Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
При проведении текущей аттестации студенты выполняют практические задания и тесты, охватывающие контролируемые дидактические единицы.
Демонстрационный вариант практического задания
I. Выберите правильный ответ на вопрос:
1. Укажите основные черты, характеризующие экономическую мысль Древней Греции:
а) экономические проблемы рассматриваются в этическом контексте;
б) война рассматривается как главный источник богатства;
в) частная собственность является главным институтом общественной жизни;
г) в отраслевой структуре производства основное место отводится сельскому хозяйству;
д) рабство рассматривается как естественная форма отношений.
2. Согласно учению Аристотеля, экономика должна заниматься изучением:
а) удовлетворения необходимых потребностей;
б) накопления богатства;
в) распределения доходов в обществе.
3. Каковы основные экономические идеи Ксенофонта?
а) главным источником приумножения богатства является война;
б) рабство есть естественная форма эксплуатации;
в) разделение труда есть основное средство роста производительности труда;
г) основной отраслью народного хозяйства является торговля.
д) главным условием экономического процветания является мир, а не война;
4. Каковы основные экономические идеи Платона?
а) связь экономики и морали заключается в том, что моральным считается все то, что приносит человеку наслаждение;
б) натурально-хозяйственная концепция государственного устройства;
в) тесная связь экономики и морали, аскетизм;
д) формирование уровня цен;
г) торгово-промышленная концепция хозяйственного устройства.
5. Какие из перечисленных черт, характеризуют экономическую мысль Древнего Рима?
а) экономика рассматривается через призму правовых отношений;
б) отрицается необходимость правового управления в обществе и утверждается, что общество должно быть построено на естественных законах, естественном равноправии;
в) экономическая мысль не дифференцирована от других общественных этических и правовых учений.
6. Каковы основные черты, характеризующие экономическую мысль Древнего Востока?
а) негативное отношение к богатству;
б) сельское хозяйство рассматривается в качестве основного занятия людей в обществе;
в) хозяйственные проблемы рассматривались через призму аскетизма.
7. В чем выразилось влияние раннего христианства на формирование экономических представлений?
а) в формировании представлений об идеальном хозяйственном устройстве как замкнутом и натуральном хозяйстве, являющемся по преимуществу аграрным;
б) трудовая деятельность в положительном смысле рассматривается как средство искупления грехов, как страдание, а труд как средство создания богатства, осуждается;
в) в неприятии богатства и проповеди равенства в бедности;
г) в оправдании рабства как естественной нормы жизни.
8. В чем выразилось влияние ислама на формирование экономических представлений в период Средневековья?
а) цена должна отражать интересы справедливости;
б) уровень цен ставится в зависимость от функционального назначения продукта и количества населения;
в) строгая регламентация хозяйственной деятельности: уплата и распределение налогов, ведение торговли в строгом соответствии мерам и весам и т. п.;
г) оправдание неравенства в обществе, установленного Аллахом.
9. По мысли Т. Мена, для того чтобы в стране было положительное торговое сальдо, необходимо следующее:
а) ввести строгие запреты на вывоз денег и ввоз иностранных товаров;
б) не вводить строгих запретов, но и не покупать иностранных товаров;
в) отменить все запреты и позволить рынку стихийно регулировать экономику.
10. Что является политической реализацией меркантилизма?
а) умение торговать;
б) достижение практической пользы для государства, связанной с регламентацией внешней торговли;
в) политика протекционизма;
г) политика, направленная на превышение импорта над экспортом.
11. В чем различие между ранним и поздним меркантилизмом?
а) ранний меркантилизм проповедовал политику протекционизма, а поздний меркантилизм считал эту политику безнравственной;
б) в регулировании экономики ранние меркантилисты считали приоритетным регулирование денежных потоков, а поздние – товарных;
в) ранний меркантилизм считал, что наибольшую пользу государству приносит накопление серебра, а поздний – золота.
12. В чем состоит современное значение меркантилизма?
