Уклонение от уплаты налогов 7 страница
Компетентные налоговые органы по запросу о содействии или собственной инициативе предоставляют друг другу информацию относительно:
—регистрации предприятий, их филиалов и предста
вительств, включая сведения об их местонахождении,
подчиненности, форме собственности и другие;
—открытия счетов в государственных и коммерче
ских банках юридическими и физическими лицами, а
также наличия и движения на них денежных средств;
—всех видов доходов юридических и физических лиц,
полученных на территории данной Стороны, уплаченных
сумм налогов либо другой информации, связанной с на
логообложением.
1 Дано в качестве примера В настоящее время круг государств, подписавших аналогичные соглашения гораздо шире. См. Руководство по применению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. - Письмо ГНС РФ от 23 июля 1997 года, № БЕ-6-22-542.
Запрашиваемая налоговая служба предоставляет по запросу о содействии нормативные акты, заверенные копии документов и другие материалы, необходимые для выполнения налогового расследования.
Оригиналы документов и других материалов могут быть затребованы в случае, когда заверенных копий для расследования недостаточно. Передаваемые оригиналы документов и других материалов должны быть возвращены в согласованные сроки. Материалы могут быть предоставлены в виде компьютеризованной информации, с дополнительной передачей сопутствующей информации, необходимой для толкования этих материалов.
В случае необходимости налоговые органы одной Стороны заверяют документы юридических и физических лиц, требуемые для налогообложения в другой Стороне.1
В перспективе именно возможности налоговых служб стран СНГ позволят эффективно бороться с межнациональными организованными преступными сообществами, подрывая экономическую основу их существования, лишая возможности легализовывать средства, полученные незаконным путем. Именно таким образом в первую очередь ведется борьба с межнациональной организованной преступностью в США и странах Западной Европы.
Другим важным направлением борьбы с транснациональной организованной преступностью является борьба с легализацией преступных доходов. Данное направление взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ либо вообще не предусматривается в соглашениях, либо лишь декларируется оказание помощи в области борьбы с легализацией доходов, полученных в результате преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.2
Следует заметить, что значительное число соглашений между государствами СНГ заключается прежде всего по преступлениям, носящим системный характер, совершаемым на территории одновременно нескольких государств. На сегодняшний день это касается, в частности, проблем борьбы с компьютерной преступностью как самостоятельными составами преступлений и с экономиче-
' Соглашение от 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.
2 См. напр. Соглашение между МВД РФ и МВД Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 18 мая 1995 года.
скими преступлениями, при совершении которых используются средства вычислительной техники.'
Чрезвычайно опасным направлением деятельности траснациональных преступных сообществ является контрабанда, особенно контрабанда предметов, запрещенных к обороту. Для успешного осуществления борьбы с транснациональными преступными организациями немаловажное значение имеет сосредоточение усилий правоохранительных органов стран СНГ на взаимодействии на некоторых ключевых направлениях совместной деятельности. Имеется в виду борьба с отдельными категориями преступлений, связанными с проявлениями деятельности организованных преступных сообществ. Особое значение в этом плане приобретает борьба с контрабандой.
В соглашениях ряда стран СНГ этому аспекту уделяется особое внимание. Так, в Соглашении, подписанном 2 марта 1994 года Российской Федерацией и Республикой Узбекистан говорится, что таможенные службы обоих государств будут осуществлять таможенный досмотр личного багажа граждан Российской Федерации и Республики Узбекистан в сообщении между обоими государствами только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что провозятся оружие, наркотические психотропные средства, валютные и культурные ценности или может быть совершено другое таможенное правонарушение, а также в иных случаях, предусмотренных соглашениями о таможенном сотрудничестве, участниками которых являются Стороны или их таможенные службы.
Таким образом, в последние годы наблюдается существенное расширение сфер совместной деятельности государств-участников соглашений, касающихся борьбы с организованной преступностью. Чем более интенсивной будет совместная работа в этом направлении, тем большее значение будет иметь координация этой деятельности. Именно поэтому такой интерес представляет опыт создания и деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — Бюро).
Положение о Бюро утверждено Советом глав правительств СНГ 9 октября 1997 года в г. Бишкеке. Бюро создано на основе Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года, является постоянно действующим органом, работой которого руководит Совет министров
' Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации.
внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (далее-СМВД). Деятельность Бюро осуществляется на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека, суверенитета государств, взаимодействия с правоохранительными органами и иными органами государств — участников СНГ, невмешательства в разрешение вопросов политического, военного, расового или религиозного характера.
