Построить график и решить задачи.
Для специальностей
«Парикмахерское искусство»,
«Стилистика и искусство визажа»
«Прикладная эстетика»
СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»
Разработчик: преподаватель экономики Бурченкова Н.И.
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Экономика» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Учебно-методический комплект включает в себя учебник, сборник практических заданий и методические рекомендации по работе с учебником.
Цель настоящего пособия – овладение студентами основными навыками самостоятельной работы с учебником, с документами, Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: кратко формулируется цель занятия, определяется конкретное задание и порядок его выполнения. По каждой теме разработаны контрольные вопросы, которые помогут студентам хорошо подготовиться к практической работе.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для практических занятий по дисциплине «Экономика»
Ф.И.О. студента_________________________________________________
Группа____________________ специальность________________________
Учебный год_______________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...5
Вводный инструктаж……………………………………………………………...6
Практические работы:
1.Расчет альтернативной стоимости…………………………………………….7
2. Расчет семейного бюджета…………………………………………………...10
3. Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия…………………….13
4. Труд и заработная плата ……………………...……………………………..16
5. Расчет темпов роста инфляции………………………………………………20
6. Расчет основных макроэкономических показателей……………………….23
7. Государство и экономика………………………………………………….....26
Тестовый контроль знаний……………………………………………………...29
Литература……………………………………………………………………….32
Введение
Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М.Кейнс, - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой изучения экономики.
В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен уметь:
- приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.
В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен знать:
- функции денег,
- банковскую систему,
- причины различий в уровне оплаты труда,
- основные виды налогов,
- организационно-правовые формы предпринимательства,
- виды ценных бумаг,
- факторы экономического роста.
Цель рабочей тетради – оказать помощь студентам в выполнении практических работ, а так же облегчить самостоятельную работу над курсом обучения.
Задачи, упражнения и тесты в рабочей тетради предназначены для того, чтобы научиться применять теорию для решения практических вопросов.
Вводный инструктаж
Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам изучить предмет Экономика.
Структура рабочей тетради соответствует структуре рабочей программы, а уровень заданий – требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартам.
Прежде чем приступить к выполнению работы, студентам предлагается повторить соответствующий теоретический материал, ответить на контрольные вопросы при допуске к работе, внимательно ознакомиться с содержанием работы, ответить на контрольные вопросы для зачета.
Оценка за практическую работу складывается из оценки за решение задач, за ответы на теоретические вопросы и собеседование студента и преподавателя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема: «Выбор и альтернативная стоимость».
Наименование работы:Анализ альтернативных издержек.
Цель работы:усвоить методику расчета альтернативных издержек.
Приобретаемые навыки и умения: строить кривую производственных возможностей, рассчитывать альтернативные издержки.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.
Литература: учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г. А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1.Что такое альтернативные издержки?
2.Что такое производственные возможности?
3.Назовите виды экономических ресурсов?
Методические указания
Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривой производственных возможностей и расчете альтернативных издержек. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.
Порядок выполнения работы:
Ответить на контрольные вопросы.
Построить график и решить задачи.
Задача 1:Встране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства представлены втаблице №1:
Таблица 1
Варианты | Тостеры, тыс. шт. | Компьютеры, тыс. шт. |
А | ||
В | ||
С | ||
D | ||
E |
1) Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной – компьютеры.
2) Какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:
а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;
б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;
в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;
г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.
3) Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров:
с 20 тыс. до 30 тыс. штук;
с 10 тыс. до 40 тыс. штук;
с 30 тыс. до 40 тыс. штук?
Задача 2: Иванов отказался от работы столяром с зарплатой 102 тыс. р. в год и отказался от работы продавцом за 80 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 16 тыс. р. Половину платы за обучение Иванову компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?
