Место дисциплины в структуре ООП. Рабочая программа дисциплины(модуля)
Рабочая программа дисциплины(модуля)
Дисциплина «История экономических учений»
Б3 – профессиональный цикл
Направление подготовки
38.03.01 Экономика
Профиль подготовки
Финансы и кредит
Разработчик (составитель) РПД: к.э.н., доц. Сибагатуллина С.Р. | «2» февраля 2016 г. |
Уфа 2016
Содержание
Стр. | ||
1. | Цель и задачи освоения дисциплины. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю). | |
2. | Место дисциплины в структуре ООП. | |
3. | Объем дисциплины (модуля). | |
4. | Содержание и структура дисциплины (модуля). | |
5. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю). | |
6. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю). | |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. | |
8. | Ресурсы сети "Интернет", необходимые для освоения дисциплины. | |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. | |
10. | Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине. | |
11. | Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине. |
1.
Цель и задачи освоения дисциплины. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Целями освоения дисциплины «История экономических учений» являются: сформировать у студентов представление об основных этапах развития экономических идей и воззрений, отразить значимость для практики хозяйственной жизни и изучения прикладных экономических дисциплин творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории развития общества.
Изучение истории экономических учений необходимо для того, чтобы обеспечить плодотворное освоение всего цикла экономических дисциплин, содействовать формированию высокой профессиональной культуры экономиста широкого профиля и достичь тем самым требуемый уровень подготовки бакалавров и получения ими целостного представления об истоках и этапах становления современной теоретической экономики.
Воспитательное значение курса «История экономических учений» связано с его ролью в формировании научного мировоззрения, познавательной активности студентов, с рассмотрением этических аспектов связанных с экономическими исследованиями и использованием достижений современной науки.
Изучение дисциплины проводится в рамках основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению подготовки -38.03.01 Экономика, профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», и направлено на подготовку обучающихся к научно-исследовательской, научно-производственной, организационно-управленческой, педагогической и информационно-экономической деятельности.
Изучение дисциплины «История экономических учений» вносит вклад в формирование компетенций:
ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
ОК-3- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.
Соответствие этапов освоения компетенции планируемым результатам обучения
Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | |
Знания | Знать: 1.Основные этапы исторического развития зарубежных стран и России; 2.Существующие подходы к периодизации развития экономической науки | ОК - 2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. |
Знать: 1.Основные этапы и закономерности развития экономической науки; 2.Основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; | ОК -3-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности. | |
Умения | Уметь: проводить сравнительный анализ различных подходов и точек зрения по экономическим вопросам | ОК – 2 -способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Уметь: формулировать альтернативные версии осмысления теоретической сущности основных категорий и понятий экономической науки | ОК -3-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности. | |
Владения (навыки / опыт деятельности) | Владеть: навыками выявления исторических условий и причин формирования различных точек зрения и принципов экономического анализа | ОК – 2- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Владеть: 1.Экономической терминологией и лексикой 2.Навыками поиска альтернативных подходов в решении экономических проблем | ОК-3 -способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
Место дисциплины в структуре ООП
История экономических учений входит в Б.1. Б.19 (базовые дисциплины). Вводные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса формируются в процессе изучения цикла гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1).
Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как экономическая теория, история, философия, иностранный язык(преимущественно английский), математический анализ. В свою очередь, изучение дисциплины «История экономических учений» является необходимой основой для овладения знаниями по таким дисциплинам как макроэкономики, институциональная экономика, национальная экономика, экономическая политика государства, мировая экономика и международные экономические отношения, финансы, экономика предприятия и др.
Объем дисциплины (модуля)
Объем дисциплины «История экономических учений» составляет 3 зачетные единицы трудоемкости. Итоговая форма контроля – зачет.
При очной форме обучения дисциплина преподается в 4 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 36 часов, в том числе: лекций -20 часов, практических занятий – 16 часов, КСР-2 часа (всего контактных часов – 38); СРС – 70 часов.
