Особенности и барьеры в межличностных коммуникациях

Сущность и виды коммуникаций

Управление современным предприятием требует постоянно­го обмена информацией с внешней средой, с объектом управле­ния и внутри его. Такой обмен информацией в отличие от пере­дачи данных получил название в менеджменте коммуникации или связующего процесса. Термин "коммуникация" происхо­дит от английского communicate, что означает передавать, сооб­щать.

Основная цель коммуникационного про­цесса сводится к обеспечению понимания информации, которая является предметом обмена.

Коммуникации могут осуществляться:

А) Внешнеорганизационные.

Б)Внутриорганизационные:

1.Коммуникации между организацией и средой.

2.Коммуникации между уровнями и подразделениями.

2.1. Коммуникации по нисходящей линии.

2.2. Коммуникации по восходящей линии.

3.Коммуникации между различными подразделениями.

4.Коммуникации между руководителем и подчиненным.

5.Коммуникации с неформальными группами.

Элементы и этапы коммуникационного процесса

Коммуникационный процессможно представить как сово­купность базовых элементов, обеспечивающих передачу сообщений компонентов:

1. Отправитель(коммуникатор) - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию, выбирает канал для передачи, кодирует сообщение и передает.

2. Сообщение - это информация, которую передает отпра­витель получателю. При этом сообщение может передаваться в вертикальной, т.е. словесной форме, невертикальной (жес­ты, мимика или графические изображения), а также может быть закодировано, т.е. преобразовано в систему знаков, им­пульсов.

3. Канал- это средство передачи информации. Обычно в их качестве выступают средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) и межличностные каналы - непосредственно личностный обмен сообщениями между отправителем и получателем информации.

4. Получатель(реципиент) - лицо, которому предназначена информация.

При обмене информацией отправитель и получатель прохо­дят несколько взаимосвязанных этапов:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование информации и формирование сообщения. Для передачи сформулированной идеи, отправитель должен закоди­ровать ее с помощью символов, понятных получателю, придав ей определенную форму. Наиболее часто используемыми символами являются слова, жесты, графики и т.п., что превращает идею в сообщение.

3. Выбор канала связи и передача информации.Для отправки сообщения отправитель должен выбрать канал связи, совмести­мый с типом символов, используемых для кодирования. К наибо­лее часто используемым каналам относятся: телефон, факс, пере­дача речи и письменных материалов, электронные средства свя­зи, включая компьютерные связи, электронную почту и т.д.

4. Декодирование.После передачи сообщения отправителем получатель декодирует ее, т.е. переводит символы отправителя в мысли получателя.

Однако в результате различного рода помех и искажений (шум) получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщения. Для повышения эффективности обмена информацией, компенсации негативных искажений, в коммуникациях используется обратная связь.

5. Обратная связь- это ответная реакция получателя на сооб­щение. Другими словами обратная связь - это реакция на то, что услы­шано, прочитано и увидено.

Особенности и барьеры в межличностных коммуникациях

Межличностная коммуникация обладает рядом отличительных от массовой и специализированной коммуникации характеристик, которые следует учитывать менеджеру в его профессиональной деятельности.

Межличностная коммуникация всегда более оперативна и достигает получателя при минимуме помех. Она более избира­тельна, что позволяет сразу выходить на нужного респондента. Такая коммуникация чаще более свободна от регламентирующих форм и рамок общения. При личном общении эффект вос­приятия усиливается за счет обаяния говорящего, тембра его голоса, мимики, жестов. При этом открываются хорошие воз­можности для использования эффекта обратной связи, так как по интонации, характеру вопросов опытный собеседник получа­ет возможность корректировать сообщение в процессе его пере­дачи. Однако процесс коммуникации со специализированной аудиторией протекает значительно сложнее, так как состав ауди­тории обычно состоит из разнохарактерных и разнонастроенных людей.

На пути эффективности межличностных коммуникаций воз­никают серьезные преграды, обусловленные восприятием.Люди воспринимают одну и ту же информацию по-разному, в зависи­мости от опыта, образования, потребностей, эмоционального со­стояния и социальных установок.

Другая часть проблем межличностных коммуникаций свя­зана с так называемыми семантическими барьерами.Они име­ют место в том случае, когда слова - символы, используемые для кодирования информации, могут иметь разные значения для людей разных профессий, социального статуса, должностей и т.д. Задача коммуникации, сводится к обеспечению понима­ния при обмене информацией.

Семантика(от греческого semantikos - обозначающий) изучает способ использования слов и значений, передаваемые словами.

Одним из условных обозначений межличностных коммуни­каций встречаются невербальные символы,например, выра­жение лица, позы, жесты способны существенно изменить смысл произносимых слов. Часто невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усилить или изменить смысл произносимых слов.

Барьером в межличностных коммуникациях может служить плохая обратная связь.Как известно, обратная связь важна, так как дает возможность установить, действительно ли сооб­щение, принятое получателем, воспринято в изначально придавшемуся ему смысле.

Важным моментом повышения эффективности межличност­ных коммуникаций является совершенствование искусства общения.

В процессе научной и практической деятельности выработаны определенные рекомендации для совершенствования вашего умения по поддержанию межличностных контактов. Основными из них являются: умение слушать, прояснять свои идеи перед началом их передачи, быть восприимчивым к потенциальным проблемам, развивать умения добиться обратной связи, избегать недоразумений и неверных толкований, уважать собеседника и др.

Наши рекомендации