I ЛАВА 1. ПУТЕШ1X I НИН И IIV 11 llll С I III 1II1ИК
.41. которые актины» распространяли и пропагандировали среди населения
и, , ни как страны, обладающей большими ресурсами для развития туризма. О
ipimi in Туринг-клуба свидетельствуют следующие цифры. Если при его
I |'1шми клуба являлись лишь 784 человека, то к 1900 г. их было уже 20 тыс.,
Оолее 80 тыс. В 1930 г. число членов этой ассоциации достигло 400 тыс.
.......... (е XIX и начале XX вв. итальянское государство еще не оценило полно-
................. урождавшегося социального явления — туризма, поэтому оно лишь
IM'ihiiii ни ii надзором за происходящими событиями и предпочитало следовать за
■ ii..... т.ипиой. Руководство Туринг-клуба начало активное сотрудничество с
i.i i in iM и добилось принятия целого ряда законодательных актов. В 1909 г. был
■ in hi hi о ищите памятников, художественных ценностей и исторических объек-
lip. i it'ii года, в 1912 г., была законодательно закреплена защита вилл, парков и
i i тлнющих исторический и природный интерес. Это было лишь частичное
i i.i inn государства для защиты исторических, природных и культурных цен-
II и о комплексной защите исторического и природного наследия был принят
' i , гакже благодаря усилиям Туринг-клуба. Тогда же было положено начало
, иинм п.i автомобилях. С целью оказания помощи туристам в 1898 г. в Милане
штомобильный клуб Automobile Club Italiano — ACI, который активно дейс-
ii и и и,........ мщее время.
I нй'мл, XX в. в Италии еще не было государственной организации, которая
■ и . Г>ы рекламой туристских возможностей страны и привлечением туристов
i шпцы, поэтому правительство поручило Туринг-клубу представлять страну в
Hiii ■ организациях. Туринг-клуб активно участвует в работе Международной
i hi и mix ассоциаций Lega Internationale Delle Associazione Turistiche — LI AT,
i и IK98 г. В Лигу входили представители Франции, Бельгии, Швейцарии,
Германии и Австрии. После окончания первой мировой войны эта органи-
■ |,повила свою деятельность, но уже без Германии и Австрии, под названием
и ||ш ип.hi союз по туризму A lleanza Intern Azi OnAleDi Turismo —AIT.
• нтилетия своего существования Туринг-клуб, наряду с деятельностью по Природы и использованию климатических особенностей Италии для расширения
.......... ■ • 1можностей страны, предпринимал попытки продвижения на туристский
i..... 1х областей, но как составляющих часть единой национальной террито-
, гам существовавших экономических противоречий между севером и югом i гит клуб начал знакомить членов клуба с историческими, художественными
........ к пой части Италии с тем, чтобы привлечь их внимание к возможности
.......... тгддок в этот регион. С этой целью журнал Rivista Mensile совместно с госу-
HMiiiMH железными дорогами Италии организовал выпуск иллюстрированных
,н по областям. В 1908 г. был издан путеводитель по Апулии, затем — по
i И 1910 г. издание было посвящено провинции Абруццо. Однако туристские
i \,....... бласти значительно отличались по наличию исторических памятни-
ч i и размещения, а также по качеству предоставляемых услуг, поэтому попытка
rii процесс по сокращению разрыва между уровнями развития различных
и, in пользуя возможности туризма, не удалась. Эта проблема, хотя и в меньшей
i шалась и в конце XX в. до конца не решенной и очень деликатной для наци-
i о i урис гского рынка.
пнищ «Русский Туринг-клуб» был с высочайшего благоволения создан в
II..... ptiypre (Россия) в 1895 г., и именно с этой даты исчисляются исторические
1'Н i.m.i и России, хотя таковое спорно, поскольку господин Леопольд Липсон (см.
