Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов
План
1. Международная мобильность рабочей силы.
2. Миграционная политика.
Международная миграция трудовых ресурсов – это перемещение людей из одной страны в другую с целью приобретения работы или с целью получения гражданства. Отличительным признаком является пересечение ими государственных границ.
По срокам миграцию делят на постоянную, безвозвратную, или окончательную (она приводит к изменению места жительства), и временную, или возвратную (она означает перемещение на короткие сроки).
По причинам миграцию делят на добровольную (причина зависит от самого мигранта) и вынужденную (причина не зависит от мигранта). По характеру перемещения миграцию делят на периодическую (причины периодически возникают, например, служебные цели), сезонную, маятниковую (к месту работы, учебы и обратно и т. д.).
Совокупное перемещение населения за границы своей страны образует миграционные потоки. Главную роль, как уже отмечалось выше, играют экономические причины, так как существуют большие различия в уровне безработицы, зарплате, стоимости жизни, качестве жизни и т. д.
Современными центрами притяжения рабочей силы являются Западная Европа, Северная Америка, страны Персидского залива. На региональном уровне это Россия, ЮАР и некоторые страны Южной Америки.
Миграционная политика – это совокупность мер по государственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе. Цели миграционной политики следующие:
· определение масштабов миграции;
· формирование механизма миграции;
· усиление положительных эффектов миграции.
В политике многих стран четко прослеживается тенденция к ограничению миграции. Для этого используют меры ограничительного характера: возрастные, профессиональные, социальные и т. д. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она кровно заинтересована. Ежегодно рассчитывается показатель миграционной квоты. В первую очередь принимаются иммигранты, которые делают инвестиции в экономику данной страны.
На массовую легальную иммиграцию ориентированы только рынки США, Канады, Австралии.
Выделяют три модели политики разных стран в отношении вынужденных иммигрантов:
1. Германская и израильская модели ориентируются на возврат этнических немцев и евреев и их последующую интеграцию в свое общество.
2. Французская модель отличается широкой системой мер по приему, обустройству, интеграции беженцев различных национальностей из всех стран мира.
3. Американская модель делает акцент на переселение в США беженцев из стран их первого временного убежища. Проблемы беженцев и прав человека являются предметом особого внимания американской внешней политики.
Проблемы миграции и миграционной политики стоят в центре внимания и международных организаций: Комиссии ООН по народонаселению, Международной комиссии по миграции, Межправительственного комитета по вопросам миграции в Западной Европе, Форума мигрантов и др.
Задания
Задание 1. Объясните различия в понятиях «миграция населения» и «миграция рабочей силы».
Задание 2. Подготовьте и обсудите доклад «Миграционная политика Республики Беларусь».
Тест
Закончите фразу, выбрав один правильный ответ.
1. «Утечка мозгов» – это миграция:
а) из города в село (беженцы);
б) из одной сельской местности в другую (ремиграция);
в) высококвалифицированного персонала (теневая миграция).
2. Экономическая целесообразность использования иммигрантов в стране – это:
а) возможность снизить издержки за счет дешевой рабочей силы;
б) возможность пополнить численность населения;
в) «погоня за головами»;
г) увеличение рождаемости.
Тема 6. Международная экономическая интеграция
План
1. Сущность экономической интеграции.
2. Интеграция в Европе.
3. Интеграция в Америке.
4. Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке.
5. Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ.
Международная экономическая интеграция – это совокупность форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, которая характеризуется глубоким проникновением экономики одной страны в экономику страны-партнера и ведет к долгосрочной технической, технологической и экономической взаимозависимости стран. Интеграция предполагает максимальное объединение национальных экономик в одно целое с точки зрения поставленных задач, включение их в единый воспроизводственный процесс в рамках интегрируемых государств.
Выделяется пять основных этапов, или форм, интеграции, на каждом из которых степень взаимодействия между партнерами усиливается:
1) зона (регион) свободной торговли, подразумевающая отмену количественных ограничений и тарифов между участниками при сохранении индивидуальных внешних барьеров по отношению к третьим странам;
2) таможенный союз, дополнительно устанавливающий единый внешный тариф участников союза по отношению к третьим странам;
3) общий рынок, отменяющий ограничения на передвижение факторов производства внутри интегрирующего региона;
4) экономический союз, устанавливающий определенную степень гармонизации экономической и социальной политики, единую валюту, и платежный союз;
5) полная экономическая и политическая интеграция, осуществляющая передачу суверенитета по управлению экономической и социальной политикой наднациональному органу власти.