При заочной форме обучения дисциплина преподается: во 2 семестре для обучающихся 5 лет, в 3 семестре – для обучающихся 3,5 года, в 4 семестре – для обучающихся 3 года. Аудиторная нагрузка составляет во всех случаях 8 часов, в том числе: лекций – 4 часа, практических занятий – 4 часа; КСР – 4 часа, (всего контактных часов – 12 часов); контрольная работа – 4часа; самостоятельная работа – 92 часа.
Содержание и структура дисциплины (модуля)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплины «История экономических учений» на 4 семестр
(для дневного отделения бакалавриата)
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -3 Учебных часов: всего 108 ч. лекций – 20 ч. |
Лекции: | семинарских –16 ч. |
профессор, д.э.н., Россинская Г.М. | практических |
лабораторных | |
консультаций | |
Практические занятия: | зачет –4 семестр |
доц., к.э.н. Сибагатуллина С.Р. | самостоятельная работа студентов –70 ч. |
КСР–2 ч. | |
(для заочного отделения бакалавриата)
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -3 Учебных часов: всего 108 ч. лекций – 4ч. |
Лекции: | семинарских –4 ч. |
доц., к.э.н. Сибагатуллина С.Р. | практических |
лабораторных | |
контроль 3 | |
Практические занятия: | зачет |
доц., к.э.н. Сибагатуллина С.Р. | самостоятельная работа студентов –92 ч. |
КСР–4 ч. | |
Для очной формы обучения | |||||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов | ||
Лк | Сем | ||||||||
Модуль 1. «Этапы развития экономической мысли. Основное течение в экономической науке » | |||||||||
1. | Предмет и методология истории экономических учений. Предмет истории экономических учений Связь с другими дисциплинами. Формирование предмета истории экономических учений. Проблемы периодизации истории экономических учений. Теория научных революций Т. Куна. Кумулятивный и эволюционный подходы к вопросу развития науки | Лекция, СРС | - | 1, 2 -введение | Вопросы для самоконтроля к теме 1 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |||
2. | Становление экономической теории. Экономическая мысль Древнего Египта, Вавилонии, Древней Индии и Китая. Экономические воззрения Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Античного Рима: Катон Старший, Варрон, Калумелла. Особенности экономических идей западного средневековья. Фома Аквинский. Теория «Справедливой цены». Экономическая мысль арабских стран. Ибн-Хальдун. Экономические предписания Корана. Исторические условия становления идей меркантилизма. Идеи раннего и позднего меркантилизма в Западной Европе. Особенности российского меркантилизма. А.Л.Ордин-Нащокин, И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов. | Семинар, СРС | 1, гл.1-2 | Вопросы для самоконтроля к теме 2 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||
Классическая школа политической экономии. Исторические условия формирования классической школы. Основные принципы и постулаты. Взгляды У. Петти. «Экономическая таблица Ф.Кенэ. Взгляды Ж.А.Тюрго. Экономические взгляды А.Смита. Структура «Исследования о природе и причинах богатства народов». Двойственность взглядов А. Смита. Система Д. Рикардо. Экономисты школы Д.Рикардо (Дж.Милль, Д.Мак-Куллох). Общие направления дискуссий вокруг идей классической школы. Ж.Б.Сэй, Р.Т.Мальтус, Г.Кэри, Н.Сениор, Ф.Бастиа. Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма. С.Сисмонди, П.Ж.Прудон. Экономическая мысль России в конце 18- первой половине 19 века. Создание Вольного экономического общества. Идеи смитианства в трудах И.А.Третьякова и С.Е.Десницкого. Экономические взгляды М.И.Чулкова. | Лекция, Семинар, СРС | 1, гл.3-5 2, ч.2, гл.1-6 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 3 | Выполнение письменной работы по вопросам модуля 1 | |||||
Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики. Этапы становления и развития неоклассического направления. Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности (У.Ст. Джевонс). Лозаннская школа. Кембриджская школа. Теория цен и доходов А. Маршалла– основа неоклассической микроэкономики. Американская школа. | 1, гл.10-13 2, ч.3, гл.1 | Вопросы для 1самоконтроля к теме 4 | Составление таблицы по школам неоклассики | ||||||