l), Hi" менее активный туристский деятель, нежели Томас Кук, еще в 1885 г. опубли-
i миопии договор на туристское путешествие и открыл свое туристское агентство
mi по все стороны света» в Санкт-Петербурге. Тем не менее, позднее на базе
— 25 —
1И1ГД1НИ1 ii i vpmim
кРуССКОГО ТурИНГ клуба» было солдат» «Росс и некое оЫцп i ми гури< тон» просущееТИ павшее практически до 1915 г. и составе до 1Г> тыс. членом l'.i.nn< • -< ми i. и ноле юиалии спросом журналы «Велосипед», «Русский турист», «Путешественник»,
Для русской аристократии, совершавшей путешествия «по ваграпицам», выпускали путеводители: Львович, «Путешествия за границей» (2 иад., СПб., 1891 г.); «Курья
Практический путеводитель для русских по Европе» (Одесса, 1893 г.). Для путс.................... < nil
ющих по России также имелись надлежащие пособия: «Путеводитель по России», i« ред. Р. С. Попова (вып. I: Север, СПб., 1886 г.; вып. II: Запад, СПб., 1888 г.). «СнутиЯ по России, соединенный с рижским спутником Резлера» (Рига, 1892 г.); «Полный Ш манный путеводитель по России» (СПб.); «Всеобщий железнодорожный путеводитеЯ (СПб., 1894 г.). Для почтовых, железнодорожных и пароходных сообщений издания по два раза в год: «Спутник по России» В. П. Ландцерта (с 1875 г.), «Официальный \*Л затель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений» (с 1894 ГД «Новый всеобщий путеводитель по железным дорогам и пароходным путям Россини I 1896 г.). Главное управление почт и телеграфов издает «Почтовый Дорожник РоссийсЯ Империи» (последнее издание 1897 г.).
Также известны путеводители по отдельным частям России: Демьянов, «ПутеводипШ по Волге» (2-е изд., Нижний Новгород, 1894 г.); И. Иванов, «Путеводитель по Р... и (1896 г.); Майнов, «Путеводитель по Финляндии»30 (СПб., 1887 г.); Д. Н. Острот »ц1 «Путеводитель по северу России» (СПб., 1898 г.); Москвич, «Практический Путеводная по Крыму» (3-е изд., 1894 г.); Вейденбаум, «Путеводитель по Кавказу» (Тифлис, 18НН ( Владыкин, «Путешествия по Кавказу» (1892 г.); «Путеводитель по кавказским миме ным водам», издание горного департамента (СПб., 1894 г.); Е. А. Безе, «ПутеводитШ по Центральной Азии» (Москва, 1888 г.); И. Зарубин, «Альманах — Путеводители I С.-Петербургу» (СПб., 1892 г.); Симанский, «Спутник петербуржца» (множество и\Л ний); «Спутник москвича. Путеводитель по Москве и ее окрестностям» (Москва, 1Н9(|Я Бублик, «Путеводитель по Киеву и его окрестностям» (2-е изд., Киев, 1890 г.).
1.8. Время и путешествия
Скорость современных самолетов и космических аппаратов позволяет соверши
перелет быстрее вращения Земли, и путешественники, пересекая часовые пояса, i........................ «<
дают в иное временное пространство. Так, следуя из Европы на восток и персов международную линию изменения дат (180 меридиан), можно попасть во вчерашив день в США eastbound travellers. Аналогичные превращения со временем произойЛ при следовании в обратном направлении westbound travellers. В Европе существовал iwj бый клуб богатых туристов, которые регулярно каждую неделю на week end соворщЯ 2-3-дневные туры по всему миру на сверхзвуковом лайнере «Конкорд».31
1.9. Путешествия в целях достижения рекордов
Желание выделиться среди других смертных чем-либо, быть первым среди перия особенно ярко выделяется среди путешественников. Возможности отличиться \\щ видимо, большие, чем в других сферах человеческой деятельности. Кто выше зала! и разопьет шампанское, кто дальше поедет, кто быстрее всех, кто покорит (>олыЯ количество железнодорожных станций или пограничных КПП. Фантазия рекордсмен
В то славное время Финляндия входила в состав Российской империи Великим княжеством. Л в 1918 г. В.И. Ленин щедрым жестом подарил Финляндии самостоятельность. Это деяние ииш повторил Никита Хрущев, подарив Украине полуостров Крым. Лондонская туристская фирма Good Travel. С 2003 г. полёты «Конкордов» прекращены.
— 26 —
I МЛНЛ 1 IIVTI ШГГТПИЯ И П VTI tillf I III ННИК
1Н1ИК0В lie знает границ, и 1 к11mс рекордом Гиннеса для ЭТИХ достижений >|ч.ш раздел, i категории путешестмепников, а не туристов следует отнести Анисима
......... орый ii 1913 г. на велосипеде совершил кругосветное путешествие,
■ " ГЫ1 КМ) сменив при этом 52 покрышки, 36 камер, 9 цепей, 9 педалей,
| руля и др., за что был награжден особым знаком отличия «Бриллиантовая
i и I .• путешественником следует назвать и Глеба Травина, который за три года
mi м iii церШИЛ беспримерный велосипедный маршрут bicycling tour вдоль всех
|' " I ще более трудно отнести к категории туристов известных чехословац-.
i. т. ■ i пенников Иржи Ганзелка и Станислава Зигмуда, которые за несколько лет
п iii автомобилях «Татра» абсолютно все континенты планеты.33 Их транскон-
н in маршрут обеспечивался финансово и технически концерном «Татра» и
IA pi-i. ламным целям фирмы. Фактически это была их нормальная и оплачиваемая
«|.......... ..и '-лги техники.
