Информационные проблемы обеспечения
Социальной защищенности
К проблемам, которые необходимо решить в процессе реализации мероприятий социальной защиты, относятся, во-первых, реализация адресности в предоставлении социальной помощи; во-вторых, проблема, порождаемая тем, что мероприятия социальной защиты выполняются различными министерствами и ведомствами и каждое из этих ведомств должно вести учет всех категорий населения, требующих такую помощь.
Это, в свою очередь, порождает проблему хранения и мобильности большого числа данных. Необходима единая информационная база данных для всей России. Однако поскольку учет и реализация функций социальной защиты выполняются на региональном уровне, необходимо продумать систему надежной передачи соответствующей информации по всем регионам России. Возникает проблема агрегации региональных баз данных в федеральную Базы и банки данных, созданные на региональном и федеральном уровне должны быть совместимы, или иметь средства конвертирования одних в другие. Кроме того, возникает ряд проблем технического порядка: скорость пересылки и искажение данных при передачи на большие расстояния, несанкционированный доступ к данным, как во время пересылки, так и в базе данных. Подобные проблемы можно решить только на федеральном уровне с учетом всех региональных особенностей.
Информационные технологии в реализации
Социальной политики
Информационные технологии, применяемые для реализации тех или иных целей социальной политики[150] , можно подразделить на четыре типа.
К первому типу относятся базы и банки данных. Данные технологии при со временном уровне развития программного обеспечения компьютерной техники достаточно легко реализуются. Существующие в настоящее время системы управления базами данных (СУБД) позволяют быстро создать базу данных даже лицам, не имеющим соответствующего базового образования. Ведение баз данных позволяет предельно упростить процедуру учета соответствующего контингента. Повышается мобильность информации о лицах — объектах социальной защиты, что упрощает передачу данных о них в другие ведомства, исполняющих функции социальной защиты (льготы, обеспечение теми или иными предметами социального обеспечения).
Ко второму типу информационных технологий относятся информационно-поисковые системы (ИПС). Помимо оптимизации функций учета данный тип информационных технологий создает удобные средства для построения все возможных отчетов, смет и анализа затрат. ИПС могут достаточно успешно реализовываться средствами СУБД. Однако реализация данного типа информационных технологий требует уже некоторых навыков программирования, так как в этом случае необходимо анализировать поисковый запрос и строить процедуру поиска и построения поискового отчета.
К третьему типу информационных технологий относятся экспертные системы, позволяющие выполнять экспертизу в той или иной области социальной политики. Данные технологии с трудом могут реализовываться средствами СУБД, так как требуют разработки и реализации эвристических алгоритмов в соответствующих областях социальной политики.
К четвертому типу информационных технологий, используемых для реализации целей социальной политики, следует относить системы прогнозирования и моделирования социальных процессов. Существуют богатые теоретические наработки в этой области. Однако реализованных систем в данной области не так много[151], так как их реализация требует наличия не только навыков программирования, но и соответствующих знаний.
Информационные технологии в областях, относящихся к сфере социальной политики, могут решить большинство из проблем, возникающих в реализации социальной политики. Однако реальное использование подобных технологий встречает определенные трудности. Субъекты социальной политики, т.е. органы и организации, обеспечивающие выполнения целей социальной политики, как правило, являются бюджетными либо благотворительными организациями, постоянно испытывают недостаток финансовых средств и не могут выступать заказчиками программных и технических средств информационных технологий. Поэтому в России наберется едва ли не более десятка фирм, специализирующихся на разработке и реализации информационных технологий, применяемых в реализации целей социальной политики. Однако привести примеры подобных технологий возможно.
Первый пример— информационные базы Госкомстата.
В основу разработки БДП положены принципы технологии клиент-сервер, что обеспечивает высокую производительность обработки информации в условиях локальных вычислительных сетей (ЛВС) при работе с большими объемами баз данных и интенсивностью обращения к данным.
Банк готовых документов (БГД), применяемый для создания документо-графических баз данных, содержащих некоторую информацию и табличные статистические материалы, обладает широким сервисным потенциалом телекоммуникационных средств (электронная почта статистики и другие средства связи), что обеспечивает управление БГД и актуализацию его баз данных по каналам связи. Пользователю предоставляется удаленный доступ к базам данных, эксплуатирующимся на федеральном (Госкомстат России) и региональном (территориальные органы статистики) уровнях.
БГД обеспечивает экономичную технологию создания и ведения баз данных на ПЭВМ и эксплуатацию информационно-телекоммуникационного узла, дает возможность работать с пользователями по телефонным каналам, в сетях коммутации с протоколом Х.25 и локальной сети, а также в режиме «on-line». 11ри работе с БГД поиск информации осуществляйся по многоуровневому рубрикатору на естественном языке; время реакции на запрос пользователя не превышает 1с; достигается высокая степень сжатия хранимой информации.
Доступ к базам данных Гомкомстата может осуществляться и в глобальной сети INTERNET на сайтах WWW.GKS.RU (сайт Госкомстата) и WWW.RBC.RU (сайт Росбизнесконсалтинга).
Второй пример— использование сети INTERNET для поиска как работы, так и работников. Многие сайты (например, WWW.JOB.RU, WWW.IZRUKVRUKI.RU и др.) имеют специальные разделы, где в оперативном порядке можно поместить запрос на выполнение определенной работы или сведений об ищущем работу. Контакт работодателя и работника осуществляется без каких-либо посредников, напрямую.
Третий пример— использование информационно-поисковых систем в структурах социальной защиты. Известны системы, реализованные СПб НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов и по заказу Правительства Московской области при участии профессора кафедры Социальной политики РАГС Храпылиной Л.П. Данные системы выполняют весь спектр функций, необходимый для учета, анализа и построения отчетов для нужд службы медико-социальной экспертизы. Основные задачи систем:
• обеспечение формирования и выполнения индивидуальных программ реабилитации на базе:
• учета инвалидов;
• учета потребностей инвалидов;
• предоставления необходимой информации разработчикам и исполнителям индивидуальной программы реабилитации;
• обеспечения координации действий всех участников процесса реабилитации;
• сбор, хранение, обработка и оперативное предоставление информации потребителям различных уровней — федерального, регионального, муниципального, институционального, в том числе и инвалиду, по следующим основным на правлениям:
• текущее информационное обслуживание;
• социальное прогнозирование и планирование;
• комплексное изучение проблем социальной защиты инвалидов;
• проведение многоуровневого анализа различных аспектов проблемы инвалидности;
• подготовка решений по вопросам финансирования комплексных программ реабилитации; планирование развития отраслей реабилитационной индустрии.
Четвертый пример— информационно-поисковые системы по федеральному и региональному законодательству социальной политики, реализованные тульским Проектным конструкторско-технологическим институтом АСУ и НПЦ Интелтек Плюс. Данные системы обладают всеми необходимыми функциями для ввода и поиска информации. База содержит более 700 документов, касающихся вопросов социальной защиты, как федерального уровня, так и регионального. Отличие систем данных организаций заключаются только в поисковом интерфейсе.