Бюро возглавляется Директором, которому непосредственно подчиняются Первый заместитель директора и полномочные представители. Кроме того, директор непосредственно руководит следующими подразделениями:
1. Финансово-хозяйственная часть.
2. Группа делопроизводства и кадровой работы.
3. Отдел содействия в экстрадиции и проведении спе
циальных мероприятий.
Первый заместитель директора руководит организационно-правовым отделом и информационно-аналитическим отделом.
Бюро пользуется всеми видами правительственной связи. Для осуществления своих функций Бюро вправе запрашивать необходимую информацию из правоохранительных органов государств — участников Содружества. Бюро является юридическим лицом, имеет, в частности, валютный счет. Бюро является депозитарием документов, принятых на заседаниях СМВД. Рабочим языком Бюро является русский язык. Местом нахождения Бюро является Москва. В качестве основных задач и функций (без их разграничения) в Положении1 указано следующее:
1. Содействие в подготовке и реализации решений сове
тов глав государств, правительств Содружества, Совета ми
нистров внутренних дел в сфере борьбы с организованной
преступностью и иными опасными видами преступлений.
2. Формирование специализированного банка данных
о лидерах преступной среды, организаторах и активных
участниках международных преступных сообществ. Пре
доставление соответствующей информации в заинтере
сованные МВД.
3. Принятие практических мер и выработка предло
жений, направленных на повышение эффективности
взаимодействия министерств внутренних дел в борьбе с
наиболее опасными видами преступлений, совершаемых
на территории государств — участников СНГ.
1 Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 9 октября 1997 года в г. Бишкеке.
4. Координация действий при подготовке и проведе
нии оперативно-розыскных мероприятий и комплексных
операций, затрагивающих интересы нескольких госу
дарств — участников СНГ.
5. Содействие в осуществлении межгосударственного
розыска и выдачи лиц, совершивших наиболее опасные
преступления и скрывшихся от уголовного преследования
или исполнения приговора.
6. Подготовка в инициативном порядке и по поруче
нию СМВД информационно-аналитических и других ма
териалов, необходимых для рассмотрения вопросов на его
заседаниях.
7. Содействие в организации и проведении рабочих
встреч экспертов МВД государств — участников СНГ по
актуальным проблемам борьбы с преступностью и разра
ботке соответствующих проектов документов.
8. Участие в организации обмена опытом работы орга
нов внутренних дел государств — участников СНГ в борьбе с
организованной преступностью и иными видами преступле
ний, в разработке рекомендаций по совершенствованию
правовой базы взаимодействия органов внутренних дел го
сударств — участников Содружества в этой сфере.
При всей позитивности указанных положений нельзя не отметить недопустимость смешения понятий задач и функций. Кроме того не отражены многие перспективные возможности координации деятельности стран СНГ в борьбе с организованной преступностью. На наш взгляд задачами Бюро должны быть:
/. Информационное обеспечение деятельности по борьбе с международной организованной преступностью.
2. Правовое обеспечение этой деятельности.
3. Подготовка проектов решений для Совета минист
ров внутренних дел и проектов модельных и многосто
ронних государственных соглашений по проблематике
борьбы с наиболее опасными видами преступлений.
4. Организация выполнения международных отдель
ных поручений.
5. Обеспечение экстрадиций.
6. Методическое обеспечение совместной деятельно
сти органов внутренних дел ряда государств, разработка
типовых планов совместных действий по определенным
направлениям.
7. Планирование и координация проведения междуна
родных специальных операций.
8. Координация связей с международными полицей
скими организациями.
9. Ведение баз данных на международных преступни
ков и на межнациональные преступные группы.
10. Координация научных исследований и обмена опы
том по проблематике борьбы с организованной преступ
ностью в странах СНГ.
11. Координация подготовки и переподготовки кадров
органов внутренних дел по борьбе с организованной пре
ступностью.
В перспективе, несомненно, компетенция Бюро будет возрастать. Эта тенденция объективна и определяется всемирными процессами экономической и политической интеграции. Об этом свидетельствуют возрастающие показатели эффективности его работы. Благодаря активной работе сотрудников Бюро при всесторонней поддержке со стороны полномочных представителей без исключения всех МВД государств — участников СНГ, можно с полной уверенностью констатировать, что работа Бюро дает свои положительные результаты. Об этом красноречиво свидетельствуют нижеследующие показатели по экстрадированию.