рекордом Гиннеса34 путешествиям и подвигам, совершенным на удивление
in. немало места. Некто Джессии Росдайл поставил своей целью побывать
i количестве стран и проставить штампы пограничных КПП всех стран
i 'Пи но екершению в непрерывном странствии на пути длиной в 2 627 766км
hi и границ 215 государств был удостоен диплома Гиннеса. Но для этого ему
in i, lipoi iiti, школу в Иллинойсе (США), где он служил учителем. Миссионер
■ рп (США) задался целью совершить конное путешествие и проехал на
| in i........ а одной лошади или он загнал десяток бедных животных) 424 850 км.
и промигал 16 тыс. проповедей. В пеших, лыжных, конных, велосипедных,
nth п железнодорожных, воздушных и морских путешествиях зарегистри-
11 мои рекорды. Однако в значительной их части — это суть тяжкий труд и борьба
<| 1 1МВЯНИЯ совершенства человека и безграничности его воли и физических
и и к достижению поставленной цели.
кшавты, которых также следует отнести к категории путешественников,
тмине уникальные научные путешествия во времени и пространстве, высадку
щи омееячпые полеты на околоземных орбитах, не лишены стремления
и ним рекордов. Первый человек в космосе, первая женщина в космосе, высота,
in п. и продолжительность полета, дальность поездки на луноходе по поверхности
| Ару» |>акты — все становится предметом регистрации рекорда.
| 10. Материальное обеспечение путешествий
ipmt.ni отличия путешествия и туризма, следует остановиться на целях этого
...... г п и материальном обеспечении. Значительная часть путешествий и
inn . лужит определенным, далеко не частным, целям (торговля, наука, откры-мм кмвль, реклама продукции и другим) и щедро финансируется третьими, так
^интересованными лицами, организациями, государственными или частными
i ■ •"..■•и.. i вестНИК спортивного туризма и путешествий «Путник». № 3, — М.: 1995. С. 11.
щедр" финансировалось чешским автомобильным концерном «Татра». Они изъездили
I автомобилей (с двигателями с воздушным охлаждением), предоставленных заводом для этой
II ниц, тонны запасных частей. Им удалось написать по своим путевым заметкам десяток
• пи,1х книг однообразного содержания, но тем не менее пользовавшихся популярностью
• .. Поначалу они пользовались благоволением руководства СССР и их путешествие и труды
• иными, но потом знаменитые путешественники занялись политикой, заняли антисовес-
i,i i ..л и неугодными властям и память о них ушла в.небытие. Сегодня в России прак-
........... не шлет об этом грандиозном многолетнем путешествии вокруг света. Их усилия не
и (Пильному заводу попасть в число передовых фирм, а конструкция двигателя не нашла hi и p.. mil i■ми (разие что на легендарном украинском автомобиле «Запорожець»), •и I пииеса — 1988. Пер. с англ. — М.: Советская Россия, 1989. — 352 с.
ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ
фондами. В значительной мере успех путешественника определяется не его личными! качествами, которые, конечно, играют не последнюю роль в совершении подвига, а его способностями убедить общество выделить необходимые материальные ресурсы длЛ организации и совершения собственно путешествия. Так, великий путешественник Давид I Ливингстон, покоритель Африки, открывший величайший в мире водопад Виктория Hi] реке Замбези, путешествовал на деньги миссионерских фондов, обращая в христианскую веру местных жителей и лишь попутно совершая географические открытия.
Путешественник — это чаще всего профессия, которая и служит источником суще-1 ствования или, попросту, является работой и образом жизни принимающих участие Л путешествиях. А это уже цель деятельности, отличная от целей туризма.
Время существенно изменило возможности человека, и сегодня практически любой, обладающий средствами и личным временем, может купить туристское путешествие' вокруг света на воздушном шаре или на совокупных средствах передвижения, посетим. ранее недосягаемые уголки света. Туристские фирмы, специализирующиеся на приклю ченческом туризме, предлагают продолжительные (до 30 недель) трансконтинентальные путешествия по Южной Америке, Африке, Азии на специально подготовленных автомо- j билях-вездеходах. Есть предложения на морские круизы продолжительностью до 190 дне! стоимостью 50 тыс. долларов США, повторяющие пути великих первооткрывателей.