Школы и идеи начала и середины 20в. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).Развитие Неоклассической теории благосостояния ( А.С Пигу, А. Бергсон). Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. Методология и история экономического анализа. Стокгольмская школа. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт). | 1, гл.14 2, ч.4, гл.1 | Вопросы для самоконтроля к теме 5 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||
Кейнсианство и неоклассический синтез. Исторические и экономические условия формирования концепции государственного регулирования. Методологические основы кейнсианства. Причины господства идей кейнсианства в 40-60 гг. Неокейсианство (экономическая динамика и антициклическая политика). «Неоклассический синтез» (Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э.Хансен). | 1, гл.29 2, ч.4,гл.2 | Вопросы для самоконтроля к теме 6 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||
Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века. Неоинституционализм как направление неоклассики. Экономический империализм. Монетаризм как основа экономической политики «консервативного сдвига». Экономисты-лауреаты премии Нобеля по экономике. Развитие российской экономической науки в 1990-е - 2000-е годы. | 1,гл.30-40, 2,ч.4, гл.3 | Вопросы для самоконтроля к теме 7 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов сам. работы | Форма контроля самостоятельной | ||||||||||
Лк | Се | ||||||||||||||||
Модуль 2. Развитие альтернативных направлений в экономической науке | |||||||||||||||||
8. | Альтернативные течения в западной экономической науке. Историческая школа в Германии. Старая историческая школа. Критика идей классической школы. Особенности методологии анализа. Молодая историческая школа. «Третья волна» исторической школы в Германии. Американский институционализм. Классификация направлений институционализма. Особенности методологии старого американского институционализма. Взгляды Т. Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла.Германский неолиберализм. Фрайбургская школа. В. Ойкен, Р.Репке. Теория социального рыночного хозяйства Л. Эрхард. | Лекция, Семинар, СРС | 1, гл.8,9,19. 2,ч.3, гл.2 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 8 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля Составление таблицы по альтернативным направлениям | ||||||||||||
9. | Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы). Методологические дискуссии 20-30 годов. Ведущие экономисты 20-30 годов: Н.И. Бухарин, А.В.Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский. Советская экономико-математическая школа (Г.А. Фельдман, А.А. Конюс, Л.В. Канторович, В.В.Новожилов). Экономическая дискуссия 1951-1952 годов. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 года. Дискуссии по проблемам рыночных отношений. | Лекция, Семинар, СРС | 11,15 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 9 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||||||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов | ||||||||||
Лк | Сем | ||||||||||||||||
Модуль 1. «Этапы развития экономической мысли. Основное течение в экономической науке » | |||||||||||||||||
1. | Предмет и методология истории экономических учений. Предмет истории экономических учений Связь с другими дисциплинами. Формирование предмета истории экономических учений. Проблемы периодизации истории экономических учений. Теория научных революций Т. Куна. Кумулятивный и эволюционный подходы к вопросу развития науки | Лекция, СРС | - | 1, 2 -введение | Вопросы для самоконтроля к теме 1 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |||||||||||
2. | Становление экономической теории. Экономическая мысль Древнего Египта, Вавилонии, Древней Индии и Китая. Экономические воззрения Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Античного Рима: Катон Старший, Варрон, Калумелла. Особенности экономических идей западного средневековья. Фома Аквинский. Теория «Справедливой цены». Экономическая мысль арабских стран. Ибн-Хальдун. Экономические предписания Корана. Исторические условия становления идей меркантилизма. Идеи раннего и позднего меркантилизма в Западной Европе. Особенности российского меркантилизма. А.Л.Ордин-Нащокин, И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов. | Семинар, СРС | - | - | 1, гл.1-2 | Вопросы для самоконтроля к теме 2 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||