№ | Государство | Итого | 1 кв. | Всего | |||
в Азербайджанскую | |||||||
Республику | |||||||
в Республику | |||||||
Армения | |||||||
в Республику | |||||||
Беларусь | |||||||
в Грузию | |||||||
в Республику | |||||||
Казахстан | |||||||
в Киргизскую | |||||||
Республику | |||||||
в Республику | |||||||
Молдова | |||||||
в Российскую | |||||||
Федерацию | |||||||
в Республику | |||||||
Таджикистан | |||||||
в Туркменистан | |||||||
в Республику | |||||||
Узбекистан | |||||||
в Украину | |||||||
в государства | |||||||
Прибалтики | |||||||
ИТОГО: |
Очевидно, что показатели данного направления деятельности постоянно возрастают во многом благодаря совершенно иному уровню координации взаимодействия между правоохранительными органами различных государств. Если в 1995 году было экстрадировано 116 преступников, то в 1997 году их число составило уже 572, что в 5,5 раз больше по сравнению с 1995 годом (рост на 550%). Всего же за период с 1995 года по 1997 год экстрадировано 963 преступника.'
В целом указанная работа способствовала раскрытию ряда тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе имевших большой общественный резонанс. Так, если в 1995 году раскрыто с помощью Бюро 51 преступление, то в 1996 году — 87, а в 1997 году — 90, или почти в 2 раза больше по сравнению с 1995 годом.
Деятельность Бюро в равной степени эффективна для всех стран-участниц. Так, в Нижегородской области Российской Федерации задержаны и экстрадированы в Азербайджанскую Республику братья Абуловы, одни из активных участников и главных организаторов убийства в 1996 году члена Милли Меджлиса (Парламента) Азербайджана — Ансухского А. А., а также непосредственный исполнитель — Мамедов И. М.
В свою очередь по запросам БКБЮП в г. Баку и в различных районах Азербайджанской Республики сотрудниками МВД республики задержано 10 преступников, совершивших преступления на территории России и скрывающиеся в Азербайджане, среди них Аббасов Самед Гуссейнович — за изнасилование в Самарской области, братья Имран и Эльхан Ахмедовы — за убийство в Республике Северная Осетия-Алания, Багиров Камал Маги-рамович — за бандитизм в Республике Дагестан.
По запросам МВД Грузии оказано содействие в задержании скрывавшихся на территории Российской Федерации 12 особо опасных преступников, среди которых задержан Курдиани Т. Н., находившийся в межгосударственном розыске с 1993 года за совершение террористических актов, в результате которых погибло 7 и ранено 6 человек.
Совместно с УВД Калужской области Российской Федерации задержан и экстрадирован, находившийся в межгосударственном розыске особо опасный преступник Махмодшоев Раджабали Меликшоевич, совершивший
Справка о результатах деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (1995-1997, 1кв. 1998 гг.
более 10 убийств на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики.
Совместно с УВД Ульяновской области Российской федерации и МВД Украины задержаны и экстрадирова-ны, находящиеся в межгосударственном розыске особо опасные преступники Шоронин Иван Олегович, Панов Олег Евгеньевич и др., совершившие 12 заказных убийств на территории России.
Результаты координирующей работы впечатляют, тем более, что они имеют постоянную тенденцию к улучшению.
№№ | Наименование показателей | 1997 г. | 9мес. |
п/п | 1998 г. | ||
Проведено операций, в т. ч. | 22/4 | 15/2 | |
комплексных, которые способ- | |||
ствовали: | |||
раскрытию преступлений; | 6 450 | 33 070 | |
привлечению к администра- | 52 092 | 126 735 | |
тивной ответственности; | |||
привлечению к уголовной от- | 22 730 | ||
ветственности; | |||
возбуждению уголовных дел; | 20 297 | ||
задержанию лиц, находящих- | 5 369 | ||
ся в розыске. | |||
Изъятию: | |||
огнестрельного оружия; | |||
боеприпасов; | 262 949 | 1569 831 | |
взрывчатых веществ; | 293 кг | 688 кг | |
ручных гранат; | — | ||
поддельных документов; | — | ||
наркотических веществ; | 1 807 кг | 2 528 кг | |
автомашин. |
Чрезвычайно эффективной в последние годы стала деятельность Бюро по разработке и проведению специальных операций. В период с 21 по 31 января 1997 года ГУВДТ МВД России, УВДТ Беларуси, Молдовы и Украины при содействии БКБОП провели оперативно-профилактические операции, направленные на обеспечение личной и имущественной безопасности пассажиров в поездах дальнего и пригородного сообщения, пресечения фактов незаконной транспортировки наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, при тесном взаимодействии линейных органов внутренних дел сопредельных государств. В ходе операции раскрыто 356 преступ-
лений, из них: разбоев — 4, тяжких телесных повреждений — 12, грабежей — 18, краж личной собственности — 75, за незаконный оборот наркотиков —53. Задержан 241 человек, из которых 30 находились в розыске, изъято 8 кг наркотиков, 33 единицы огнестрельного и холодного оружия. К административной ответственности привлечено 11 838 человек.