1.11. Выводы
Таким образом, путешествие — это перемещение людей во времени и пространстиеЛ а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений и средсти передвижения, временных промежутков именуется путешественником.
Далее, в зависимости от особенностей путешествия можно именовать самом путешественника: мореплавателем, космонавтом, бизнесменом, натуралистом и т.д. л"| бесконечности — соответственно цели, направлению, средству передвижения и иным! характеристикам, имеющим существенное или даже несущественное значение.
При определенных условиях организации и осуществления путешествие может (Л дусматривать пользование туристскими услугами, предоставляемыми предприятиями и организациями туристской индустрии. Путешествующий человек для целей статистики именуется посетителем35 visitor. Из соображений учета экономических факторов тн% тителей разделяют на ночующих посетителей, т. е. совершающих минимум одну ночовЁ в месте временного пребывания, и однодневных посетителей, пребывающих в мв посещения менее 24 часов и, соответственно, без ночевки. Последние с позиций турим! относятся к категории экскурсантов.
Есть предложения ночующего в гостинице посетителя именовать исконно по-русски постои \ьцн Этот термин исходит от понятия постоялый двор (при дороге). Ночующих путешественников пиши адекватно — постояльцами. Постоялые дворы существовали на Руси издавна; содержались ,,ом, „.. венно частными лицами, которые брали с проезжающих и останавливающихся в них особую шинам — постоялое. Петр Великий приказал в 1700 г. переписать все постоялые дворы и обложить их dfl ром; вскоре за тем он велел взять их в казну и отдавать на откуп, поручив надзор за ними впсипдЯ В XVIII в. постоялые дворы строились и в городских поселениях, и на дорогах, и п селах. С !аЯ при них стали строить харчевни; с 1836 г. устанавливаете)! с них особый (бор в пользу торолсИ ДОХОДОВ, Однако, (вЛИ 1МСТИ таковое в СОВрвмеННО законодательство, то тогда по предложи! проф. И.С. (!спнна работника турист! КОЙ фирмы Следует определить и па iieii I. e/K)ei/,/<r/w, .1 1 уриЯ
по предложению В,С i [овикове и/тип- \ъцщм
Глава 2. Туризм
2.1. Туризм и путешествия
■ частный случай путешествий, однако имеет четкие отграничения из ■ т. строго определенные характеристики, имеет множество определений в ЦЙНОМ смысле и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в турист-н ггшествии, туристской поездке, походе, и именуется, в общем случае, туристом, пп.' от путешествий, туризм — категория, испытывающая сильное влияние пи п и политики, в довершение всего, обладает дуализмом внутренней природы
i но:
..... |'ый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма,
"■ И иных временными промежутками, совершаемых собственно туристами, т.е.
.......... 11. самого туриста, и
i П'льность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешес-гуристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными ГГИЯМИ индустрии туризма и смежных отраслей. Среди первых выделяются Пфытуризма — туроператоры и турагенты.
■ ительность выгодна всем сторонам, прямо или опосредовано участвующим в
in■■ ' е, особенно в дестинации1 приема. Государства являются третьей стороной,
• ни гересованной в участии в доходах и других видах дивидендов от всего, что
ч граждане или подданные, предприниматели и предприятия, осуществляют
регулирование2 и координацию туристской деятельности в своих и обще-
интересах. Изучая принципы государственного регулирования туристской
II in, можно выделить три характерные позиции: (а) жесткое авторитарное
in сми аспектами туризма в стране, (б) мягкие подходы с регулированием и
ИЦИсЙтуристской деятельности органами национальной туристской админист-
■ ' '" фазличие к туризму и отрасли3, в том числе и к доходности от туризма, как
тыльному и экономическому.
A ah lypniM у древних?
М|...... ', единичные случаи путешествий, которые можно рассматривать как
D и' \п п даже по организационной форме осуществления, несомненно, были, в
I |
I16ВНИХ римлян, античных греков, возможно и ранее. В средние века можно
Н in in начала организованной, весьма характерной туристской деятельности
-.1 мтппо групп религиозных паломников, совершающих великое паломничес-
Ю В 1 [алестину, к св. Иакову в испанскую Галисию, в Рим. При детальном
tlnatlon {англ.), в русском языке аналога нет. Применительно к туризму — место назна-
Кого путешествия, туристский центр. Подробнее см. Большой Глоссарий терминов
............. I i уриэма // Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова. — СПб.: «Издательский дом
lli in i пи Фонд», 2002. — 704 c.