Классическая школа политической экономии. Исторические условия формирования классической школы. Основные принципы и постулаты. Взгляды У. Петти. «Экономическая таблица Ф.Кенэ. Взгляды Ж.А.Тюрго. Экономические взгляды А.Смита. Структура «Исследования о природе и причинах богатства народов». Двойственность взглядов А. Смита. Система Д. Рикардо. Экономисты школы Д.Рикардо (Дж.Милль, Д.Мак-Куллох). Общие направления дискуссий вокруг идей классической школы. Ж.Б.Сэй, Р.Т.Мальтус, Г.Кэри, Н.Сениор, Ф.Бастиа. Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма. С.Сисмонди, П.Ж.Прудон. Экономическая мысль России в конце 18- первой половине 19 века. Создание Вольного экономического общества. Идеи смитианства в трудах И.А.Третьякова и С.Е.Десницкого. Экономические взгляды М.И.Чулкова. | Лекция, Семинар, СРС | - | 1, гл.3-5 2, ч.2, гл.1-6 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 3 | Выполнение письменной работы по вопросам модуля 1 | ||||||||||||
Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики. Этапы становления и развития неоклассического направления. Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности (У.Ст. Джевонс). Лозаннская школа. Кембриджская школа. Теория цен и доходов А. Маршалла– основа неоклассической микроэкономики. Американская школа. | - | 1, гл.10-13 2, ч.3, гл.1 | Вопросы для 1самоконтроля к теме 4 | Составление таблицы по школам неоклассики | |||||||||||||
Школы и идеи начала и середины 20в. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).Развитие Неоклассической теории благосостояния ( А.С Пигу, А. Бергсон). Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. Методология и история экономического анализа. Стокгольмская школа. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт). | - | 1, гл.14 2, ч.4, гл.1 | Вопросы для самоконтроля к теме 5 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |||||||||||||
Кейнсианство и неоклассический синтез. Исторические и экономические условия формирования концепции государственного регулирования. Методологические основы кейнсианства. Причины господства идей кейнсианства в 40-60 гг. Неокейсианство (экономическая динамика и антициклическая политика). «Неоклассический синтез» (Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э.Хансен). | - | - | 1, гл.29 2, ч.4,гл.2 | Вопросы для самоконтроля к теме 6 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||||
Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века. Неоинституционализм как направление неоклассики. Экономический империализм. Монетаризм как основа экономической политики «консервативного сдвига». Экономисты-лауреаты премии Нобеля по экономике. Развитие российской экономической науки в 1990-е - 2000-е годы. | 1,гл.30-40, 2,ч.4, гл.3 | Вопросы для самоконтроля к теме 7 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов сам. работы | Форма контроля самостоятельной | |
Лк | Се | |||||||
Модуль 2. Развитие альтернативных направлений в экономической науке | ||||||||
8. | Альтернативные течения в западной экономической науке. Историческая школа в Германии. Старая историческая школа. Критика идей классической школы. Особенности методологии анализа. Молодая историческая школа. «Третья волна» исторической школы в Германии. Американский институционализм. Классификация направлений институционализма. Особенности методологии старого американского институционализма. Взгляды Т. Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла.Германский неолиберализм. Фрайбургская школа. В. Ойкен, Р.Репке. Теория социального рыночного хозяйства Л. Эрхард. | Лекция, Семинар, СРС | - | 1, гл.8,9,19. 2,ч.3, гл.2 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 8 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля Составление таблицы по альтернативным направлениям | ||
9. | Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы). Методологические дискуссии 20-30 годов. Ведущие экономисты 20-30 годов: Н.И. Бухарин, А.В.Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский. Советская экономико-математическая школа (Г.А. Фельдман, А.А. Конюс, Л.В. Канторович, В.В.Новожилов). Экономическая дискуссия 1951-1952 годов. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 года. Дискуссии по проблемам рыночных отношений. | Лекция, Семинар, СРС | - | - | 11,15 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 9 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |
Контроль | Письменная работа | |||||||
Итого |