Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Дисциплина «Гражданское процессуальное право» является одной из основных и изучается на протяжении двух семестров. По данной дисциплине предусмотрено выполнение двух контрольных заданий и написание курсовой работы.
В процессе обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, индивидуальные консультации.
В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.
При проведении семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также рассматривается их соотношение с юридической практикой.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям обучающийся должен:
- изучить нормативно-правовые акты;
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- дополнить конспекты лекций;
- изучить и законспектировать первоисточники по теме;
- подготовить ответы на все вопросы семинарского занятия.
Уровень освоения программы оценивается на основе компетентности студента по умению обосновать и принять необходимые процессуальные решения, связанные с реализацией правовых норм и умением составлять судебные документы.
Основные методики проведения семинарского (практического) занятия:
Устный опрос в учебной группе проводитсяпреподавателем по темам, определенным планом семинарских и практических занятий и вынесенным на обсуждение преподавателем.
Дискуссия в обучении. Дискуссии относительно точек зрения по традиционным вопросам раскрывающим сущность поставленных на изучение тем помогают студентам глубоко овладеть правовыми знаниями и предполагают диспут по рассматриваемым теоретическим и прикладным моментам. В ходе углубленного изучения курса студенты исследуют взгляды российских учёных-юристов и, на их основе вырабатывают собственные суждения по спорным научным и практическим моментам.
Данная методика проведения занятия предполагает тщательную подготовку обучающихся по вопросам, определенным учебным планом и позволяет сформировать собственную позицию и высказаться всем ее участникам по проблемным, спорным вопросам, вынесенным на групповое обсуждение.
В процессе рассмотрения проблемных (спорных) позиций наиболее полно представлена возможность моделировать реальные правовые коллизии; вырабатывать умение слушать и анализировать чужую точку зрения, а также взаимодействовать с другими студентами; продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений; приобрести навыки анализа правотворческой и правоприменительной деятельности.
Реферативные выступления, доклады. На семинарских занятиях, наряду с традиционной формой проведения занятия, студенты делаются доклады, посвящённые самостоятельному анализу концептуальных положений и отдельных доктринальных позиций, относящихся к теории гражданского процессуального права.
Студент, делающий доклад, обязан провести сравнительно-правовой анализ вопроса на основе позиции того или иного учёного и классического подхода (признанного законодательно). При отсутствии законодательного закрепления вопроса проводится только сравнение доктринальных позиций, оцениваются перспективы применения предложений учёного в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
По окончании доклада проводится его обсуждение в группе на основе затронутых в докладе вопросов. Дискуссия в группе способствует формированию у студентов не только юридических, но и риторических и логических навыков.
В основе доклада лежит реферат. Объем реферата для доклада рассчитывается студентом самостоятельно. На выступление с рефератом отводится время – 5-7 минут. При составлении доклада студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать самостоятельные обобщения и выводы. Оценивается доклад по реферату по пятибалльной системе. Выбор темы реферативного выступления определяется обучающимся самостоятельно.
Список учебной литературы, предложенный в данной программе, включает в себя учебники, учебные пособия, монографии, обзоры судебной практики, рекомендованные для изучения. Для того чтобы всесторонне усвоить данный предмет, необходимо при подготовке к семинарскому и практическому занятию использовать различный теоретический и практический материал способствующий выработке собственной точки зрения на представленные вопросы.
В процессе подготовки к семинару (практическому) занятию студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.
Итоговый контроль изучения курса осуществляется путем сдачи экзамена.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены в ходе самостоятельной работы.
Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса, посредством тестирования, посредством проверки выполнения контрольных заданий либо в иных формах, избранных преподавателем.
В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях.
Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в учебно-методическом комплексе вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских (практических) занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем.
Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций из первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради - это способствует более полному запоминанию учебного материала.
Каждый студент обучения должен выполнить контрольные задания. Они выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методических рекомендациях по выполнению контрольных заданий.