Методические рекомендации по выполнению теоретической части контрольной работы
Приступая к выполнению теоретической части контрольной работы, студент должен иметь четкое представление относительно ее вида, структуры, содержания и оформления, поскольку теоретическая часть контрольной работы должна представлять собой законченную разработку, все части которой логически взаимосвязаны. Преподаватель при ее проверке оценивает не только содержание, но и ее оформление. Оформляется текстуальная часть теоретической части контрольной работы согласно общим требованиям к текстовым документам (ГОСТ 2.105-95) и правилам оформления отчетов по НИР (ГОСТ 7.32-2001).
Обязательным требованием к выполнению теоретической части контрольной работы, имеющей научно-исследовательский характер, является использование научного, а не популярного (разговорного, литературного) стиля изложения. Недопустимо механическое переписывание учебников и других источников. Работу следует выполнять самостоятельно. В противном случае она не будет допущена к защите.
Подготовка к выполнению теоретической части контрольной работы включает в себя ряд этапов:
- изучение материалов, изложенных в настоящих методических указаниях;
- ознакомление с тематикой теоретической части контрольной работы;
- выбор темы из перечня тем или формулирование инициативной темы;
- подбор литературы по теме теоретической части контрольной работы.
Выбор темы теоретической части контрольной работы производится дипломником самостоятельно на основании имеющейся тематики (см. пункт 4.1). Перечень тем является примерным, и студент может предложить свою тему, обосновав и согласовав целесообразность ее разработки с преподавателем. В процессе работы над теоретической частью контрольной работы ее тема может быть уточнена или изменена по согласованию с преподавателем.
Написанию теоретической части контрольной работы должен предшествовать подбор и глубокое изучение литературы, а так же нормативно-правовых актов и научных публикаций по выбранной теме. Подбор и изучение литературы позволяет установить необходимый для исследования вопроса конкретный перечень источников, помогает глубже уяснить тему теоретической части контрольной работы. Подбор литературы к работе осуществляется на основе литературы, рекомендуемой по дисциплине «Экономика недвижимости», перечень которой отражен в учебной программе данной дисциплины, а также самостоятельно с помощью руководителя. Студент должен уметь пользоваться каталогами библиотечного фонда, электронными информационно-правовыми системами. Подбор литературы может включать несколько этапов:
- просмотр библиотечных каталогов. Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы, находящейся в библиотеке ВУЗа или города. При изучении периодических изданий в целях ускорения поиска необходимого номера лучше всего использовать последний в году номер журнала, где помещается указатель статей, опубликованных за год;
- ознакомление со справочной литературой (энциклопедиями, словарями, справочниками и т.д.), в которых после отдельных коротких статей помещаются небольшие перечни литературы;
- ознакомление в отобранных источниках прикнижных списков литературы и литературы, указанной в сносках;
- просмотр библиографических указателей и других периодических библиографических изданий, аннотированных фундаментальными библиотеками, а также учетно-регистрационых изданий, наиболее полно, точно и достоверно освещающих все аспекты интересующей проблемы.
Осуществлять подбор источников и знакомиться с их содержанием целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (вначале законы, затем подзаконные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности компьютерных справочно-информационных систем, таких как «Консультант плюс», «Кодекс» и др. Их использование облегчает тематический поиск документов, а также позволяет быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа и его примерном названии. Кроме того, документы в данных электронных системах содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам. При знакомстве с источниками в периодической печати (статьями) вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.
Сформированный справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений трудами других авторов. Следует просмотреть весь список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных в источнике исследованиях. Иллюстративный материал источника позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам.
Текстовая часть теоретической части контрольной работы должна быть выполнена в объеме, составляющем 10-12 страниц машинописного текста, т.е. набранного на машинке или на компьютере (с использованием MS WORD, MS EXCEL); 14 шрифтом, через интервал 1,0 (пт) и включать следующие содержательные составные части:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- разделы;
- заключение,
- список использованной литературы,
- приложение(я).
Титульный лист является первым листом пояснительной записки. Образец титульного листа представлен в приложении А.
В содержанииотражается наименование всех разделов и параграфов, (если они имеют наименование), заключение, перечень использованной литературы и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.
Во введении обосновывается актуальность для исследования выбранной темы теоретической части, определяются цель, задачи исследования, подлежащие решению в процессе написания теоретической части контрольной работы, формулируются объект и предмет исследования. Рекомендуемый объем – не более одной страницы машинописного (набранного на компьютере) текста.
Актуальность темы.Обосновывается значимость выбранной темы теоретической части контрольной работы для экономики недвижимости в сложившейся экономической конъюнктуре (экономических условиях). Рекомендуемый объем актуальности темы – 2-3 абзаца.
