ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (transaction costs) —издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ВО ВНУТРЕННИЕ(internalization of externalities) — может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).
УБЫВАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА(decreasing economy of scale)— увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ— прием мышления, в результате которого из исходного знания получается выводное знание. К формам умозаключения относятся: анализ и синтез; индукция и дедукция; сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания формальной логики.
УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ(producer equilibrium condition):
MRP1 MRP2 MRPn
——— = ——— = … = ——— .
P1 P2 Pn
УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ(firm’s equilibrium condition):МR = МС.
УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ(1опg-rипequilibrium in competitive market):
МR = МС = АС = Р.
УТИЛИТАРИЗМ(utilitarism)— направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезностей. Поэтом справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА(factors of production) —любой товар или услуга, использующиеся для производства товара.
ФИРМА(firm)— экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для производства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА— наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.
ФУНКЦИОНАНЫЙ СПРОС(functional demand) — спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.
ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ(utility function) — функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:
U = f(qi),
где U — полезность блага;
qi — последовательные части блага.
ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(supply function)— функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов:
Qs = (Р, Рг, К, Т, N, В),
где Рr — цены факторов производства;
К — технология;
Т — налоги и субсидии;
N — количество продавцов;
В — прочие факторы.
ФУНКЦИЯ СПРОСА(demand function)—функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различныхфакторов:
Qd = f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),
где I (income) — доход потребителя;
Z(tastes) — изменение вкусов и предпочтений;
W (waiting) — ожидания (ценовые, дефицитные);
P (prices) — цены: субститутов (Рs) и дополняющих товаров (Рc);
N — количество покупателей;
B — прочие факторы.
ФЬЮЧЕРС(futures)— срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по заранее оговоренной цене.
ХЕДЖИРОВАНИЕ(hedging) — операция, посредством которой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим.
ЦЕНА ЗЕМЛИ(land price)— представляет собой сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты:
RJ
PL = ∑——— .
(1 + i)J
Так как цена земли — это бессрочное вложение капитала, то
RJ R
lim PL = lim ∑ ——— = —— ,
j→∞ (1 + i)J i
где R — годовая рента,
i — рыночная ставка ссудного процента.
ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ(luxury goods)— товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).
ЦЕНОВАЯ ВОИНА(price war)—циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (price discrimination) — состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.
ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ(partial equilibrium)— равновесие, складывающееся на отдельном рынке.
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (private property) — ситуация, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномочий обладает отдельный человек.
ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА — фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности).
ЧИСТАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) ЦЕННОСТЬ (net present value, NPV) — разница между дисконтированной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций.
NPV = PV(TR - VC) – PV (I) ,
где (ТR - VС) — чистый доход;
I — инвестиции.
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ(риrе топоро1у) — фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (риrе риbliс gооd.) — такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО (pure private good) — такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (net investment) — валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.
ЭГАЛИТАРИЗМ (от франц. "равенство") — направление экономической теории благосостояния, сторонники которого исходят из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеалам коллективизма. Поэтому правительство должно стремиться чтобы все члены общества получали равные блага которые стали доступными благодаря успехам развитая цивилизаций.
ЭКОНОМИКА БЮРОКРАТИИ(economics of bureaucracy)— согласно теории общественного выбора это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.
ЭКОНОМИКС, ЭКОНОМИКА (economics) — наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ЧИСТАЯ) ПРИБЫЛЬ (economic profit) -разница между доходом и альтернативными издержками фирмы, включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной выручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внутренними.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА (economic rent) — плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента также определяется как разница между минимальной (резервированной) ценой труда и рыночной ценой.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА (economic freedom) — возможность индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (economicefficiency) — в рыночной экономике — целесообразность использования средств для достижения поставленных целей. Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного или неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Калдора—Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ (economic agents) — субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — см. Ресурсы экономические.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЬ1 (economic systems) — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
ЭКОНОМЙЧЕСКИЕ ЦЕЛИ(economic purposes) — цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы, общество в целом.
ЭКОНОМЙЁСКИИ ВЫБОР (economic choice) — выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает АНАЛИЗ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК(benefit-cost analysis).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ(circular flow) — круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ(есопотiс ехреriтeпt)— искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО (есопотiсs gооd.)— средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБНОСТИ(есопотiсs пееds) — недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в
целом.
ЭКОНОМИЯ(есопоту)— наука о ведении домашнего хозяйства как элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества).
ЭЛАСТИЧНОСТЬ(elasticity)— важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения величины спроса (или предложения) в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ(price elasticity of sирр1у)— показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.