Тенденции и факторы международной экономической интеграции. Понятие экономической интеграции, ее интерпритации
Понятие экономической интеграции, ее интерпритации. Понятие «интеграция» применительно к анализу экономических процессов (явлений) стало широко использоваться во второй половине XX в., отражаю уже идущий процесс экономической интеграции в Западной Европе. Термин означает восстановление, объединение в целое частей (лат. integratio), перешел из естественных наук в социально-экономические исследования.
После наполеоновской попытки объединения Европы мечом и огнем был еще и удавшийся, мало известный широкой общественности, проект Латинский Монетный Союз, в который входили Греция, Щвейцария, Бельгия, Франция и Италия, на территории этих стран на протяжении столетия свободно обращалась общая валюта (золотые и серебряные монеты), нечто типа современного евро.
Экономическая интеграция- это процесс взаимного сближения через переплетение хозяйственных связей; причем его специфика заключается в том, что исторически он базируется прежде всего на регионально-территориальной основе, а его первичное звено - приграничные связи двух и/или более стран, имеющие общую границу(ы). Этот процесс изначально, как и процесс интегра- ционализации (базовый носитель интеграции), связан с перемещением двух основных факторов производства - товара (внешняя торговля) и труда (рабочая сила). Эти факторы стары и традици- онны, как мир, имеют древние корни. Определенным интеграционным потенциалом обладали самые древние цивилизации, который определялся состоянием их экономико-культурного и, соответственно, военного развития. И в те отдаленные времена, о которых мы имеем довольно скромные знания по историческим свидетельствам, ив наше время доминирует одно императивное условие к развитию самого интеграционного процесса - оно не должно прерываться искусственными катаклизмами, которые до появления у человека возможностей разрушить вселенную, сводились исключительно к одной форме - войнам. Собственно, до недавнего времени это было единственное условие, которое прерывало эволюцию общества (имеется в виду фактор субъективной воли, человеческий фактор, а не природные катаклизмы).
Государственно-организационные хозяйственные связи по вертикали власти дополнялись более естественными горизонтальными между хозяйствующими субъектами как в имперских границах, так и за их пределами (внешние связи).
Таким образом, приграничная торговля и миграция рабочей силы - вот первичные факторы, которые создавали достаточно серьезную базу для интенсификации хозяйственных связей между соседними странами. Третий фактор - капитал, который стал формироваться после Великих географических открытий, промышленных революций, антифеодальных и абсолютских монархий и приобрел присущие ему формы после Великой французской революции. Торгово-ростовщический капитал, устремляющийся за границу в поисках более высокой нормы прибыли, часто избыточный в этом плане в своей стране, дал сильнейший импульс процессам интернационализации хозяйственной жизни, формированию первичной конструкции мирового хозяйства, а соответственно и интенсивному развитию интеграционных явлений.
Многие исследователи отмечали, что характерная черта исторического развития Европы - раскол, а английский ученый Дж. Ст. Милль к этому добавил еще одно качество европейцев - свойственное им отсутствие терпимости друг к другу. Возможно, это взаимное недоверие европейцев и нетерпимость способствовали тому, что в этой наиболее развитой части континента происходили постоянные войны. После Второй мировой войны история предоставила цивилизации еще одну возможность избрать объединительный процесс в форме интеграции. Но этого можно было добиться при устранении взаимного недоверия и нетерпимости, что предполагало наличие у тех европейских лидеров, которым предстояло претворить в жизнь этот грандиозный проект, выдающихся способностей и могучей воли, т.е. таких качеств, которые могли бы решительно увлечь недавних врагов идеей самого тесного сотрудничества и сближения. Задачи эти были исключительной по своей сложности, несмотря на существование достаточно развитых экономических, финансовых, транспортно-коммуникационных, культурных и иных предпосылок для сближения. Очевидно, что западноевропейскую интеграцию повлияли два мощных глобальных фактора:
а) распад колониальных империй, что резко суживало экономическое пространство таких стран, как Франция, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Бельгия и др.;
б) глобальное межсистемное противостояние двух миров - социализма и капитализма. Формула «два мира - две системы», конечно, не могла не найти своего отражения в двух типах интеграции в Европе.
Тенденции и факторы международной экономической интеграции
Прошедший XX в. войдет в историю как век беспрецедентного роста международных экономических связей во всех формах: торговли товарами и услугами, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы.
