Соотношение главных экономических районов Индии по некоторым показателям (в % к сумме по стране) на начало 90-х годов
Районы
Показатели | Северный | Северо- Западный | Восточный | Северо- Восточный | Западный | Центральный | Южный |
Территория | |||||||
Население | |||||||
Городское население | |||||||
Обрабатывающая промышленность: | |||||||
общее число занятых | |||||||
условно-чистая | |||||||
продукция Сбор: | |||||||
риса | |||||||
пшеницы | X* | X | |||||
сахарного тростника | X | ||||||
масличных культур | И | ||||||
хлопка | X | X | X | ||||
джута | X | X | 86. | X | X | X |
* X — величина показателя меньше 1%.
номических») районов с разным уровнем хозяйственного развития и зрелости, со специфическими особенностями экономики. В свою очередь они состоят из более дробных единиц: 42 «мезоэкономических» районов, включающих в себя 129 «микроэкономических».
Для Индии колониального периода были характерны весьма значительные различия в уровне экономического развития отдельных ее частей.
Более развитыми были приморские части Индии. Крупнейшие ее портово-промышленные города: Калькутта, Бомбей и Мадрас — сосредоточивали до 3/4 фабрично-заводской промышленности страны, а на примыкающих к ним территориях производилась основная часть экспортной сельскохозяйственной продукции. Преимущественное значение для этих районов играли внешние связи, взаимосвязи же их с внутренними областями были слабыми. Таким образом, территориальная структура хозяйства Индии была в существенной степени дезинтегрированной.
В период независимого развития Индии территориальная структура ее хозяйства претерпевает изменения. В глубинных частях страны (особенно на базе разработки богатейших месторождений полезных ископаемых) строятся крупные предприятия тяжелой индустрии, имеющие большое районообразующее значение. Многие из этих новостроек возникли на полимагистралях между четырьмя крупнейшими агломерациями Индии: Бомбеем, Калькуттой, Мадрасом и Дели. Эти крупнейшие экономические узлы страны, влияние которых распространяется в той или иной степени на всю ее территорию, и соединяющие их транспортные коридоры (получившие название «коридоров роста» вследствие дальнейшей перспективности их развития) являются важнейшими элементами территориальной организации хозяйства современной Индии.
Наиболее зрелыми в экономическом отношении из всех районов этой страны по- прежнему остаются приморские — Западный, Восточный и Южный. Как и в других частях страны, здесь преобладает аграрная экономика, но непрерывно возрастает роль промышленности. Занимая около половины территории страны, эти три района концентрируют примерно 3/5 населения и производят более 70% промышленной продукции.
Масштабами промышленного производства особенно выделяется Западный район. Его главным районообразующим ядром является Бомбейская агломерация. Но в его прибрежной части сформировался еще целый ряд значительных промышленных центров (Пуна, Сурат, Вадодара), входящих в состав промышленного пояса, протянувшегося от Бомбея до Ахмадабада.
Здесь издавна сложилась крупная хлопчатобумажная промышленность. Но в настоящее время существенно возрастает значение Запада в машиностроении (особенно тонком и точном), энергетике, химической промышленности, растет нефтедобыча на шельфе.
Запад — главный район выращивания хлопка в стране и единственный более или менее развитого товарного животноводства.
Формирование Восточного района происходило под мощным воздействием Калькутты. В колониальный период Восток был главным плацдармом проникновения британского капитала в экономику страны. Важное значение в экономике этого района имело культивирование джута и чая, что превратило Калькутту в один из крупнейших в мире центров джутовой и чаеразвесочной промышленности.
Однако после достижения независимости Индией в структуре промышленности Востока резко возрастает роль тяжелой индустрии. В результате интенсивной разработки месторождений плато Чхота-Нагпур и в горах Ориссы (угля, железной и марганцевой руды, бокситов и т. д.) сложились главная угольно-металлургическая база страны, крупная концентрация электростанций и машиностроительных и химических предприятий в пределах сформировавшегося Калькуттско-Дамодарского промышленного пояса (индийского Рура).
Наряду с Калькуттой, ставшей крупным центром разнообразной индустрии, выделяются и такие промышленные узлы, как Джамшедпур, Бокаро, Дургапур, Руркела (выплавка чугуна и стали), Асансол (алюминия), Читтаранджан, Ранчи (тяжелое машиностроение), Синдри (производство минеральных удобрений) и т. д.
В сельскохозяйственном производстве Индии Восток занимает доминирующие позиции в выращивании джута. Он также крупный производитель риса и чая, издавна славится и своим шелководством.
Южный район, в прошлом существенно уступавший Западному и Восточному по размерам промышленного производства, в последние десятилетия заметно наращивает индустриальную мощь. К старым отраслям — хлопчатобумажной, шелковой, пищевой — прибавились новые: черная металлургия, алюминиевая, транспортное, электротехническое, точное машиностроение. Для индустриализации этого района большое значение имело создание крупного индустриально-энергетического комплекса Нейвели на базе месторождения лигнитов.
Наиболее важным экономическим центром Юга является Мадрас. Среди отраслей его промышленности выделяются хлопчатобумажная, машиностроение (в том числе крупнейший в стране вагоностроительный завод), нефтеперерабатывающая, химическая. В число важных промышленных центров страны выдвинулись Хайдарабад (где построены предприятия точного машиностроения и химии), а также Бангалор (авиационная и электронная промышленность) и Вишакхапатнам (крупнейшая судоверфь, нефтеперерабатывающий завод, металлургический комбинат).