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой, в принципе, схожие задачи:
· использование преимуществ экономики масштаба;
· создание благоприятной внешнеполитической среды;
· решение задач торговой политики;
· содействие структурной перестройке экономики;
· поддержка молодых отраслей национальной промышленности;
· общая сельскохозяйственная политика.
Наибольшей зрелости интеграция достигла в европейском регионе. Идеологическая посылка западноевропейских стран основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами. Европейский Союз (ЕС) представляет собой высшую ступень европейской экономической и политической интеграции. Его членами является 27 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Болгария, Германия, Греция, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Кипр, Люксембург, Литва, Латвия, Мальта, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Польша, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Венгрия.
Целью ЕС в области экономического сотрудничества является содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу.
В Европе действуют также такие экономические объединения, как Европейская ассоциация свободной торговли, Европейское экономическое пространство, Совет государств Балтийского моря, Северное сотрудничество.
Региональное регулирование в государствах Америки осуществляется в рамках многосторонних экономических организаций, целью которых является оказание содействия экономическому развитию их региональных членов. Всего в государствах Америки действуют 14 таких организаций, причем только 3 из них ориентированы на развитие региона в целом. Одна из организаций, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), занимается вопросами экономического сотрудничества северных стран Америки: США, Канады и Мексики. Остальные организации регулируют вопросы экономического взаимодействия стран Центральной и Латинской Америки, Карибского бассейна.
В странах Америки региональные экономические организации реализуют 4 формы экономической интеграции:
1) зона свободной торговли, предусматривающая отмену пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле в течение 15 лет;
2) общий рынок, включающий Южный общий рынок (МЕРКОСУР) и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), где предусматривается отмена пошлин, действует свободное движение капиталов и рабочей силы, вводится единый внешний тариф;
3) экономическое сотрудничество, осуществляющееся Организацией американских государств (ОАГ) и Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛАИ), где предусматривается согласование экономической и социальной политики, вырабатываются общие позиции по стратегическим вопросам;
4) экономический союз и общий рынок, включающие Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ), Андскую группу и Организацию восточно-карибских государств (ОВКГ), где предусматривается выработка единой экономической политики, происходит содействие развитию предпринимательства, осуществляется свободное движение товаров, капиталов, людей, устанавливается гармонизация законодательства.
Быстрое экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона способствовало усилению регионального сотрудничества в рамках крупных экономических группировок (АТЭС, АСЕАН, СААРК).
Основной формой экономической интеграции в Азии является экономическое сотрудничество.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) представляет собой межправительственный форум региона, имеющий формально консультативный статус. В его рамках вырабатываются правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) занимается созданием зоны свободной торговли; экономическим сотрудничеством в следующих областях: финансы, сельское хозяйство, транспорт, туризм, охрана окружающей среды, телекоммуникации.
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) занимается сотрудничеством в экономической, научно-технической, социальной и культурной областях. В ее состав входят 7 стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.
Региональная экономическая интеграция в странах Африки осуществляется в рамках четырех экономических союзов, каждый из которых является субрегиональным территориальным объединением стран-членов:
· ЮДЕКК (государства Центральной Африки);
· ЭКОДАС (государства Западной Африки);
· САДК (государства Южной Африки);
· КОМЕСА (государства Восточной и Южной Африки).
Все эти организации представляют собой по существу экономические союзы, формирующие общий рынок, где происходит свободное движение товаров, капиталов, рабочей силы.
Главной целью экономического сотрудничества стран-участниц СНГ является использование преимуществ МРТ, специализации и кооперации производства, а также взаимовыгодная торговля для достижения общих стратегических и текущих национальных интересов стран-участниц СНГ.
В рамках СНГ в октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
Задания
Задание 1. Определите положительные и отрицательные стороны экономической интеграции.
Задание 2. Подготовьте и обсудите доклад на тему «Роль Республики Беларусь в интеграционных процессах».
Задание 3. Подготовьте и обсудите доклад на тему «Союз Республики Беларусь и России и его влияние на интеграцию в Европе».
