Методические указания по изучению курса

Вещное право

Учебно-методическое пособие для магистрантов 1 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

Хабаровск 2016

ББК Х 3

Х 12

Вещное право: Учебно-методическое пособие для магистрантов 1 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» / Сост. Н.В. Корнилова - Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2016. – 146 с.

Рецензент

В.Н. Шмаков,

начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин

Дальневосточного института МВД России, к.ю.н., доцент

Утверждено издательско-библиотечным советом университет в качестве

методических указаний для магистрантов

Наталья Викторовна Корнилова

ВЕЩНОЕ ПРАВО

Учебно-методическое пособие для магистрантов 1 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГУЭП, РИЦ

© Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016.

© Корнилова Н.В., 2016

Содержание

Введение………………………………………….………………………………...4

Тематический план семинарских занятий для студентов очной и заочной форм обучения………………………………………………………………………...5

Методические указания по изучению дисциплины «Вещное право»…………………………………………………..…………….……………….6

Программа дисциплины «Вещное право»…..………………………………….12

Планы и задания к семинарским и практическим занятиям …….……………18

Задания для выполнения контрольной работы………………………………..128

Список рекомендуемых нормативных правовых актов, актов высших

судебных органов, основной и дополнительной литературы………………..136

Вопросы для самоподготовки к экзамену …………………………….……....144

Введение

Вещное право является одной из подотраслей гражданского права. А дисциплина «Вещное право», в свою очередь, конкретизирует знания, полученные студентами при изучении гражданского права, позволяет рассмотреть особенности вещных правоотношений, выявить проблемы правового регулирования, возникающие на практике.

Целью изучения «Вещного права» является усовершенствование знаний магистрантов по соответствующей подотрасли гражданского права в тесной увязке с иными подотраслями и отраслями права на основе изменений в действующем законодательстве, а также изучение основ правового регулирования вещных прав.

Результатами изучения дисциплины являются:

- формирование у магистрантов целостного представления о правовом регулировании вещных отношений;

- развитие навыков и умений по применению норм гражданского и специального законодательства о вещных правах, а также актов толкования высших судебных инстанций в конкретных ситуациях;

- развитие навыков аналитического мышления и выработка различных вариантов решений конкретных задач в регулируемой сфере.

По итогам изучения дисциплины «Вещное право» магистранты в 1-м семестре сдают экзамен. Учебным планом заочной формы обучения предусмотрено написание контрольной работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с учебными планами и рабочей программой дисциплины «Вещное право» количество часов семинарских и практических занятий у студентов 1-го курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура) распределяется следующим образом:

Номер темы Название темы Количество часов практических занятий у студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 Количество часов практических занятий у студентов 1-го курса заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01
Модуль 1. Общие положения о владении и вещных правах. Право собственности как вещное право
Тема 1. Владение и владельческая защита в гражданском праве 2 часа 1 час
Тема 2. Понятие, признаки и виды вещных прав 2 часа 1 час
Тема 3. Общие положения о праве собственности 2 часа 1 час
Тема 4. Основания возникновения права собственности 2 часа 1 час
Тема 5. Основания прекращения права собственности 2 часа 1 час
Тема 6. Право собственности граждан и юридических лиц 2 часа -
Тема 7. Право собственности публичных образований 2 часа -
Тема 8. Право общей собственности 2 часа 2 часа
Модуль 2. Отдельные виды вещных прав. Защита вещных прав
Тема 9. Право собственности и иные вещные права на земельные участки и иные природные объекты 2 часа -
Тема 10. Право собственности и иные вещные права на отдельные виды недвижимых вещей 2 часа -
Тема 11. Право личного пользовладения как вид ограниченного вещного права 2 часа 0,5 часа
Тема 12. Право приобретения чужой недвижимой вещи и право вещной выдачи 2 часа 0,5 часа
Тема 13. Ипотека как вид ограниченного вещного права 2 часа 0,5 часа
Тема 14. Ограниченные вещные права на имущество юридических лиц 2 часа 0,5 часа
Тема 15. Виндикационный иск как способ защиты вещных прав 2 часа 0,5 часа
Тема 16. Негаторный иск как способ защиты вещных прав. Иск об исключении из описи и признании вещного права 2 часа 0,5 часа

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ВЕЩНОЕ ПРАВО»

Изучение дисциплины «Вещное право» предусматривает проведение большого объема как аудиторной, так и внеаудиторной работы.

Теоретическую часть курса составляют учебники и учебные пособия по вещному праву, монографии, научные статьи и иные труды по отдельным темам дисциплины.

