Понятие рынка, доступный и целевой рынки. Целевая аудитория и сегментация
Субъект предпринимательства работает на нескольких рынках, которые он в первую очередь разделяет на рынки закупок и сбыта.
Пример 1.1названий рынков сбыта. Пусть компания 1 с 2003 года по настоящее время оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей на рынке Нижегородской и Владимирской областей. С 2005 года по настоящее время те же услуги оказывает и компания 2 на рынке Нижегородской области, а компания 3 оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей только отечественного производства на рынке Нижнего Новгорода. Рынок сбыта компании 3 является частью рынка сбыта компании 2, а рынок сбыта компании 2 - частью рынка сбыта компании 1 как по территории, так и по оказываемым услугам. Обратим внимание на следующее: - компании сами присваивают названия своим рынкам сбыта; - в названии рынка достаточно четко указывается товар/услуга, территория продаж; - для компании 1 могут быть конкурентами компания 2 и компания 3. |
В литературе не принято применять фразы «Рынок сбыта в узком смысле слова» и «Рынок сбыта в широком смысле слова» [2, 4], так как в зависимости от контекста, как правило, понятно о каком рынке идет речь.
Ф. Котлер[11] приводит следующие два определения понятия «рынок»: Доступный рынок – это совокупность реальных и потенциальных покупателей данного товара (услуги), проявляющих интерес, имеющих достаточный доход и доступ к товарукомпании; Целевой рынок (target market) - часть доступного рынка, на которой компания сосредотачивает свою деятельность по продажам данного товара (услуги). |
В приведенных определениях речь идет о рынках сбыта в узком смысле слова.
Рынок в узком смысле слова [2, 4] - некоторое подмножество участников рынка в широком смысле слова, например: – определенные выше понятия доступногои целевого рынков сбыта компании; – рынок закупок компании– совокупность продавцов данного товара/услуги. |
Но рынок сбыта интересен компании как рынок в широком смысле слова.
Доступный рынок сбыта компаниив широком смысле слова [2, 4] - общественный институт, сводящий вместе продавцов и покупателей определенного товара (услуги)для совершения ими продаж-покупок на определенной территории. Рынок содержит: а) основных участников: производителей и их партнеров; конкурентов компании; реальных и потенциальных покупателей, проявляющих интерес, имеющих достаточный доход и доступ к товару компании; оптовых и розничных посредников, целевые аудиторий; органы власти, регулирующие рыночную деятельность; б) нормативную базу, регламентирующую деятельность участников рынка и формируемую на местном, региональном, национальном, международном уровнях; в) рыночные процессы. |
Для определения понятия целевой рынок компании в широком смысле слова достаточно в приведенном выше определении заменить фразу «проявляющих интерес, имеющих достаточный доход и доступ к товару компании» фразой «на которых компания сосредотачивает свою деятельность по продажам товара компании».
Сейчас мы можем дать еще одно определение «Субъект предпринимательства - это компания (в том числе ИП), работающая хотя бы на одном рынке сбыта».
Покупателей целевого рынка компании разделим на три вида:
– население (вид С);
– компании, покупающие товар для обеспечения своего бизнеса или предпринимательской деятельности (вид B);
– компании, которые не занимаются предпринимательской деятельностью (вид G).
Покупатели одного вида могут представлять сегмент целевого рынка.
Целевая аудитория отдельного целевого рынка - это: 1) Реальные и потенциальные покупатели вида С, т.е. часть населения; 2) Руководители и специалисты компаний вида B и G, принимающие решения о покупках данного товара; 3) Группы влияния – это родственники и знакомые, в т.ч. сотрудники, которые могут повлиять на принятие решений о покупках лицами, перечисленными в предшествующих пунктах 1 и 2. |
Если компания не занимается продажей товаров и услуг, например, региональное отделение какой-нибудь политической партии, то у компании нет покупателей, но есть потребители ее услуг и целевая аудитория. Такая компания покупает товары на рынках закупок, но не продает на рынках сбыта.
Сегментация рынка (market segmentation)- разбиение компанией своего целевого рынка на сегменты по признакам следующих видов:
- характеристики потребностей;
- потребительские свойства товаров и их конкурентные преимущества (продуктовая сегментация);
- характеристики потребителей, включая их организационно-правовые формы, географическое расположение (в том числе внешний и внутренний рынки), возраст и доход, мотивы приобретения, реакцию на маркетинговые усилия продавца;
- каналы распределения и т.д.
Предполагается, что для каждого сегмента рынка компания разрабатывает отдельную маркетинговую программу
Сегмент целевого рынка(Market segment) - группа покупателей, выделенная в результате сегментации.
При выборе сегментов производится оценка их привлекательности,определяемая емкостью, доступностью, устойчивостью, прибыльностью, защищенностью, эффективностью и др.
Задание 1.3. Приведите примеры каналов распределения (сбыта) и сегментов рынка, включая сегмент, соответствующий каналу сбыта. |
Субъект предпринимательства определяет свой целевой рынок и его сегменты, целевую аудиторию, как правило, на основании результатов маркетинговых исследований.
В литературных источниках достаточно часто под рынком понимают сегмент рынка, т.е.говорим рынок, а подразумеваем сегмент рынка.
Пример 1.2.В матрице Ансоффа есть квадрант - «старый товар на новом рынке» и если руководствоваться введенным определением понятия «рынок», то под новым рынком здесь подразумевается новый сегмент рынка сбыта компании. Пример 1.3. Принято говорить “Компания продает определенный товар на внутреннем рынке и на внешнем рынке”, но фактически речь идет о двух сегментах одного рынка сбыта компании, если ориентироваться на приведенные выше определения понятий “рынок” и “сегмент”. |
Конъюнктура рынка (market situation)— совокупность условий, определяющих фактически складывающиеся соотношения спроса и предложения на рынке товаров и услуг, динамику цен, курсов ценных бумаг и процентных ставок. Реальная хозяйственная ситуация, формируемая конкретными конъюнктурообразующими факторами (циклами экономического развития, социально-политическим состоянием общества, уровнем конкуренции, изменением спроса и т.п.). Изучение конъюнктуры преследует цель выявить закономерные и случайные тенденции и процессы развития рынка. Степень насыщенности рынка можно описать при помощи коэффициента К = Спрос/Предложение. Если Спрос = Предложение, то такой рынок называют равновесным. Если Спрос > Предложение, то такой рынок называют ненасыщенным.