п., чти туристская деятельность, как правило, регулируется, а не управляется. В
тонируют преимущественно предприниматели, а не государственные предприятия,
м. всегда действует на свой риск и за свой счет. Потому по отношению к его деятель-
||>< 1 во 01 уществляет только регулирование (как делать), а не управление (что делать).
Й П01ИЦИИ властей говорил на ОТКРЫТИИ туристской выставки MITF-2003 В Москве
i нр«д( едателя Комитета по культуре и туришу Государственной Думы РФ депутат народ-
............. ш Говорухин,
ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ
рассмотрении процесса можно уверенно отнести эти явления к туризму, точнее, к ш<4| лам туризма.
Туризм в настоящем — уникальное явление и феномен, порожденные совремеш цивилизацией на последних этапах развития и становления социально-экономически: общественных отношений. Туризм насчитывает свою историю не глубже, чем 150 лет времен деловой активности первого деятеля туристского бизнеса — англичанина Том, Кука4. Это естественное следствие влияния научно-технического прогресса и глувИ эволюции социально-экономических отношений в мировом обществе, в первую I редь, в развитых странах. При этом стремительное развитие туризм получил во втор половине XX века одновременно с началом интенсивного развития научно-техничеси прогресса, в том числе средств перемещения и перевозки, что существенно расшири ареал услуг в этой сфере, изменило их природу и содержание, а главное сократило up» на преодоление расстояний и сделало доступными многие дестинации.
Юридическая и экономическая природа туризма также претерпела трансформЦ сообразно времени, принципы туризма нашли свое четкое выражение и стали во мши определяющими в формировании существования мирового сообщества. К рубежу г| тьего тысячелетия туризм прочно занял свое лидирующее место в мировой экономик
2.2. Туризм в XX в. и на рубеже XXI в.
Туризм в своем настоящем состоянии и понимании возник и оформился в кои XIX в., а истинное интенсивное развитие получил лишь во второй половине XX в.5, ИМ! но в период стремительного развития техники, технологий, общественных отношсии что и получил громкий титул «феномена XX века». Сегодня туризм — мощная мир' индустрия, производящая до 10% мирового валового продукта, в которой задейстмо огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы крупный бизнес, большие деньги и серьезная политика глобального уровня6.
С развитием общества все большее количество населения планеты вовлекает* сферу туризма. За период 1995-2000 гг. в мире имеет место постоянная и устойчив! тенденция увеличения числа путешествующих ежегодно в среднем на 4 %7. 1998 г. xupuтеризуется некоторым снижением активности в связи с финансовым кризисом в Л ши, 2001-2003 гг. — в связи с терроризмом и локальными войнами в Афганистане и ИрИПо оценкам ВТО, в 2000 г. число туристских прибытий8 составило 696 млн, а и 200 Щ 692 млн. Доходы от туризма в мире в 1997 г. достигли 448 млрд USD (на 7,9 % он чем в 1996 г.), в 2000 г. — 477 млрд.
Объем отрасли мирового туризма в 2004 году вырос на 10%, достигнув уроним 760 млн. зарубежных прибытий. Об этом сообщил генеральный секретарь Всемир1м( туристской организации (ВТО) Франческо Франжиалли.
Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии 2004 г. генеральный секретарь li'1'l > | Франжиалли назвал «беспрецедентной трагедией, завершившей этот выдающий! я i Он также подчеркнул, что «это была самая страшная катастрофа за многие годы, отмтуризма показала своё умение выживать в атмосфере неопределенности и ненадёжно! ситуации». Также г-н Франжиалли упомянул о парадоксе, связанном с трагедия
Т
Биржаков М.Б. Томас Кук и его роль в становлении туризма. В справ. «Туристские Фирмы», Г-мн |
— СПб.: Невский Фонд, 2000. С. 98-110. Также Ахтола Янне. Деятельность Томаса Кука и imii
В справ. «Туристские Фирмы». Вып. 24. — СПб.: Невский Фонд, 2001. С. 66-81 (там же нрп»ц|
обширный список библиографии публикаций и монографий о Томасе Куке и его деятельности и <Щ
туризма).