Новые черты мирового хозяйства:
– новые рынки – рынки иностранной валюты и капиталов, объединенные на глобальном уровне, которые действуют круглосуточно, обеспечивая совершение операций на расстоянии и в реальном времени;
– новые инструменты – сети Интернет, сотовые телефоны, информационные информационные сети;
– новые действующие лица – Всемирная торговая организация (ВТО), решениям которой подчиняются правительства стран, транснациональные екорпорации, всемирные сети неправительственных организаций (НПО) и других групп, деятельность которых не ограничивается национальными границами;
– новые правила – многосторонние соглашения по вопросам торговли, услуг и интеллектуальной собственности, поддерживаемые эффективными механизмами осуществления и имеющие большую, чем ранее, обязательную силу для национальных правительств, что уменьшает прерогативы национальной политики.
Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют:
♦ углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства;
♦ ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;
♦ расширение региональных группировок;
♦ формирование региональных рынков;
♦ интернационализация хозяйственной жизни;
♦ создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.
Международное разделение труда основывается на экономически выгодной специализации
отдельных стран на производстве тех или иных видов продукции и услуг.
Благодаря межстрановой специализации и кооперации усиливается процесс интернационализации национальной экономики, что в свою очередь предопределяет создание транснациональных корпораций, финансово-промышленных и других структурно-территориальных образований.
Современный этап научно-технического прогресса выводит интернационализацию производства на качественно новый уровень путем широкого использования компьютерных и информационных технологий. Усиливающийся обмен научной и технологической продукцией между странами способствует интернационализации национальных экономик. Происходит объединение новых компаний, научно-исследовательских лабораторий, финансовых групп и корпораций в региональные и глобальные центры производства новых технологий.
Формы и механизмы интеграции
Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация
производства — развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают произ-
водство одних стран с потреблением его результатов в других.
В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных формах с исполь-
зованием механизмов, важнейшими из которых являются:
— мировая торговля товарами и услугами;
— международное производственное сотрудничество;
— международное научно-техническое сотрудничество;
— формирование региональных интеграционных объединений.
Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений, представ-
ляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.
Продавцами и покупателями выступают как государственные организации, так и акционер-
ные и частные предприятия, а также отдельные лица. Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые
(импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между стоимостными объе-
мами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно счита-
ется положительным, активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; отрица-
тельным, или пассивным — при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экспорта и
импорта составляет внешнеторговый оборот страны.
Международная торговля бывает двух- и многосторонней, а также приграничной. Послед-
няя представляет собой товарообмен между предприятиями, организациями, фирмами, располо-
женными в приграничных районах, и их иностранными партнерами из сопредельных государств.
Для успешной торговли на мировом рынке страна должна производить конкурентоспособ-
ную продукцию, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, обеспечивающую реали-
зацию товара в других странах. Она складывается из материально-технической базы внешней тор-
говли — складов, оснащенных современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки;
транспортных средств, средств связи. Если страна не располагает внешнеторговой инфраструкту рой, то она несет дополнительные расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.
Основной организационной формой международной торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ею занимаются независимые специализированные фирмы. Крупные промышленные фирмы также создают собственный торговый аппарат для сбыта своей продукции и могут иметь свою оптовую сеть. Все возрастающую роль в мировой торговле играют ярмарки, представляющие собой выставки товаров, где покупатель может сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар.
Мировой рынок представляет собой сферу острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновений интересов экспортеров и импортеров. Поэтому все государства различным образом регулируют внешнюю торговлю, в законодательном порядке устанавливая определенные правила и условия внешнеторговой политики.
Исторически сложились две противоположные системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм – это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.
Таможенный тариф – это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он включает перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок таможенных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которых применяется к товарам определенных стран в зависимости от торгово-политических отношений с ними.
Нетарифные ограничения – это система административных и экономических мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.
Существует более 50 различных способов нетарифных ограничений, к числу которых относятся: государственная монополия на внешнюю торговлю, система лицензирования на осуществление экспортно-импортных операций, валютный контроль за вывозом товаров и др. Используются также требования экологической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки.
Широкое распространение получили импортные квоты — максимальные объемы отдельных видов иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Импортная квота привлекательнее для государства, чем таможенная пошлина, потому что повышение ставок пошлин регламентируется международными торговыми соглашениями, правительство не всегда может самостоятельно повысить тариф. Проще установить определенные импортные квоты, которые, как и тарифные пошлины, снижают конкуренцию на внутреннем рынке определенных товаров.
Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты. Большей же частью государство стимулирует экспорт продукции отечественных товаропроизводителей. Для этого оно может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет предприятиям продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли бы это делать на внутреннем рынке.
Продажа товаров или услуг за рубежом по ценам ниже цен внутреннего или мирового рынка с целью устранения конкурентов и захвата внешних рынков является демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подобной меры соответствует международному законодательству.
В последние годы возникли новые формы внешнеторгового регулирования — добровольные экспортные ограничения — квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны. Происходит это в случаях, когда иностранные фирмы дают добровольное согласие на свои экспортные ограничения для предупреждения более жестких торговых санкций.
Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней торговли является ее либерализация, которая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетарифных барьеров между странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств.
В 1947 г. 23 страны мира подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма и предусматривающее стимулирование процесса либерализации внешней торговли. В дальнейшем к этому соглашению присоединялись другие страны. В 1995 г. эта структура была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария). Если правила ГАТТ распространились на торговлю товарами, то ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. ВТО способствует устранению препятствий на пути международных потоков товаров и услуг, включая нетарифные барьеры, количественные и другие ограничения, а также регулирует импортные пошлины.
Исходной посылкой, на которой строится договорная система ВТО, является стремление государств—членов этой организации развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие каждой из стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, создания режима свободной конкуренции товаров и услуг на их территории, предсказуемых условий деятельности субъектов хозяйствования на мировых рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономических связей.
В 2010 г. полноправными членами ВТО являлись Российская Федерация, Украина. Ряд стран, в том числе Республика Беларусь, находится на стадии присоединения к этой организации. Необходимо отметить, что продолжительность этого процесса для разных государств неодинакова. Если Китай вел переговоры о присоединении 15 лет, то Кыргызстан и Грузия вступили в ВТО за 2—4 года после подачи заявки.
Республика Беларусь в декабре 1992 г. получила статус наблюдателя при ГАТТ/ВТО. Осенью 1993 г. Совет представителей ГАТТ принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств—членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению. Членами Рабочей группы являются представители Европейского союза, США, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Турции. Полноправное участие в ВТО предполагает принятие Республикой Беларусь нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, основанных на принципах международной торговли, которые апробированы в экономике большинства стран мира и показали на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота.
В настоящее время Беларусь ведет заключительные переговоры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для продвижения товаров и услуг на рынки других стран.
В последние годы существенно изменилась структура международной торговли. Более быстрыми темпами растет торговля услугами, особенно инжиниринговыми, коммуникационными, банковскими, страховыми, рекламными. В общем объеме мировой торговли снижается доля основных групп товаров — агро-продуктов, минерального сырья и промышленной продукции.
Необходимо отметить, что большинство стран мира имеют отрицательное сальдо торгового баланса. В 2000 г. из 106 стран, которые представили информацию, 64 имели отрицательное сальдо в торговле товарами, в том числе США, Великобритания, Австралия, Австрия. Положительный платежный баланс многих стран достигается в результате торговли услугами.
Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др. Развитие международного внутри- и межфирменного разделения труда ведет к возникновению элементов прямой производственной кооперации между предприятиями различных стран.
Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.
Важнейшими чертами международного производственного сотрудничества являются: стабильность и регулярность экономических отношений между партнерами из разных стран; распределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственной специализации на основе долгосрочных соглашений между ними.
Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно- техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно- исследовательских групп специалистов или организаций. Основными формами научно- технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.
На нынешнем этапе научно-технического развития предъявляются более высокие требования к организации и управлению производством, его научно-техническому обеспечению. Освоение новейших технологий требует значительных затрат на развитие вспомогательных производств, а также различных услуг, от которых зависит эффективность использования современной техники, производственной и информационной инфра-стуктур. Это обусловливает необходимость организовывать новые производства общими усилиями ряда стран.
Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы. Табл. 1.
Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, между странами-участниками которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз — соглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении единой тарифной политики по отношению к третьим странам.
Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает также общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.