Тест
Закончите фразу, выбрав один правильный ответ.
1. Наиболее полно представлены наднациональные органы управления в следующем интеграционном объединении:
а) ЕврАзЭС;
б) АТЭО;
в) ЕС;
г) НАФТА;
д) все ответы верны.
2. Не находится в Европе следующее интеграционное объединение:
а) Северное сотрудничество;
б) ЕС;
в) СНГ;
г) АСЕАН;
д) ЕАСТ.
3. Единая валюта вводится на следующем этапе интеграции:
а) зона свободной торговли;
б) экономический союз;
в) общий рынок;
г) таможенный союз.
Тема 7. Платежный баланс
План
1. Сущность платежного баланса и принципы его составления.
2. Система двойной записи и учет операций по статьям платежного баланса.
3. Структура платежного баланса.
4. Равновесие платежного баланса.
5. Факторы, влияющие на платежный баланс.
6. Методы регулирования платежного баланса.
7. Платежный баланс Республики Беларусь.
Платежный баланс (от фр. balance – равновесие) является сводным макроэкономическим показателем внешнеэкономической деятельности страны, в котором отражаются суммы платежей и поступлений, произведенных страной за определенный период времени. Платежный баланс представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей, а также характеризует степень открытости экономики и участия страны в международном разделении труда.
Составление платежного баланса осуществляется на основании методических рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ, Вашингтон, 1993 г.). Составление платежного баланса является основной функцией Национального банка Республики Беларусь. Для международной сопоставимости платежный баланс рассчитывается в долларах США.
Как и в любом бухгалтерском балансе, все хозяйственные операции группируются в платежном балансе по составу средств, источникам их регулирования и связаны с притоком и оттоком валюты. При этом используется система двойной записи, в которой каждая операция фиксируется на двух взаимоувязанных счетах, по кредиту одного счета и по дебету другого в одинаковой сумме. Поэтому итоговый платежный баланс в идеальной форме должен быть равновесным и приравниваться к нулю. Валютные поступления записываются со знаком «+», расход валюты – со знаком «–». Если валютные поступления превышают платежи, тогда сальдо платежного баланса является активным. Если платежи превышают поступления, то сальдо пассивное. Сальдо платежного баланса – это разница между доходами и расходами страны. Соответственно, экспортные операции обеспечивают поступление валюты в страну, импортные операции – отток валюты.
В платежном балансе учитываются все внешнеэкономические операции, произведенные между резидентами и нерезидентами страны. Счета баланса группируются следующим образом: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовых операций, резервные активы.
Счет текущих операций включает торговый баланс, представляющий собой соотношение товарных экспортно-импортных операций; баланс услуг – соотношение экспортно-импортных операций услуг (туристические, транспортные и прочие).
В платежном балансе Республики Беларусь баланс услуг анализируется совместно с торговым балансом и включается в баланс товаров и услуг.
Баланс доходов и текущих трансфертов представляет собой движение операций, осуществляемых в одностороннем порядке и на безвозмездной основе. К доходам, например, относятся проценты и дивиденды от вложенного капитала, а также оплата труда в иностранной валюте. К трансфертам или односторонним денежным переводам относятся денежные переводы родственников, пенсии, пособия, помощь от международных организаций.
Счет операций с капиталом и финансовых операций включает движение (приток либо отток) прямых, портфельных инвестиций, прочих краткосрочных и долгосрочных инвестиций (ссуды, займы, кредиты и прочие). Данный вид баланса отражает международный инвестиционный рейтинг страны.
Статистические расхождения включают неучтенное движение капитала при неравенстве кредитовых и дебетовых операций.
Итоговый платежный баланс рассчитывается путем суммирования счета текущих операций и операций с капиталом и финансовых операций.
Для урегулирования платежного баланса, а также в случае различных форс-мажорных обстоятельств для поддержания курса национальной валюты используется счет финансирования, на котором отражается изменение резервных активов страны.
Соответственно, порядок расчета идеального равновесного платежного баланса можно выразить следующей формулой:
ПБ = ССТО + СБК + СР + РА = 0,
где ПБ – платежный баланс;
ССТО – сальдо счета текущих операций;
СБК – сальдо баланса капитала;
СР – статистические расходы;
РА – резервные активы.