Задача 3: После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный юридический факультет гуманитарного университета или поработать несколько лет секретарем в районном суде. Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться, если:
плата за учебу составляет 40 тыс. р. в год;
расходы на питание . 35 тыс. р.;
транспортные расходы . 5 тыс. р.;
оплата снимаемой комнаты . 25 тыс. р.;
расходы на одежду . 20 тыс. р.;
заработная плата секретаря . 48 тыс. р. в год;
расходы на учебники . 4 тыс. р.
Контрольные вопросы для зачета:
1.Что демонстрирует кривая производственных возможностей?
__________________________________________________________________
2. Перечислите экономические ресурсы.
__________________________________________________________________
3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?
____________________________________________________________________
4.Что называют факторами производства?
________________________________________________________________________
Дата Оценка Преподаватель
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: «Семейный бюджет».
Наименование работы:Расчет семейного бюджета.
Цель работы:научиться планировать семейный бюджет.
Приобретаемые навыки и умения: составлять баланс доходов и расходов семейного бюджета.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.
Литература: учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г. А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1.Что такое семейный бюджет?
2.Объясните разницу между номинальным и реальным доходом?
3.Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Методические указания
Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков при расчете семейного бюджета. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.
Порядок выполнения работы:
Ответить на контрольные вопросы.
Решить задачи.
Задача 1: Рассчитать структуру расходов семьи за месяц, сделать выводы как меняется структура расходов семьи, если доходы возрастают.
Статьи расходов | 1 месяц | 2 месяц | ||
руб. | % | руб. | % | |
Питание | ||||
Одежда | ||||
Коммун. услуги | ||||
Культура быт | ||||
Налоги | ||||
Прочие расходы | ||||
Всего |
Задача 2. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте индекс потребительских цен (ИПЦ).
Товар | 1 период | 2 период | ||
Потребление шт. | Цена руб. | Потребление шт. | Цена руб. | |
Хлеб | ||||
Мыло | ||||
Молоко | ||||
Конфеты |
Задача 3. Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?
Контрольные вопросы для зачета:
1.Что такое трансферты? Приведите примеры трансфертов.
______________________________________________________________________
2. Что такое товарная корзина?
__________________________________________________________________
3. Перечислите основные статьи доходов семьи.
____________________________________________________________________
4. Перечислите основные статьи расходов семьи.
____________________________________________________________________
5. Что такое семейный бюджет?
____________________________________________________________________
Дата Оценка Преподаватель
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие».
Наименование работы:Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.
Цель работы:Усвоить методику расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения.
Приобретаемые навыки и умения: строить кривые спроса и предложения, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.
Литература: учебник. Гомола А.И. М.: Академия 2013г. Булатова А.С. Экономика, М.: Экономист, 2008.
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1.Что такое спрос?
2.Дайте определение закону спроса?
3.Что такое предложение?
4.Дайте определение закону предложения?
Методические указания
Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривых спроса и предложения, расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.
Коэффициент эластичности спроса:
Коэффициент эластичности предложения
Порядок выполнения работы:
Ответить на контрольные вопросы.
Построить график и решить задачи:
Задача 1: В таблице №1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:
Ситуация на рынке фасоли
Таблица 1
Цена одной банки, ден. ед. | Объем спроса, млн. банок в год | Объем предложения, млн. банок в год |
А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.
Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?
Задача 2:Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:
Выпуск продукции в базисном году составил 70 тыс. руб.,
Выпуск продукции в отчетном году составил 100 тыс. руб.,
Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 21 руб.,
Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 26 руб.
Задача 3:Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:
Объем продаж в базисном году составил 160 000 кг,
Объем продаж в отчетном году составил 200 000кг,
Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 5,5 руб.,
Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 4 руб.
Контрольные вопросы для зачета:
1.Дайте определение рыночной равновесной цены?
__________________________________________________________________
2.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса.
____________________________________________________________________
3.Приведите примеры эластичных по цене товаров
__________________________________________________________________
4.Приведите примеры не эластичных по цене товаров.
__________________________________________________________________
Дата Оценка Преподаватель
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4