Взаимосвязь монетаризма и кейнсианства в финансовой политике
Монетаристы считают, что результатом свободного ценообразования являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианцы же считают, что цены малоподвижны, а посему не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен для производителя не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом плане объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако, если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также сокращается. При этом значительные запасы товарно-материальных ценностей приводят к иммобилизации оборотных средств.
При возрастании спроса производство должно увеличиться. Однако расширение производства возможно лишь при налаживании хозяйственных связей между предприятиями. Отсюда важное значение приобретает взаимодействие между предприятиями-смежниками, которые участвуют в разделении труда и кооперации. Поэтому необходимо добиваться заинтересованности партнеров в поставках сырья, материалов, комплектующих изделий, выполненных работ и оказанных взаимных услуг.
Однако если денежная система находится в кризисном состоянии, то устанавливается натуральный обмен (бартер). Бартерные сделки тем шире, чем хуже состояние денежного оборота. Недоверие к деньгам может быть столь велико, что даже оплата труда производится в натуральной форме. Для этого используется обычно продукция, выпускаемая данным предприятием. Бартер, в общем, выгоден предприятиям, так как позволяет в каждом конкретном случае применять особые пропорции обмена, а также уходить от налогообложения.
Важной проблемой любой экономики, особенно в условиях кризиса, является выбор способа финансирования бюджетного дефицита. В России, например, в 1993 г. дефицит федерального бюджета составлял 50,6% к расходам, а на 1995 г. был запланирован предельный размер бюджетного дефицита на уровне 29,5% к расходам, или 8% к ВВП.
Весомый вклад в исследование бюджетного дефицита внес американский ученый Д. Тобин. Он доказал, что от условий покрытия дефицита зависят управление денежным оборотом предприятий, а также порядок выбора портфеля и характер инвестиций.
В основе поведения инвесторов и эмитентов лежит ценообразование на рынке капиталов. Новые инвестиции можно стимулировать с помощью низких банковских процентов. Это достигается следующим образом. Имея инвестиционный проект, компания, его предлагающая, определяет затраты на финансирование и срок окупаемости. При этом должны быть варианты альтернативного использования капитала. Для оценки их эффективности обычно пользуются нормой процента, который можно получить на рынке. При высокой норме процента инвестиции оказываются невыгодными, поскольку ежегодно получаемая прибыль, как правило, ниже суммы доходов по процентам. Чем ниже банковский процент, тем выгоднее операции с акциями.
Оживление торговли акциями создает благоприятные условия для обеспечения предприятий капиталом. Выпуск акций — это эмиссионная деятельность, и ее активность улучшает состояние денежного оборота. В противоположность этому высокие ставки по долгосрочным ссудам делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку предприятиями друг у друга свободных денежных средств.
Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный банк должен осуществлять жесткий контроль за динамикой денежной массы. Это довольно сложно, так как кроме денег в оборот поступают акции, облигации, депозитные сертификаты и другие ценные бумаги.
Кроме контроля за денежной массой в обращении, необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных. Решение этой проблемы в России затруднено вследствие того, что регулирование наличного и безналичного оборота здесь осуществляется по-разному.
Значительный интерес в плане формирования финансовой политики представляет модель Эдгрена-Факсена-Однера. Суть ее в том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность труда здесь не связана с заработной платой, которая растет более быстрыми темпами. Повышение заработной платы в этом случае финансирует потребитель, уплачивая за продукцию все возрастающую цену. Чем выше степень монополизма, тем больше себестоимость.
Изменение цен ведет к изменению рыночной инфраструктуры, а это создает трудности, связанные с реализацией. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров. Если не добиться стабильности цен, то насыщение рынка товарами невозможно.
Кроме того, индексация доходов автоматически повышает заработную плату вслед за ростом цен, что также подрывает стимулы к повышению производительности труда. Поэтому необходимо проводить политику снижения себестоимости, издержек производства и обращения, так как это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны ощущать конкуренцию. В свою очередь, высококонкурентная среда устраняет влияние монополистов на уровень цен.