а) меркантилизм доказал, что накопление золота и серебра является целью каждого хозяйственного субъекта;
б) политика меркантилизма способствовала первоначальному накоплению капитала;
в) меркантилизм, может быть, применим как краткосрочная политика по защите национальных интересов;
г) меркантилизм порывает с религиозными догмами о справедливости и неприятии богатства.
II. Выполните задание:
В экономической литературе выделяют 2 этапа в развитии меркантилизма, укажите эти этапы и установите соответствие приведенных ниже точек зрения этим этапам.
Уровень внешней торговли | |
- торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер | - торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер |
Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса | |
- установление максимально высоких цен на экспорт товаров; - всемерное ограничение импорта товаров; - запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства | - допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей; - допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле; - вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса |
Позиции в области теории денег | |
- преобладает номиналистическое восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес; - устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма); - констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств; - в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги | - «революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю); - устанавливается система монометаллизма; - констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра; - из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения |
Монетаристские позиции | |
- доминирует идея «денежного баланса» | - господствует положение о «торговом балансе» |
III. Решите ситуации:
1. Стоимость средств производства, перенесенная на продукт в течение рабочего дня – 50 ден. ед. Дневная стоимость рабочей силы – 10. Cтоимость готового продукта – 80. Определите, исходя из теории Маркса: а) вновь созданную стоимость; б) прибавочную стоимость; в) степень эксплуатации.
2. Стоимость товара – 1000 ден. ед., капиталистические издержки производства – 800, в том числе перенесенная стоимость – 700. Определите:
a) – (p¢);
б) – (m¢). Что они выражают согласно учению Маркса и чем они отличаются друг от друга?
3. В экономической науке известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?
4. Для окраски летнего дачного домика Вам потребуется 50 банок краски. У Вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется неокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностьюи что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?
5. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент:
- спрос на ягоды (при росте цен на сахар);
- спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);
- спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).
В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары, т. е. ягоды, фотоаппараты, автомобили?
6.2. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По итогам освоения дисциплины студенты сдают экзамен.
Вопросы к экзамену
1. Предмет, методы и функции истории экономических учений. Место и роль истории экономических учений в системе экономических знаний.
2. Ксенофонт как экономист.
3. Платон и его работы «Государство» и «Законы».
4. Аристотель как «первый экономист».
5. Исторические условия возникновения и развития меркантилизма.
6. Основные положения меркантилизма. Ранний и поздний меркантилизм.
7. Русская экономическая мысль 17-18 веков. Экономические идеи А. Ордин-Нащокина.
8. И.Т. Посошков и его работа «О скудости и богатстве».
9. Общая характеристика учения физиократов. Учение о «естественном праве».
10. Экономические взгляды Ф. Кенэ и А. Тюрго.
11. Социальная философия А. Смита.
12. У. Петти – основатель трудовой теории стоимости.
13. Экономическая теория А. Смита.
14. Философские и методологические основы теории Д. Рикардо.
15. Экономическое учение Д. Рикардо.
16. Закон народонаселения и теория «третьих лиц» Т. Мальтуса.
17. Теория трех факторов производства и закон рынков Ж.Б. Сэя.
18. Биография К. Маркса и история создания «Капитала». Структура «Капитала».
19. Основные положения экономической системы К. Маркса.
20. Австрийская школа и теория предельной полезности.
21. А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки».
22.Монетаризм М. Фридмена.
23.Философия рынка Ф. Хайека.
24. Теория предложения и теория рациональных ожиданий.
25. Дж. М. Кейнс – экономист и политик. Теоретическая система Кейнса.
26. Эволюция кейнсианства.
27. Экономическая теория 20-30-х годов ХХ века в России. Аграрная теория А.В. Чаянова.
28. Теория «длинных волн» в экономике Н.В. Кондратьева.
29. Экономические дискуссии 20-30-х годов 20 века в России.
30. Ранний институционализм: Т.Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.
31.«Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта.
32. Неоинституционализм: Д. Бьюкенен, Р. Коуз, Г. Беккер.
6.3. КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Обязательным условием эффективности этой формы работы является проведение консультаций как индивидуальных, так и групповых, а также обеспечение студентов всеми необходимыми методическими разработками по данному курсу.