Экономическая интеграция происходит между странами, расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном географическом регионе. В мире существуют более 80 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. Среди них исторически первым, последовательно осуществляющим на протяжении последних 50 лет интеграционные процессы, является Европейский союз, который был создан из трех объединений — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Первоначально в 1951 г. было создано, а официально открыто в 1953 г. ЕОУС, в которое входило 6 стран — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Эти страны в 1957 г. подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, получившего название «Общий рынок». Одновременно этими же странами был создан Евроатом для формирования технических и промышленных условий с целью производства атомной энергии для промышленных и коммерческих целей. В 1967 г. органы ЕОУС слились с органами ЕЭС и Евроатомом, а само объединение стало называться Европейским сообществом, с 1993 г. — Европейским союзом (ЕС).
Таблица 1. Формы и этапы процессов региональной экономической интеграции
По строкам: виды интеграционных договоров | Начальный этап интеграционных процессов | Преференциальное торговое соглашение | Зона свободной торговли | Таможенный союз | Общий рынок | Экономический союз |
Параметры интеграции (по нарастающей) | Снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле Снижение национальных тарифов в отношении третьих стран | Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле Свобода межстранового движения товаров и услуг | Единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран | Свобода движения факторов производства | Гармонизация экономической поли тики | Проведение единой экономической политики |
Создание межгосударственных управляющих органов | Межгосударственные органы управления не создаются | Обычно создается регулирующий межгосударственный секретариат | Межгосударственный совет на уровне министров и секретариат | Встречи глав государств, совет министров, секретариат | Межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования | Наднациональный регулирующий орган |
Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформировали ряд критериев. В их числе, следующие:
• региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
• переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
• либерализация торговли на условиях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;
• общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
• правила приема новых интеграционные соглашения быть весьма либеральны и не могут соответствовать их расширению;
• правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием политики онтогонизма внутри группировки;
• необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование ресурсов производства;
• после создания интеграционной группировки антидемпинговые пошлины не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения.
Итак, основными этапами интеграционного процесса является: преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, что означает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран и дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики нием…. надгосударственных органов управления. Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений большинство из них находятся ранних стадиях становления.
Интеграционные процессы в экономике стран СНГ
Одним из важных приоритетов внешней политики Беларуси являются отношения с государст- вами-партнерами по Содружеству Независимых Государств и интеграционные процессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российской Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших советских республик отличились высокой степенью интегрированное даже в сравнении с европейским союзом. В девянос тые годы в межреспубликанский оборот поступало примерно 20% ВВП, тогда как в странах ЕС - лишь 14%. Из Беларуси вывозилось около 80% всей произведенной продукции. Промышленность республики сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потребности республик бывшего Советского Союза. Это в дальнейшем и предопределило интеграционные направления развития республики Беларусь.
В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участники СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргыстан, Узбекистан, в 1993 г. - Азербайджан, Грузия.
На период с 1991 по 1994 гг. в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза. Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:
– страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;
– страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество: на долю стран СНГ приходится 16,3% территории земного шара; 10% промышленного производства; разведанные запасы нефти в россии составляют 13% мировых, в Азербайджане - более 10%; в России сосредоточено около 35% мировых роесурсов природного газа, вместе в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане - почти 20% и т.д.;
– выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ происходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;
– относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.
Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз. Первоначально основное внимание уделялось решению социальных проблем различного рода: безвизовый режим, учет трудового стажа, пенсии, социальные пособия, взаимное признание документов и т.д. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзитного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики в различных отраслях, разрешения хозяйственных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития экономической интегрированно- сти несколько уступают вышеизложенным процессам.
Во внешнеторговом обороте Беларуси доля стран СНГ уменьшилась примерно до 60% в настоящее время.
Следует отметить, что основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:
– различные модели социально-экономического развития стран;
– разная степень рыночных преобразований;
– неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах;
– несогласованность проводимой отдельными странами таможенной, налоговой политики и т.д.
Несмотря на то, что в последние годы между бывшими советскими республиками устанавливались и сейчас преобладают двусторонние экономические отношения, на постсоветском протранстве в рамках СНГ возникли объединения отдельных государств (союзы, партнерства, альянсы): Союз Беларуси и России – «двойка»; Таможенный Союз Беларуси, России и Казахстана – «тройка»; Организация Центрально-Азиатского Сотрудничества Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (ОЦАС) – «четверка»; альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – «ГУАМ».
Эти «разноформатные» и «разноскоростные» интеграционные процессы отражают сложившиеся реалии в постсоветских государствах, интересы лидеров и части формирующейся национально-политической элиты постсоветских государств.