При плавающем валютном курсе изменение текущего счета (активный либо пассивный) уравновешивается изменением баланса движения капитала и финансовых инструментов. При фиксированном валютном курсе автоматизм поддержания равновесного платежного баланса отсутствует, в экономике страны накапливается недостаток или избыток валютных средств. Значительные отклонения итогового платежного баланса (баланса официальных расчетов) в положительную или отрицательную сторону приводят к различным видам дисбаланса и потерям в экономике любой страны.
При пассивном платежном балансе обесценивается национальная валюта, возрастает инфляция, сокращаются резервные активы, снижается инвестиционная привлекательность страны, возрастает потребность во внешних заимствованиях, а также заинтересованность иностранного капитала в связи с увеличением банковского процента.
При активном платежном балансе укрепляется национальная валюта, стимулируется вывоз капитала в различных его формах.
Платежный баланс регулируется следующими методами:
· Нетарифные, или административные методы регулирования, включающие валютный контроль и контроль статей платежного баланса, а также различные методы внешнеторговой политики (например, экспортные субсидии, эмбарго, лицензирование и прочие).
· Тарифные методы регулирования, предполагающие использование экспортно-импортных пошлин.
· Методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.
Платежный баланс Республики Беларусь за 2006–2008 гг. по данным Министерства статистики Республики Беларусь характеризуется следущим (таблица 3):
1. Отрицательным сальдо счета текущих операций, которое сформировалось за счет отрицательного торгового баланса, т. е. платежи за импорт товаров превысили поступления от экспорта, часть которых сформировала большой удельный вес платежей за энергоносители, газ, нефть. Также оказало влияние на формирование пассивного счета текущих операций отрицательное сальдо баланса доходов. Внешнеторговый оборот товаров увеличился: удельный вес стран СНГ в 2008 г. составил 56,3%, в том числе Российской Федерации – 47,5; стран вне СНГ – 43,7, в том числе стран Европейского Союза – 31,3%. Основной удельный вес в экспорте товаров в 2008 г. составили: минеральные продукты – 37,9%, продукция химической промышленности – 14, транспортные средства – 9,8, машины и оборудование – 8,1, недрагоценные металлы – 7,8%. Наибольший удельный вес в импорте товаров составляет: импорт минеральных продуктов – 36,4%, транспортных средств, машин и оборудования – 22,8, недрагоценных металлов – 12,3%. Наблюдается рост импорта по всем товарным группам.
2. Положительное сальдо баланса услуг и баланса трансфертов компенсировало отрицательное сальдо торгового баланса и текущего счета. Основными видами услуг, сформировавших положительное сальдо баланса услуг, являются транспортные услуги и услуги по статье «Поездки». Основными потребителями услуг в 2008 г. являются: резиденты России – 22,1%, Германии – 14,8, Польши – 7,4, Литвы – 4,4, Украины – 3,1%.
3. Сальдо счета операций с капиталом и финансовых инструментов сформировалось активным, или положительным, обеспечено чистым притоком прямых иностранных инвестиций, иностранных займов и кредитов, а также трансфертами домашних хозяйств, связанных с передвижениями мигрантов. Привлечение прочих иностранных инвестиций компенсировало пассивный текущий счет.
· Увеличились обязательства перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам.
· Уменьшились международные резервные активы, которые частично также покрыли отрицательное сальдо текущего счета.
Задания
Задание 1. На основании следующих данных (в млн долл. США) рассчитайте платежный баланс условной страны, сделайте выводы:
· экспорт товаров – (+45);
· импорт товаров – (–30);
· экспорт услуг – (+15);
· импорт услуг – (–20);
· чистые доходы – (+10);
· денежные переводы – (–5);
· приток капитала – (+25);
· отток капитала – (–40);
· резервные активы – (+10).
Задание 2. На основании данных таблицы 3 проанализируйте платежный баланс Республики Беларусь, сделайте выводы о состоянии внешнеэкономических связей.