Юг — один из важнейших сельскохозяйственных районов страны. Наряду с культурами, распространенными по всей Индии (рис, сахарный тростник, хлопчатник), здесь выращиваются и тропические культуры: кокосовая пальма, пряности, арахис, кофейное дерево, гевея.
Северный район, занимающий центральную часть Гангской равнины, — один из старейших и крупнейших ареалов земледелия в Индии и во всем мире. Он — средоточие центров индуистской и мусульманской культур, вследствие чего его нередко именуют «сердцем Индии».
На долю Севера приходится почти четверть всех орошаемых земель страны, и он выделяется более всего масштабами производства сахарного тростника и пшеницы. Здесь и самое многочисленное в Индии поголовье крупного рогатого скота.
Хотя в Варанаси (одном из главных священных городов индуистов), Агре (некогда столице империи Великих Моголов) и других городах высокого уровня совершенства достигли многие виды ремесел, современная фабричная промышленность в этом районе развита пока еще сравнительно слабо. Наиболее важные его отрасли — пищевая (сахарная, производство растительных масел), текстильная и кожевенно-обувная. Однако в последние десятилетия здесь происходит рост машиностроительной и химической промышленности, и прежде всего в наиболее значительных городах Севера: Канпуре, Лакнау, Патне, Варанаси. Важными промышленными центрами стали также Хардвар (производство энергетического оборудования), Матхура (нефтепереработка), Горакхпур (производство минеральных удобрений) и т. д.
Начиная с 60-х годов в процессе осуществления «зеленой революции» (включая и очень значительное развитие ирригации) одним из важнейших сельскохозяйственных районов Индии становится Северо-Западный.
Особенно велика его роль в производстве пшеницы (более 2/5 общеиндийского сбора), хлопка, бобовых. Фермеры здесь также переходят и к таким видам деятельности, рассчитанным на городской рынок, как выращивание овощей и фруктов, виноградарство. Увеличивается и товарное значение животноводства этого района.
Параллельно с этим (в немалой степени благодаря созданию одного из крупнейших в стране энергопромышленного узла Бхакра-Нангал на реке Сатледж) растет и промышленная значимость Северо-Запада.
Важнейшей его экономической осью становится промышленная полоса, протянувшаяся от Амритсара до Дели. Наряду с крупными предприятиями тяжелой индустрии (станкостроение, приборостроение, химической) под влиянием «зеленой революции» в этой цепочке городов возникло множество мелких предприятий легкой промышленности.
Особое значение среди городов Северо-Запада имеет столица Индии — Дели, история которого прослеживается, по крайней мере, с XIII—XII вв. до н. э. Его территория, по определению известного австралийского ученого О. X. К. Спейта, «буквально усеяна развалинами древних столиц». «Старый Дели» (Шахджаханабад, основанный в XVII в.) и «Новый Дели» (заложенный в самом начале XX в.) считаются соответственно седьмой и восьмой по счету из этих столиц.
С образованием британской Индии Дели лишился столичных функций в пользу Калькутты и его развитие вплоть до середины текущего столетия было сравнительно замедленным (при том, что в 1911 г. Нью-Дели получил статус административного центра этого огромного владения).
Роль Дели как политического, культурного и экономического центра Индии резко усиливается после достижения ею независимости. В структуре его промышленности все большую роль начинают играть тонкое и точное машиностроение, электротехника, химическая промышленность. В результате если в начале 60-х годов город был шестым по числу жителей городом страны, то ныне стал в этом отношении уже третьим.
Удаленный и изолированный от основных ареалов расселения и хозяйственной деятельности Индии Северо-Восточный район относится к числу наименее освоенных частей этой страны.
Этот преимущественно горный район обладает большим, но пока еще очень слабо используемым гидроресурсным потенциалом. По индийским меркам, велики его лесные и нефтяные ресурсы. Однако его промышленность находится еще в зачаточном состоянии (существенна лишь нефтеперерабатывающая).
В сельскохозяйственном отношении Северо-Восток выделяется производством чая (здесь расположена почти половина всех чайных плантаций страны) и джута.
Обширный по площади глубинный Центральный район располагает весьма крупными минеральными, а также лесными ресурсами. Однако издавна это одна из наиболее отсталых частей страны, причем как в промышленном, так и в сельскохозяйственном отношении (здесь, в частности, крайне ограниченным было распространение ирригации, что сохраняется и в настоящее время).
В прошлом наиболее существенными отраслями промышленности Центрального района были хлопчатобумажная и деревообрабатывающая. Однако с 60-х годов резко увеличиваются масштабы добычи угля, железной и марганцевой руды, известняка и т. д. Построенные мощные ТЭС превратили этот район в важного поставщика электроэнергии. Большую значимость в экономической жизни страны представляют выросшие крупные комбинаты черной (в Бхилаи) и цветной металлургии (в Корбе), целый ряд машиностроительных предприятий (например, завод тяжелого машиностроения в Бхопале) и т. д.
Однако Центральный район (как и другие прежде наименее развитые части Индии) по экономической значимости еще существенно уступает трем приморским районам, выдвинувшимся в колониальный период.