В первой половине XX н. Человечество была танято ДВУМЯ МИРОВЫМИ помпами и революциями. I
Для тех, кто хороню понимает одновременно в нервом, вторим И фетьем
7 1ЧОО , 4Г>7 млн, №Гм\ 531,7 млн, 19991 652,8 млн
Количество оценивается по числу прибывши* и яярвгистриронанны] rypni гов arrivals
ЛНА J. ГУРИ1М
......... piiitbi она «повлияет на туристическую индустрию») НО С другой «не будет
.in тис па тенденцию роста, предсказанную на 2005 год».
ПК) аргументировал это мнение тем, что страны, пострадавшие от цунами,
i лини, 3% международных посетителей. Он привел пример финансового
1 /98 годов, эпидемию птичьего гриппа в азиатских странах в 2003 году, когда
гро восстановились после падения турпотоков, и они «сделают это снова в
и мости». (По материалам turist.ru)
■ Ю ГурИВМЙ приходится 10% всего валового национального продукта и
■ ни расходов. По прогнозам ВТО, к 2010 г. количество поездок составит
i и м) г. 1560 млн.9 Поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн USD.
< Нв нее районы мира, даже имеющие фантастические по своей привлека-
| ристские ресурсы, пока еще освоены и доступны для массового туриста.
, шачение играют природно-климатические и политико-экономические
| ........ ibHocTb мира в регионе, уровень развития индустрии туризма.
Таблица 1.
Динамика развития международного туризма по регионам мира (данные ВТО по состоянию на 2003 год)
Туристские прибытия, млн. чел. | Поступления от туризма, млн. USD | |||||||||||
199« VM.1 | ||||||||||||
',Ц>,(, | 650,5 | 696,1 | 692,9 | 448,3 | 463,6 | |||||||
167,9 | 380,2 | 387,8 | 387,3 | 397,3 | 398,8 | 221,1 | 225,5 | 234,5 | 230,4 | |||
17,! ЯЛ И ■1,1 | 122,8 | 122,2 | 128,3 | 122,2 | 116,6 | 112,7 | 119,2 | 132,8 | 122,5 | 113,8 | 114,4 | |
88,3 | 97,6 | 109,2 | 120,5 | 131,1 | 119,3 | 81,2 | 82,1 | 82,2 | 98,7 | 95,4 | ||
/1,1 | 26,5 | 29,2 | 29,9 | 30,8 | 8,3 | 8,7 | 10,8 | 11,7 | 11,8 | 14,4 | ||
Г, | 18,2 | 23,4 | 27,9 | 28,8 | 7,7 | 8,5 | 12,2 | 11,8 | 12,9 | 13,9 | ||
4,5 | 5,8 | 6,1 | 5,8 | 5,9 | 6,4 | 3,8 | 4,1 | 4,7 | 5,4 |
Таблица 2.
Важнейшие направления туристских потоков в мире (данные ВТО по состоянию на 2003 год)
"м,г.,н юк(2,1%) И||у|игпраны(2,2%) |
Восточная Азия и Тихоокеанский бассейн (18,3%) |
i "|.......... 1 С>Н,5%)
мерика(16,5%)
, грпмлсиие к миру и сообществе возобладает. Войны и военные конфликты, даже к "(» гиуют туризму.
— 31 —
Таблица 3.
1'ГИ1ИН1/|<ч ШИ НаиОоЖ'е 11рИ11Л('К.11('1||,|1!.1» /|i'i 1ИП.1ЦИИ 11МИ|>1'
Дсстинация | Международные iy|im ккие п | рибытия, млн. чел. | Доля рынка, % | ||||||
/1 | |||||||||
Франция | 75,6 | 76,5 | /'. | 10,8 6,9 | 10,9 | ||||
Испания | 46,8 | 47,9 | 49,5 | 52,3 | 51,8 | 7,1 | 1Л | ||
США | 48,5 | 50,9 | 45,5 | 43,5 | 41,2 | /,( | 6,6 | h,l | |
Италия | 36,5 | 41,2 | 39,1 | 39,9 | 39,6 | 5,9 | 5,6 | 5,6 | |
Китай | 31,2 | 33,2 | 36,8 | 4,5 | 4,8 | 5,7 | |||
Великобритания | 25,4 | 25,2 | 22,8 | 24,2 | 24,7 | 3,6 | 3,3 | 3,45 | |
Россия | 18,5 | 21,2 | — | — | — | ||||
Мексика | 20,6 | 19,8 | 19,7 | 18,7 | 2,9 | 2,8 | |||
Канада | 19,5 | 19,7 | 19,7 | 20,1 | 17,5 | 2,9 | 2,8 | 7,Н | |
Германия | 17,1 | 17,9 | 18,0 | 18,4 | 2,7 | 2,6 | 2,57 |
Таблица 4.
