Инвестиции в нововведения имеют характерные особенности
1 Они должны учитывать волновой характер инновационного процесса, приводящий к тому, что в одних отраслях экономики объективно возникают инвестиционные паузы, а в других — локализуется повышенный спрос на новации и интенсивное обновление производственного аппарата и продукции
Такой характер инвестиционного процесса тесно связан с механизмами накопления основного капитала и отражает дискретный характер накопления новых знаний, продуктов интеллектуального труда. Структура новшеств влияет на соотношение реконструкции и нового строительства в процессе воспроизводства основного капитала и на отдачу (эффективность) капитальных вложений.
2 Этим инвестициям чужда спекуляция, так как они имеют целью стабильный будущий доход и длительный временной период вложения средств.
3 Инвестиции в бизнес требуют знания достоверной информации не только об объекте, в который вкладываются средства, но и перспективы изменения его организационно-экономических и социальных параметров в зависимости от динамики внутренних и внешних факторов.
Предприниматель обязан также учитывать ряд условий, определяемых самим инвестиционным процессом: обязательное -определение рискапо объекту нововведения и источника средств; выбор типа инвестирования (денежные средства, имущество, другие активы и обязательства) и организационной формы реализации; защита инвестиций и др.
Существует несколько видов рисков по объекту нововведения Рыночный риск определен возможностью потери инвестируемого капитала в связи с движением спроса и предложения на продукцию и цен на факторы производства.
Бизнес-риск выражается в достоверности экономической оценки эффективности нововведения и, в частности, длительности инвестиционного периода.
Основу решения об инвестировании нововведения составляет выбор стратегии и тактики бизнеса, который осуществляется поэтапно
С использованием статистических и динамических методов инвестиционного анализа устанавливаются критериальные оценки, на базе которых принимается решение об инвестировании.
К статистическим методам относятся известные определения периода окупаемости проекта, уровня дохода, чистой приведенной стоимости, индекса прибыльности, внутреннего коэффициента рентабельности.
Динамические методы — определение множества факторов, влияющих на оценку инвестиционного проекта в условиях российского рынка: имитационные модели нововведения, учитывающие динамику изменения окружающей экономической и правовой среды.
На практике такая модель обязана учитывать специфику российского рынка финансовых ресурсов, характеризующегося отрицательной реальной стоимостью денежного капитала, несовершенством действующего законодательства и изменениями в налоговой политике.
Особое место в инвестировании занимает анализ финансового положения предприятия, где намечается осуществить нововведение. Для этого применяется система специальных показателей и коэффициентов, отражающих состояние объекта до и после нововведения. Определению подлежат показатели ликвидности и платежеспособности, характеризующие способность предприятия выполнять свои обязательства, используя свои активы. Анализируются также использование акционерного капитала и другие имущественные обязательства, наличие которых может отрицательно повлиять на нововведение.
Организационное проектирование состоит из следующих этапов:
1 Определение значения проекта (федеральное, региональное, местное);
2 Фиксация статуса и организационно-правовой формы участников и их компаньонов, включая подрядчиков и основных поставщиков;
3 Установление уровня поддержки проекта государственными и региональными органами;
4 Определение гарантий обеспечения инвестиций, включая страхование рисков; залога и заклады политические и банковские гарантии.
Указанные выше расчеты, виды проектирования и сценарии отражают прогнозные характеристики и часто носят противоречивый характер. Учесть все факторы количественно, в строго формализованном виде невозможно из-за отсутствия показателя интегрального эффекта по проекту. Перспектива нововведения зависит также от субъективных интересов его участников.
Поэтому предприниматель всегда рискует, принимая решение об инвестициях в производство. Правильно выбранная стратегия бизнеса, квалифицированная технико-экономическая оценка нововведения и знание возможных альтернатив, современная организация инновационного процесса и уменье управлять им делают этот риск приемлемым, а результаты — высокими и стабильными.
Заключение
1. Инновационное предпринимательство и инвестиционная деятельность составляют основу экономического роста, формируются в тесной связи с товарным рынком, и инновационные механизмы тесно связаны с механизмами, которые формируют факторы производства
2. Нововведения происходят в специфической сфере взаимоотношений участников рынка, где требуют признание права на объекты интеллектуальной собственности, которые реализуются в экономическом обороте, а объектами нововведений становятся новшества.
3. Создание и коммерческая реализация новшеств зависит от эффективности взаимодействия участников инноваций. Сложность проблемы состоит в том, что простое накопление интеллектуальных продуктов в любых масштабах автоматически не выливается в нововведения. Передача знаний по цепочке от одной фазы инновационного процесса к другой требует дополнительной, посреднической системы. Такая система, посуществу, представляет собой рынок новшеств, имеющий свои особенности и механизмы. Отличительная особенность такого рынка — возможность "субъектного программирования", точной адресации новшества и применения маркетинговых методов управления.
Спрос и предложение на рынке новшеств — трудно-прогнозируемы из-за сложности, динамичности и неожиданности инновационных процессов. В то же время, В условиях нарастающей конкуренции производителей продукции на товарном рынке увеличивается скорость смены поколений техники и технологии, обновления продукции. Темпы преобразования производства и его адаптации к изменяющимся условиям потребления зависят от нововведенческой практики, предпринимательской точки зрения на бизнес.
Стоимость и цена на новшества формируется под влиянием экономической результирующей взаимодействия факторов конкретного производства, а не только величинами совокупного спроса и предложения. ,
Стратегия инноваций исходит из рыночной конъюнкту-ры, целевых экономических установок предпринимательства и оценки социальных последствий. При этом важное значение имеют учет проблемной области предпринимательства, характеристики конкурентоспособности продукта (услуги), состояние технического уровня производства и инновационного сектора.
Экономическая эффективность нововведений достигается в тех случаях, когда определены технико-экономические характеристики инновации, взвешены риски и выявлено, что результаты позволяют не только компенсировать нормальный уровень риска, но и получать прибыль в условиях динамично меняющейся конъюнктуры рынка.
Список использованной литературы
1. Боканова Г.Ш., Бекишева А.И. Методические указания к выполнению расчетно-графических работ для студентов специальности 5В071900 – «Радиотехника, электроника и телекоммуникации». – Алматы: АУЭС, 2015.
2. Базылов К.Б., Алибаева С.А., Бабич А.А. Экономика предприятия. Методические указания по выполнению семестровых работ. – Алматы: АУЭС, 2013
3. Голубицкая Е.А., Жигульская Г.М. Экономика связи. – Москва: «Радио и связь», 2000
4. Предпринимательство под ред. В.Я.Горфинкеля. Рус. – М.: «Юнити» 2010.