Понятие рынка, доступный и целевой рынки. Целевая аудитория и сегментация
Субъект предпринимательства работает на нескольких рынках, которые он в первую очередь разделяет на рынки закупок и сбыта.
![]() |
В литературе не принято применять фразы «Рынок сбыта в узком смысле слова» и «Рынок сбыта в широком смысле слова» [2, 4], так как в зависимости от контекста, как правило, понятно о каком рынке идет речь.
![]() |
В приведенных определениях речь идет о рынках сбыта в узком смысле слова.
![]() |
Но рынок сбыта интересен компании как рынок в широком смысле слова.
![]() |
Для определения понятия целевой рынок компании в широком смысле слова достаточно в приведенном выше определении заменить фразу «проявляющих интерес, имеющих достаточный доход и доступ к товару компании» фразой «на которых компания сосредотачивает свою деятельность по продажам товара компании».
Сейчас мы можем дать еще одно определение «Субъект предпринимательства - это компания (в том числе ИП), работающая хотя бы на одном рынке сбыта».
Покупателей целевого рынка компании разделим на три вида:
– население (вид С);
– компании, покупающие товар для обеспечения своего бизнеса или предпринимательской деятельности (вид B);
– компании, которые не занимаются предпринимательской деятельностью (вид G).
Покупатели одного вида могут представлять сегмент целевого рынка.
![]() |
Если компания не занимается продажей товаров и услуг, например, региональное отделение какой-нибудь политической партии, то у компании нет покупателей, но есть потребители ее услуг и целевая аудитория. Такая компания покупает товары на рынках закупок, но не продает на рынках сбыта.
Сегментация рынка (market segmentation)- разбиение компанией своего целевого рынка на сегменты по признакам следующих видов:
- характеристики потребностей;
- потребительские свойства товаров и их конкурентные преимущества (продуктовая сегментация);
- характеристики потребителей, включая их организационно-правовые формы, географическое расположение (в том числе внешний и внутренний рынки), возраст и доход, мотивы приобретения, реакцию на маркетинговые усилия продавца;
- каналы распределения и т.д.
Предполагается, что для каждого сегмента рынка компания разрабатывает отдельную маркетинговую программу
Сегмент целевого рынка(Market segment) - группа покупателей, выделенная в результате сегментации.
При выборе сегментов производится оценка их привлекательности,определяемая емкостью, доступностью, устойчивостью, прибыльностью, защищенностью, эффективностью и др.
Задание 1.3. Приведите примеры каналов распределения (сбыта) и сегментов рынка, ![]() |
Субъект предпринимательства определяет свой целевой рынок и его сегменты, целевую аудиторию, как правило, на основании результатов маркетинговых исследований.
В литературных источниках достаточно часто под рынком понимают сегмент рынка, т.е.говорим рынок, а подразумеваем сегмент рынка.
![]() |
Конъюнктура рынка (market situation)— совокупность условий, определяющих фактически складывающиеся соотношения спроса и предложения на рынке товаров и услуг, динамику цен, курсов ценных бумаг и процентных ставок. Реальная хозяйственная ситуация, формируемая конкретными конъюнктурообразующими факторами (циклами экономического развития, социально-политическим состоянием общества, уровнем конкуренции, изменением спроса и т.п.). Изучение конъюнктуры преследует цель выявить закономерные и случайные тенденции и процессы развития рынка. Степень насыщенности рынка можно описать при помощи коэффициента К = Спрос/Предложение. Если Спрос = Предложение, то такой рынок называют равновесным. Если Спрос > Предложение, то такой рынок называют ненасыщенным.