Общие расходы на туризм в млн. долларов США
Страна | |||||
США | |||||
Германия | 64/00 | ||||
Великобритания | |||||
Япония | |||||
Франция | 711....... | ||||
Италия | 2050(1 | ||||
Китай | — | _ | Г, ЛИ) | ||
Нидерланды | |||||
Канада | ПНЮ | ||||
Бельгия | — | — | |||
Австрия | — | ||||
Россия | — | — | _■ |
В 2001 г. поступления от международного туризма в мире снизились на 13 млрд 11 (на 2,8 96). Почти половина всех поступлений от международного туризма по-прежт приходится на Европейский регион. На втором месте находится Американским р< m (рыночная доля 26,4 96). Доходы на одно туристское поступление выше всего в ( 111 л составляют 1015 USD, также США сохранили лидерство в общих доходах от тури * (70 млрд USD). Испания занимает твердое третье место в рейтинге поступлении туризма (33 млрд USD). Интенсивно развивает международный туризм Китай, коти вошел в пятерку ведущих стран мира по доходам от туризма, динамика развития пик теля составляет 10 96. Также отмечается интенсивный рост доходов от туризма в Тури (на 17%).
Впервые в истории туризма в 2002 г. численность международных туристских Щ бытии составила более 714 млн человек. И это несмотря на катаклизмы природных нимний и волну терроризма, которые были предвестниками кризиса. Кризис не состоявтуризм развивается устойчиво и рост составил в 2001/2002 гг. около 3,1 %, а за три. 1990/2000 гг. 4,3 96. Средние доходы на одно туристское прибытие в мире составляют я €/ 670 USD, в Европе 650 € / 580 USD, в Азии и Тихоокеанском регионе 800 € / 720 UI в Американском регионе ИЗО € / 1010 USD.
Итоги 2002 г. показывают изменение приоритетов и предпочтений в направлен)! туристской активности. Так, Европа прочно удерживает лидирующее положение <р(< всех туристских регионов мира по показателю туристских прибытий. В этом регионе ufl
— 32 —
ГЛАВА 2. ТУРИЗМ
- ■— ' ,. .циннии»................... Ill .......... «мни.................................... ....... I iin...................................................... Ill..................................................... »........ I........ I....... H».................................... i...... ИШ1И.............................. Ш................ »"
ii.ii редиземиоморье (Италия, Испания, Греция), на которое приходится
1И|>"|..... ' рынка. Азиатско-Тихоокеанский регион потеснил Американский
§Н1|н>|| пи 1ИЦИИ, динамика туристских прибытий в который снизилась. Следует и., рынок международного туризма составляет лишь часть общего туристам пнутреннего туризма велика, и именно этот вид туризма оказался в i положении и кризисных ситуациях. Данные по доходности внутреннего м им \ и щук гг » виду сложности методики их оценки.
i...... тип такого количества перемещающихся по всему миру людей привле-
i Ним,шее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей,
г in л и ют суть индустрии и инфраструктуры туризма. Уже сегодня каждый
и,1 и \uicic грудится в сфере туризма. Отметим, что это очень важно, т. к.
i 1.\ .ке без учета мультипликативного10 эффекта, к обслуживанию при
ми ч шик и, работников, значительно большая, чем количество собственно
туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест.
. i in им.к'i первое место среди факторов и следствий, дающих положитель-
. . иПщеетну от этого вида деятельности. Имеется довольно много методик,
ч и inи способы определения занятых в туризме категорий работающих.
I i и и mix центрах каждые десять-двенадцать туристов обеспечивают пос-
н днух служащих. Например, прибытие круизного лайнера с туристами
i Камчатский — значительное событие в жизни местного населения.
in чикаются 50-60 человек, а за три дня пребывания туристов местные учи-
|| нищие гидами, проводниками, получают вознаграждение, равное месячно-
1 ионному месту работы, где зарплату задерживают на много месяцев.
■ ГурИ1М1 на показатели занятости населения весьма ярко проявляется в
iro спада активности. Например, после террористического акта в Нью-
.П11||)|1Я 2000 г. резко сократились туристские потоки, и только в США
i i i .и более 1,2 млн служащих туристской индустрии, одновременно в
И . ...... и потеряли работу 900 тыс. чел., а в Европе — более 1 млн.