В феврале 1997 года в соответствии с согласованным планом-графиком проведены мероприятия и специальные операции по пресечению незаконного изготовления, оборота оружия и взрывчатых веществ, в ходе которых раскрыто 4656 преступлений, возбуждено 3709 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 165 лиц, задержано 154 лица, находящихся в розыске. У преступников изъято 3100 ед. огнестрельного оружия, 210258 шт. боеприпасов, 17 гранатометов и 15 мин, 215 кг взрывчатых веществ.
В мае 1997 года проведены специальные операции по пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов. По обобщенным сведениям, поступившим из МВД Республик Азербайджан и Беларусь, Российской Федерации и Республики Таджикистан раскрыто 86 преступлений, возбуждено 35 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 58 лиц. Изъято 806 т хлопка-сырца, 44,4 т черных металлов, 645 т золотосодержащих концентратов, 600 т табака, 193 т спирта, 16 т дизельного топлива и пр.
В сентябре 1997 года проведены специальные операции по пресечению преступной деятельности международных преступных группировок, действующих на транспорте и автомобильных дорогах, в ходе которых раскрыто 241 преступление, возбуждено 143 уголовных дела, привлечено к административной и уголовной ответственности 40 254 лица, задержано 5175 лиц, находящихся в розыске, выявлено 44 и пресечена деятельность 21 организованной преступной группы. У преступников изъято 2804 ед. огнестрельного оружия, 42619 шт. боеприпасов, 1280 кг наркотиков, 162 т хлопка-сырца, разыскано 2001 ед. угнанного автотранспорта.
В феврале 1998 года проведены мероприятия и специальные операции по пресечению незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, в результате которых: раскрыто 1627 преступлений, возбуждено 1133 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 658 человек, задержано 82 человека, находящихся в розыске. У преступников изъято 47 787 ед. огнестрельного оружия, 1306 694 ед. боеприпасов, 350 шт. ручных гранат, 17 гранатометов, 34 кг взрывчатых веществ.
В период с 16 по 18 февраля текущего года МВД России совместно с ГТК, ФПС России и аналогичными ведомствами Украины проведена оперативно-профилактическая операция «Канал». Предпринятые мероприятия позволили выявить 629 наркопреступлений, в числе которых 90 фактов сбыта и 159 фактов перевозки наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 289 кг наркотиков. В ходе операции раскрыто 518 общеутоловных преступлений, изъято 132 ед. огнестрельного и холодного оружия, материальных ценностей и контрабандных товаров на сумму свыше 256 тыс. деноминированных рублей, а также 54 тыс. американских долларов.
Кроме того, с 3 по 5 марта текущего года аналогичная операция проведена силами правоохранительных органов России, Республики Казахстан и Киргизской Республики. Входе операции выявлено 1387 наркопреступлений, из них 158 фактов сбыта и 515 — незаконной перевозки наркотиков. У преступников изъято 1435 кг наркотиков, что по ценам «черного рынка» составляет более 810 тыс. долларов США. В процессе проведения мероприятий раскрыто 2082 общеуголовных преступления, изъято 352 ед. огнестрельного оружия, материальных ценностей на сумму свыше 327 тыс. деноминированных рублей и свыше 50 тыс. долларов США.
Надо отметить, что постоянно возрастает масштабность операций, согласованно проводимых несколькими странами СНГ. Их эффективность обусловлена также целевой направленностью согласованных действий. Одним из направлений проведения операции является борьба с незаконным оборотом оружия. Так, в феврале 1998 года проведены мероприятия и специальные операции по пресечению незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ в ходе которых:
— раскрыто преступлений — 1627;
— возбуждено уголовных дел — 1133;
— лиц, привлеченных к уголовной ответственности —
658;
— задержано лиц, находившихся в розыске — 82;
— выявлено и ликвидировано организованных пре
ступных сообществ — 3, организованных преступных
групп — 95.
