Петти – основатель трудовой теории стоимости.

13. Экономическая теория А. Смита.

14. Философские и методологические основы теории Д. Рикардо.

15. Экономическое учение Д. Рикардо.

16. Закон народонаселения и теория «третьих лиц» Т. Мальтуса.

17. Теория трех факторов производства и закон рынков Ж.Б. Сэя.

18. Биография К. Маркса и история создания «Капитала». Структура «Капитала».

19. Основные положения экономической системы К. Маркса.

20. Австрийская школа и теория предельной полезности.

21. А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки».

22.Монетаризм М. Фридмена.

23.Философия рынка Ф. Хайека.

24. Теория предложения и теория рациональных ожиданий.

25. Дж. М. Кейнс – экономист и политик. Теоретическая система Кейнса.

26. Эволюция кейнсианства.

27. Экономическая теория 20-30-х годов ХХ века в России. Аграрная теория А.В. Чаянова.

28. Теория «длинных волн» в экономике Н.В. Кондратьева.

29. Экономические дискуссии 20-30-х годов 20 века в России.

30. Ранний институционализм: Т.Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

31.«Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта.

32. Неоинституционализм: Д. Бьюкенен, Р. Коуз, Г. Беккер.

6.3. КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Обязательным условием эффективности этой формы работы является проведение консультаций как индивидуальных, так и групповых, а также обеспечение студентов всеми необходимыми методическими разработками по данному курсу.

Наши рекомендации