При подготовке к семинарскому занятию должны быть изучены положения, как учебной литературы, так и нормативных правовых актов по теме занятия. Необходимо уметь работать с судебными материалами по теме, с их поиском и анализом. Только комплексный ответ, содержащий доктринальные положения, положения норм права, учитывающий особенности их толкования и применения судебными органами, заслуживает высокой положительной оценки.

Работа над вопросами семинарского занятия будет способствовать развитию у магистранта аналитического мышления, умения выбора и применения норм права к конкретным ситуациям, самостоятельности в работе с нормативными актами и судебной практикой.

При решении задач магистрант должен определить темы, требующие изучения, для правильного ответа на вопросы задачи проанализировать все обстоятельства, изложенные в казусе, и дать ответ, обосновав его ссылками на конкретные нормативные правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

В связи с тем, что Вы должны быть готовы как к теоретическим вопросам, так и практическим заданиям, то, несомненно, большое внимание должно быть уделено самостоятельной работе при изучении дисциплины.

Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарских и практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговым зачёту и экзамену.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний и умений по дисциплине, осуществляемый при методическом руководстве, но без непосредственного или частичного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время. Основными формами организации самостоятельной работы студентов являются:

а) аудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя – работа, выполняемая на практических, семинарских занятиях под непосредственным руководством, контролем преподавателя и по его заданию. Эта работа может заключаться в решении юридических казусов, заданных преподавателем непосредственно на практическом занятии, построении таблиц, проведении сравнительно-правового анализа норм права и другом. Ответы магистрантов всегда должны быть обоснованы ссылками на нормы права, акты высших судебных органов, подлежащие, по мнению магистранта, применению в рассматриваемом случае. В связи с этим рекомендуется иметь на семинарах и практических занятиях нормативные правовые акты, акты высших судебных органов на бумажном или электронном носителе. С необходимыми нормативными правовыми актами также можно ознакомиться на официальных сайтах компаний «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru), «ГАРАНТ» (http://www.garant.ru), Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru), Верховного Суда РФ (http://www.vsrf.ru);

б) внеаудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя, в рамках которой преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий. Эта работа осуществляется студентом в ходе получения текущих консультаций по дисциплине.

До встречи с преподавателем на консультации студенту рекомендуется изучить теоретический и практический материал по интересующей теме, проанализировать выявленные проблемы теоретического и прикладного характера, осмыслить их, найти варианты решений, записать интересующие вопросы, предложения и обсудить их с преподавателем в ходе беседы;

в) внеаудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая вне аудитории по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Данная работа проводится студентом при подготовке к аудиторным занятиям и зачёту, изучении теоретического материала.

Качественное выполнение этой работы во многом зависит от посещения магистрантами лекционных занятий, следования рекомендациям преподавателей по вопросам изучения дисциплины.

Кроме непосредственного изучения нормативных правовых актов и актов высших судебных органов, весьма важно систематически знакомиться с судебной практикой, публикуемой в Бюллетене Верховного Суда РФ, на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

При подготовке к семинарскому и практическому занятиям рекомендуется пользоваться нормативно-правовыми актами, актами высших судебных органов и литературой, перечень которых содержится в настоящих методических указаниях.

Поэтому практические задания и задачи нужно решить письменно. Решение должно быть теоретически обоснованным и содержать указание на подлежащие применению нормы права.

Для успешного решения задач следует обратиться к нормативно-правовым актам, актам их официального толкования, постановлениям Конституционного Суда РФ, а также к общему списку литературы, так и к каждой из тем практических занятий.

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить прежде всего положения Конституции РФ, как действующих, так и ранее действовавших кодифицированных нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что ответы должны быть основаны прежде всего на положениях действующего законодательства. Поэтому при подготовке к практическому занятию следует тщательно изучать положения принятых нормативно-правовых актов. Для их отслеживания необходимо обращаться к таким изданиям, как «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ» и другим, а также рекомендуется знакомиться с публикациями в юридических изданиях, таких как «Правоведение», «Российская юстиция», использовать материалы, содержащиеся в информационно-правовых базах, в частности информационно-правовой системе «Консультант Плюс».

При изучении литературы необходимо конспектировать содержание изучаемого источника с тем, чтобы можно было их использовать в своём выступлении. Необходимо знать дискуссионные вопросы изучаемой темы, точки зрения учёных различных школ на одну и ту же тему, составить собственное мнение по исследуемому вопросу.

К видам самостоятельной работы студентов относятся:

1) подготовка к семинарским и практическим занятиям;

2) написание рефератов и эссе;

3) подготовка презентаций по заданным темам;

4) участие в научных студенческих конференциях.

Методические рекомендации по написанию рефератов и эссе

Реферат – это краткое изложение в письменном виде темы или вопроса с отражением позиции магистранта.