Цель исследования. Должна отражать основной его результат. Цель исследования обычно выражается темой исследования, исходя из объекта и предмета исследования. Например, если темойтеоретической части контрольной работы является «Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости», то цель исследования – рассмотреть порядок, условия и нормативно-правовую базу государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи исследования, которые должны быть логически взаимосвязаны. Состав задач должен быть подчинен достижению цели и достаточен в том смысле, что результаты их решений в совокупности будут соответствовать поставленной цели исследования. Формулировка задач осуществляется на основе содержания теоретической части контрольной работы. При этом используются такие ключевые слова, как: исследовать факторы; изучить этапы (основные методы, тенденции, технологии); провести анализ и выявить специфику (сущность, источники) проблемы; показать; разработать; обосновать варианты (показатели, мероприятия, структуру, методику, понятийный или методический аппарат, практические или методические рекомендации, концепцию и т.д.); провести оценку; уточнить и систематизировать основные функции; сформулировать понятийный или методический аппарат; сформулировать определение и обосновать его содержательные элементы и т.д.
Например, если первый раздел теоретической части контрольной работы «Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости» называется «Определение и порядок государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости», то соответствующая ему задача на исследование – сформулировать понятие «государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости» и определить порядок их осуществления. Если же второй раздел теоретической части контрольной работы называется «Условия технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости», то соответствующая ему задача – выявить условия технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости. Если третий раздел теоретической части контрольной работы имеет название «Нормативно-правовая база государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости», то соответствующая ему задача на исследование – провести анализ и систематизировать нормативно-правовую базу государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости.
Объект исследования. В общем случае, объект исследования – это то, что исследуется, т.е. область (сфера) конкретного практического приложения осуществленных исследований. В нашем примере объектом исследования выступает государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости.
Предмет исследования. Предмет исследования – это та сторона (свойство) объекта, на которую направлено исследование. В качестве предмета исследования может выступать: процесс; вид управленческой деятельности; метод; экономические отношения; методологические и методические проблемы управления; сама система управления; организационно-экономический механизм управления; организационная структура управления и пр. Так, для предыдущего примера, предметом исследования является порядок, условия и нормативно-правовая база государственного технического учет и технической инвентаризации объектов недвижимости.
Основная часть теоретической части контрольной работы должна содержать данные, отражающие существо и основные результаты выполненных исследований. В зависимости от особенностей выполненного исследования, основную часть излагают в виде текста, таблицы, сочетания иллюстраций и таблиц или сочетания текста, иллюстраций и таблиц. Материал основной части делится на разделы и параграфы. Количество разделов не боле двух – трех. В свою очередь, каждый параграф может включать пункты, количеством также не менее 2-х, и не более 3-х.
В заключении приводятся основные результаты исследования, оценивается степень полноты решения поставленных задач. Формулируются важнейшие выводы и предложения. Раскрываются перспективы дальнейших исследований данного направления. Заключение по объему должно укладываться в 0,5 – 1 страницу.
В перечень использованной литературы включаются все источники, использованные при выполнении теоретической части контрольной работы, в том числе и те, на которые имеются ссылки в тексте. Перечень использованной литературы должен составляться в алфавитном порядке, начиная с заглавной буквы фамилии автора книги, журнальной статьи, картографического издания и т.д. Перечень начинается с нормативных документов (вначале законы, затем подзаконные акты), затем научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), далее – статистические данные, затем отечественные интернет-источники и заканчивается перечень использованной литературы зарубежными источниками (включая интернет-источники), текстуальное оформление которых осуществлено на иностранных языках. Этот способ формирования перечня использованной литературы является обязательным при написании теоретической части контрольной работы. Примеры описания использованных литературных источников представлены в приложении Б При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:
- нумерация источников производится арабскими цифрами;
- название книги или статьи пишут с прописной (заглавной) буквы и в конце ставят точку;
- места издания Москва и Санкт-Петербург пишут сокращенно, остальные – полностью и в конце ставят запятую;
- год издания указывают после запятой без слова «год» или сокращения «г»;
Приложения включают материал, дополняющий основной текст. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, распечатки этих программ и инструкций по пользованию ими, а также иной вспомогательный материал, например, допускается в качестве приложения использовать самостоятельно выпущенные конструкторские документы (габаритные чертежи, схемы и др.).
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. В тексте основной части на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Согласно правилам оформления отчетов по научно-исследовательским работам (ГОСТ 7.32-2001) в работах научно-исследовательского характера каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения условными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слов «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского языка за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в теоретической части контрольной работы одно приложение, то оно обозначается как «Приложение А».