Таблица 3 – Платежный баланс Республики Беларусь за 2007–2008 гг.,
млн долл. США
Статьи | ||
I. Счет текущих операций | ||
1. Товары и услуги, сальдо: | ||
экспорт | 27 608,3 | 37 303,7 |
импорт | –30 430,7 | –41 755,1 |
2. Доходы, сальдо: | ||
во внутреннюю экономику | 275,5 | 394,9 |
за границу | –681,2 | –1 184,3 |
3. Текущие трансферты, сальдо: | ||
во внутреннюю экономику | 350,2 | 422,0 |
за границу | –159,7 | –230,0 |
II. Счет операций с капиталом и финансовых операций | ||
1. Счет операций с капиталом, сальдо: | ||
во внутреннюю экономику | 199,9 | 279,9 |
за границу | –107,7 | –136,7 |
2. Финансовый счет, сальдо: | ||
2.1. Прямые инвестиции: | ||
за границу | –15,2 | –8,5 |
во внутреннюю экономику | 1 785,2 | 2 151,9 |
2.2. Портфельные инвестиции: | ||
за границу | –41,2 | 7,6 |
во внутреннюю экономику | 2,4 | 0,5 |
2.3. Другие инвестиции: | ||
за границу | –1 931,7 | –525,6 |
во внутреннюю экономику | 5 441,6 | 2 170,7 |
III. Статистические расхождения | 482,4 | 106,2 |
IV. Общий баланс | 2 778,1 | –1 002,8 |
V. Финансирование | –2 778,1 | 1 002,8 |
Задание 3. Подготовьте доклад на тему «Методы регулирования платежного баланса».
Тест
Закончите фразу, выбрав один правильный вариант ответа.
1. Платежный баланс представляет собой:
а) разницу между экспортом и импортом товаров;
б) сводный макроэкономический показатель внешнеэкономической деятельности страны, в котором отражаются суммы поступлений и платежей, произведенных страной за определенный период времени;
в) бухгалтерский баланс, который отражает валютные потоки от операций по экспорту и импорту товаров и услуг, а также чистые доходы от инвестиций и текущих трансфертов.
2. Счета платежного баланса включают:
а) счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовых операций, резервные активы;
б) торговый баланс, баланс движения капитала, золотовалютные резервы;
в) торговый баланс, баланс трансфертов, резервные активы.
3. Счет текущих операций включает:
а) баланс трансфертов, баланс движения капитала, резервные активы;
б) торговый баланс, баланс доходов и текущих трансфертов, баланс движения капитала;
в) торговый баланс, баланс услуг, баланс доходов и текущих трансфертов.
4. Текущие трансферты – это:
а) разница между доходами и расходами субъектов внешнеэкономической деятельности;
б) операции, осуществляемые в одностороннем порядке и на безвозмездной основе;
в) движение прямых, портфельных и прочих форм перемещения капитала.
5. Счет операций с капиталом и финансовых операций включает:
а) прямые, портфельные инвестиции, ссуды, займы, кредиты;
б) денежные переводы родственников, гуманитарную помощь;
в) пенсии, пособия, портфельные инвестиции, кредиты.
6. Гуманитарная и техническая помощь отражается на счете:
а) капитальных трансфертов;
б) движения капитала и финансовых операций;
в) текущих трансфертов.
7. Итоговый платежный баланс рассчитывается путем суммирования:
а) сальдо торгового баланса, сальдо движения капитала, резервных активов;
б) сальдо текущего счета, сальдо движения капитала;
в) сальдо торгового баланса, сальдо баланса услуг, баланса доходов и текущих трансфертов.
8. При пассивном платежном балансе в экономике происходят следующие изменения:
а) обесценивается национальная валюта, возрастает инфляция, сокращаются резервные активы;
б) укрепляется национальная валюта, снижается инфляция, сокращаются резервные активы;
в) возрастает инфляция, увеличиваются резервные активы.
9. К методам регулирования платежного баланса относятся:
а) кредитно-денежные, бюджетные, налоговые;
б) нетарифные, тарифные, бюджетно-налоговые;
в) административные, тарифные, кредитно-денежные, бюджетно-налоговые.
10. Отличительными чертами платежного баланса Республики Беларусь являются:
а) отрицательное сальдо торгового баланса, положительное сальдо баланса услуг;
б) положительное сальдо торгового баланса, отрицательное сальдо счета движения капитала и финансовых операций;
в) отрицательное сальдо текущего счета, счета текущих трансфертов.