У преступников было изъято:
— оружия — 47 787 ед.;
— боеприпасов — 1 306 694 шт.;
— холодного оружия — 44 ед.;
— гранатометов — 17 ед.;
— ручных гранат — 350 шт.;
— взрывчатых веществ — 34 кг.
Кроме того, совместно с МВД Республики Беларусь и Российской Федерации:
—проведена оперативно-профилактическая операция
«Розыск» (на территориях г. Санкт-Петербурга, Ленин
градской, Брянской, Псковской и Смоленской областей),
в ходе которой задержано 560 преступников, разыски
ваемых правоохранительными органами двух государств,
в том числе 169 находившихся в федеральном розыске. Из
незаконного оборота изъято 18 ед. огнестрельного ору
жия, около 200 ед. боеприпасов;
—на территории Тульской области проведена опера
ция «Арсенал» по предупреждению, пресечению и рас
крытию преступлений, связанных с незаконным оборо
том оружия. Из незаконного оборота изъято 30 ед. раз
личного огнестрельного оружия, свыше 250 патронов
различного калибра, более 1 кг взрывчатых веществ;
—с 7 по 9 июля проведен комплекс оперативно-
розыскных мероприятий на территории Московской об
ласти в отношении изготовителей, сбытчиков огнестрель
ного оружия и взрывчатых веществ. Изъято 1,5 кг пласти
да и 10 электродетонаторов.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в Термезском районе Сурхандарьинской области Республики Узбекистан задержаны граждане Республики Таджикистан Максудов Р., 1963 года рождения, начальник 4-й погранзаставы, и Мухиддинов X., 1964 года рождения, комендант г. Шартуз, у которого обнаружено и изъято 2 автомата АКМС с 80 патронами, 2 пистолета Макарова с 43 патронами к нему, 2 гранаты РГ-5, 990 г. героина и более 2 кг гашиша. Все это они намеревались сбыть в Узбекистане. Ведется следствие.
Сотрудники Бюро принимали участие в подготовке и координации взаимодействий органов внутренних дел заинтересованных сторон в специальных операциях:
—по стабилизации оперативной обстановки, обеспече
нию правопорядка, личной и имущественной безопасности
пассажиров и членов поездных бригад в поездах в пути сле
дования по территории Республик Беларусь, Казахстана,
России, Таджикистана, Узбекистана и Украины;
—операция «Канал» по выявлению и пресечению не
законного оборота наркотиков;
—операция «Антиквариат» по раскрытию преступ
ных посягательств на культурные ценности.
Во исполнение решений коллегий МВД Республики Беларусь и Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 6 «О мерах по укреплению взаимодействия министерств внутренних дел — участников Союза Беларуси и
России» с 2 по 30 сентября 1998 г. проведена оперативно-профилактическая операция «Пассажир».
Для выполнения поставленных задач было задействовано 1346 сотрудников Московского УВДТ и Московского УВД ВВТ. Отработано более 250 объектов железнодорожного и 80 воздушного транспорта. Досмотрено 36 воздушных судов, около 3,5 тыс. авиапассажиров и 15 т груза. Сопровождено 362 пригородных и 128 международных поездов. Раскрыто 17 преступлений из 19 зарегистрированных. За указанные преступления задержано 27 человек. У преступников изъято 3,5 кг наркотических веществ. В ходе операции выявлены и задержаны 2 преступные группы. За совершение административных правонарушений привлечено к ответственности 625 человек, в том числе 115 граждан Республики Беларусь.
Кроме того, во исполнение плана, утвержденного МВД, ГТК, ФПС России и соответствующими ведомствами Казахстана и Киргизии в период с 3 по 5 марта 1998 года проведена совместная оперативно-профилактическая операция «Канал». В операции с российской стороны было задействовано МВД, 23 ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации, 9 УВД на железнодорожном и воздушном транспорте, а также региональные подразделения таможенной и пограничной служб.
Основной целью проведенных мероприятий являлось пресечение незаконных поставок наркотических средств и товаров на территорию страны из государств Средней Азии и Казахстана автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. В связи с этим, на наиболее вероятных маршрутах контрабанды наркотиков по всему периметру российско-казахстанской границы были сформированы совместные оперативно-поисковые группы и специализированные заслоны, активизирована деятельность стационарных постов ГАИ, пунктов таможенного и пограничного контроля, расположенных в аэропортах и основных приграничных с Казахстаном переходах.