1ДНОСТИ от туризма приводит к интересным сравнениям. Так, на каждого in приходится в два раза больше туристов, чем на россиянина, а при при-ii i ценах па туристское обслуживание — доходность от туристской отрасли Нин |>ii i ныше. Возможно, есть чему поучиться. Из 250 тыс. жителей курорта 1.1■•. v |и (Флорида, США) — 60 тыс. заняты в сфере туризма и обслуживают i млн состоятельных и высокоплатежных туристов, преимущественно из ■ ■и Америки. Еще более парадоксально положение в Андорре, где вся страна, И | '.горой всего 480 кв. км и где проживает 50 тыс. жителей, работает на
■ . пили застилают постели, готовят еду, поют и пляшут с утра до вечера
РурИСТу, продают им товары. Последнее — весьма привлекательно для
IMH кольку Андорра является зоной беспошлинной торговли. Других видов
и in и карликовой стране, расположенной в небольшой горной долине, нет
К и .и и.I значительного веса в экономике государства. Так или иначе, по ста-
ГОДОВОЙ заработок среднего жителя Андорры существенно выше заработка
....... |'п'( кого жителя западноевропейских стран11 и сильно отличается от
...... оипша, страна которого обладает несоизмеримо большими туристскими
i чем Андорра.
...... и in' путать с: мультипликационным эффектом. Очень многим, даже маститым ораторам
. ииирящим ислух публично, трудно произнести слово мультипликативный, так и хочется про-
|...... мультипликационный», что и делают. Эта проблема сродни казусу «туристский-турис-
.......... .| и дампом случае идет речь о принципиально различных видах эффектов. Тем, кто не
mi тфудниется и понимании различий, — следует обратиться к предмету «Физика». ..... 1 npOl in .'анидно.
— 33 —
ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЛИ
null л»..................... I............... I....... II........ IIWee—MWIiHIiliUHillll................. |Ч ............. 1ШП1М1)............. ццвввввн,.................. H|iHJ|HMHIWW(MMtHMI«IWWWWWI«'«^WW''«W«MWWWMMW«MW«*«<*WWW
Таблица 5.
Доходность региона от одного туристского прибытия
Регион | € | USD |
Всего в мире | ||
Европа | ||
Американский | ||
Азия / Тихоокеанский бассейн | ||
Африка | ||
Ближний Восток |
Таблица 6.
Прогноз создания рабочих мест в туристской индустрии 1997-2007 гг. Численность рабочих мест, создаваемых в индустрии туризма в развивающихся странах
Страна | количество рабочих мест, тыс. |
Турция | |
Германия | |
Великобритания | |
Испания | |
Италия | |
Франция | |
Нидерланды | |
Греция | |
Португалия | |
Бельгия | |
Финляндия | |
Ирландия | |
Швеция |
Таблица 7.
Занятость в индустрии туризма (по регионам) в 2001 г.
Регион | млн. чел. | |
Азия | 42,608 | |
Америка | 14,72 | |
Европа | 13,333 | |
Африка | 6,55 | |
Океания | 0,699 |
— 34
Таблица 8.
Занятость В индустрии туризма по регионам и 2001 г.
Регион | % от общего числа | |
Океания | 5,9 | |
Карибский бассейн | 5,5 | |
Страны ЕС | 4,9 | |
Северная Африка | 4,7 | |
Северная Америка | 4,6 | |
Латинская Америка | 3,6 | |
Ближний Восток | 3,5 | |
Другие страны Западной Европы | 3,5 | |
Юго-восточная Азия | 3,2 | |
Центральная и Восточная Европа | 3,2 | |
Центральная и Южная Африка | ||
Южная Азия | 2,9 | |
Северо-восточная Азия | 2,2 |
Таблица. 9
Занятость в индустрии туризма в 2001 г.
Страна | млн. чел. | |
Китай | 15299,4 | |
Индия | 12298,6 | |
США | 6413,0 | |
Страны бывшего СССР | 3555,6 | |
Бразилия | 2488,8 | |
Индонезия | 2172,4 | |
Япония | 2021,5 | |
Таиланд | 1831,1 | |
Бангладеш | 1596,6 | |
Франция | 1346,0 | |
Италия | 1289,1 | |
Великобритания | 1263,0 | |
Испания | 1197,9 | |
Филиппины | 1140,1 | |
Пакистан | 1128,4 | |
Египет | 1071,3 | |
Нигерия | 935,1 | |
Мексика | 880,0 | |
Канада | 869,9 | |
Германия | 831,7 |
— 35 —
ЛЛ11Л J. 1УСИЗМ
........... uiliniK....................