Каждое приложение должно тематический заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть также разделен на разделы и подразделы. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
При выполнении теоретической части в ее тексте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе. Сокращения слов в тексте и подписях под иллюстрациями не допускаются. Исключения составляют сокращения слов, установленные правилами русской орфографии и пунктуации, такие как: руб., ед., т.д., т.п., др., пр., г. (год, город) и др.
При первом упоминании в тексте иностранных фирм, учреждений, организаций, названий изделий, собственных имен и т.п. названия пишут как в русской транскрипции, так и на языке оригинала (в скобках). Аббревиатуры типа ГОСТ, ЗИП следует употреблять без наращиваний (ГОСТ, а не ГОСТа). Не следует допускать выражений: текущего года, прошлого года, сего года. Годы следует указывать цифрами, а при определении времени суток – исходить из 24-часового исчисления.
В ходе написания работы свои мысли автор формулирует в предложениях посредством построения слов и словосочетаний, в основе которого необходимо использовать ряд правил. Так, для описания действий в основном употребляется изъявительное наклонение глагола (например, «рассмотрим»), редко – сослагательное наклонение (например, «рассмотрели бы») и почти совсем не употребляется повелительное наклонение (например, «рассмотрите»). В одном словосочетании не следует употреблять несколько существительных и не ставить рядом более двух существительных. Например, нецелесообразно употребление следующей конструкции словосочетаний: «особенности динамики показателей оценки...».
При изложении требований, обязательных к исполнению, в предложениях применяются следующие слова и словосочетания: «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других (необязательных) положений применяются следующие слова и словосочетания – «могут быть», «как правило», «целесообразно», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
Для выражения логических связей между словами и словосочетаниями используются указательные местоимения, прилагательные и причастия («данные», «этот», «эти» «такой», «названные», «указанные» и др.). Например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...». Однако местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ не используются.
Для текста, требующего аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов. Поэтому следует использовать составные союзы: «благодаря тому, что», «между тем, как», «так как», «вместо того, чтобы», «ввиду того, что», «оттого, что», «вследствие того, что», «после того, как», «в то время, как» и др.; употреблять предлоги «в течение», «в соответствие с», «в результате», «в отличие от», «наряду с», «в связи с» и др.
Кроме того, важнейшим средством выражения логических связей в тексте теоретической части контрольной работы являются элементы, указывающие, во-первых, последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.); во-вторых, противоречивые отношения («однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее» и др.); в-третьих, причинно-следственные отношения («следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же» и др.); в-четвертых, переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «необходимо рассмотреть» и др.); в-пятых, отражающие итог, вывод («итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод...», «подведя итог, следует сказать...» и др.).
Слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят к восприятию противопоставления, «ибо» – объяснения. Данные и подобные им слова являются указателями, которые предупреждают о поворотах мысли студента, выполняющего исследование. Однако использование таких слов не украшает текст, поэтому злоупотреблять ими не стоит.
В современных работах научно-исследовательского характера при высказывании студентом своего личного мнения по какой-либо проблеме стало правилом, когда он выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение формального коллектива придает больший объективизм изложению. Целесообразно в работе следовать данному правилу. Однако частого употребления местоимения «мы» тоже быть не должно. Поэтому можно использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения, например: «вначале производят отбор факторов для анализа (а не «мы производим отбор факторов для анализа…), или «автор полагает...», или «рассмотрен комплексный подход к оценке недвижимости...».
Объективность изложения – основная черта исследовательской работы. Отсюда возникает необходимость использования в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения, таких как «конечно», «разумеется», «действительно» (вполне достоверный), «видимо», «надо полагать» (как предполагаемый), «возможно», «вероятно» (как возможный). Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения. В тексте это следует реализовывать посредством использования специальных вводных слов и словосочетаний («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). При использовании нормативно-правового материала (законов, постановлений Правительства, актов министерств и т.д.) необходимо давать точные ссылки на соответствующие акты. При этом следует использовать первоисточник, а не воспроизводить акты из текста учебной литературы.
Завершив написание текста, следует прочитать текст целиком и оценить его на предмет соответствия составных частей друг другу. Сделать это целесообразно не сразу, а по прошествии некоторого времени (может быть, нескольких дней) после окончания написания. Если такой возможности нет, то можно отложить данную работу на несколько часов, а затем – вернуться к ней снова. Необходимо обратить внимание на соответствие указанной информационной базы исследования фактически используемому материалу.