Виды рефератов:

1. В зависимости от количества источников, подлежащих реферированию:

а) обзорные (сводные) рефераты – формируются на основе нескольких первичных источников;

б) монографические рефераты – формируются на основе одного источника;

в) фрагментные рефераты – формируются по одному или нескольким разделам, частям, главам первичного документа.

2. В зависимости от содержательных характеристик:

а) информативные рефераты – краткое изложение содержания первоисточника;

б) индикативные рефераты – фиксируются наиболее значимые моменты первоисточника, такие как новизна, оригинальность, дискуссионные аспекты.

3. По степени выделения (акцентированности) авторской позиции:

а) репродуктивные рефераты – воспроизводят содержание первичного текста реферируемого источника (его части). Различают два вида репродуктивных рефератов:

– реферат-конспект – содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения;

– реферат-резюме – в тезисном виде отражает ключевые (основные) моменты рассматриваемой темы;

б) продуктивные рефераты – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника с выражением авторской позиции. Различают два вида продуктивных рефератов:

– реферат-доклад – составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу;

– реферат-обзор – имеет развёрнутый характер; в нём наряду с анализом информации первоисточника содержится объективная оценка проблемы.

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение (обоснование значимости темы, определение вида реферата, обзор источников);

4) основная часть (базовый текст реферата, разбитый на пункты в соответствии с содержанием первоисточника или в соответствии с авторским видением структурно-содержательной части работы);

5) заключение (ключевые выводы с обозначением авторской точки зрения);

6) списка использованной литературы (в список необходимо включать только источники, подвергнутые реферированию).

Эссе – вид самостоятельной письменной работы, которая выражает авторскую точку зрения по обозначенной теме или вопросу. В основе эссе лежат именно индивидуальные рассуждения автора с чётким обозначением личной позиции. Точки зрения учёных, примеры из судебной практики, статистические данные могут лишь подкреплять авторское видение проблемы, но они не могут быть положены в основу данного вида работы. В эссе, в отличие от реферата, в котором используется академический стиль изложения материала, допускаются эмоциональные выражения, разговорная речь, образные сравнения и т.п.

Виды эссе:

1. Эссе-дискуссия («за и против») – на основе базовых источников приводятся аргументы в поддержку или опровержение того или иного мнения или предложения. В заключение такого эссе излагается собственная позиция по данному вопросу.

2. Эссе «на высказывание собственной позиции» – формулирование собственной позиции по вопросу, обозначенному в теме эссе. В таком эссе рекомендуется привести противоположную позицию, а затем привести аргументы в подтверждение собственной точки зрения и в опровержение иных мнений. В качестве аргументов могут выступать ссылки на научные источники, статистические данные, примеры из судебной практики. В заключение эссе авторская позиция представляется в сжатом, предельно концентрированном виде.

3. Тезисное эссе – автор высказывается в поддержку только одного мнения или суждения, приводя соответствующие аргументы.

4. Эссе, предлагающее решение проблемы – кратко описывается проблема, и обзорно рассматриваются существующие варианты её решения. Автор должен либо обоснованно присоединиться к одному из названных вариантов, либо предложить собственный – с доводами в его поддержку. В заключение суммарно предлагается путь решения, поддерживаемый или предлагаемый автором эссе.

В зависимости от объема текста выделяют: а) мини-эссе – не более 500-700 слов; б) развернутые эссе – не более 2000-3000 слов.

Структура эссе. Эссе не имеет жесткой структуры, не претендует на научность, соответственно, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В случае выполнения эссе как самостоятельной контрольной работы, его структура включает в себя: титульный лист; введение; основная часть; выводы.

Методические рекомендации по подготовке презентаций

Работа над презентацией включает в себя следующие этапы:

– накопление и отбор материала;

– систематизация материала;

– подготовка тезисов (краткого изложения основной мысли);

– выработка структуры презентации.

При подготовке презентации необходимо выбрать фон слайдов. Не стоит выбирать цветовые решения, содержащие слишком большое количество цветов (оптимально использовать не более 3 цветов). Презентация должна быть строгой по форме. Допускается использование фотографий, иллюстраций, анимации, но они не должны быть легкомысленными. Титульный слайд презентации должен содержать сведения об авторе презентации и теме. Подписи к схемам, таблицам, рисункам, в том числе тезисы должны быть чёткими, краткими, отражать ключевые аспекты рассматриваемой темы (вопроса). Точки в названиях, подписях под картинками не ставятся. Содержание презентации должно быть чётко структурировано. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего. Не следует делать слишком большие презентации, оптимальной является презентация из 10–15 слайдов. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой.

Программа дисциплины «Вещное право»

Раздел 1. Общие положения о владении и вещных правах

Наши рекомендации