Статистический анализ налогообложения
Статистика налогов – отрасль социально-экономической статистики, основными задачами которой являются:
- обеспечение сбора полной, достоверной и адекватной информации для характеристики выполняемых налоговой системой функций;
- создание информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними пользователями при формировании доходов бюджетной системы и разработке мер по обеспечению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
- формирование информационного обеспечения для статистического анализа и управления социально-экономическими процессами;
- совершенствование методологии статистического наблюдения за процессами, происходящими в налоговой сфере, выявление складывающихся закономерностей.
Налоги представляют собой безвозмездные, обязательные платежи (сборы), взимаемые с физических и юридических лиц государственными структурами для обеспечения государственных и общественных интересов. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке.
В статистическом анализе используются такие понятия, как база налогообложения, объект налогообложения, налоговое событие.
База налогообложения представляет собой некую базовую стоимостную величину, подлежащую налогообложению. База налогообложения предполагает наличие установленной величины налога (налоговой повинности), объекта налогообложения в виде юридических или физических институциональных единиц, а также так называемое налоговое событие.
Статистика с помощью определенных методов оценивает стоимостную величину объекта налогообложения, что очень важно для налоговых органов.
Налоговое событие - это та ситуация, которая влечет за собой уплату налогов (поставка товара, получение наследства, инкассация денег и т.д.).
Налоги можно рассматривать с функциональной и экономической точек зрения.
В зависимости от выполняемых налогами функций их можно подразделить на персональные (зависимость от уровня платежеспособности физических лиц), реальные (момент акта покупки-продажи), прогрессивные (растущие по мере увеличения базы налогообложения в зависимости от облагаемого минимума), пропорциональные и фиксированные.
По экономическому содержанию налоги можно подразделить на прямые (взимаются непосредственно с личных доходов граждан или их имущества) и косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу).
Прямые налоги напрямую связаны с доходами налогоплательщиков, сокращая их номинально, так как берутся непосредственно с заработной платы, прибыли, ренты, земли, дома, ценных бумаг налогоплательщика, и уклониться от них достаточно сложно.
Косвенные налоги не связаны непосредственно с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика, поэтому теоретически от них можно уклониться, если отказаться от приобретения товара или услуги.
Косвенные налоги могут иметь твердые ставки (налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги) и долевые ставки (налог берется, как правило, в виде какого-то процента от цены товара). Разновидностью косвенных налогов являются акцизы (налог на однородный высокорентабельный товар массового потребления). Косвенные налоги являются очень важным источником наполнения государственной казны.
Для социально-экономической политики государства косвенные налоги выполняют несколько важнейших функций: фискальную (очень выгодны долевые налоговые ставки, так как при увеличении цены товара автоматически увеличивается размер налога), регулирующую (влияют на потребительский спрос), структурирующую (с помощью налога с оборота, налога на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.).
В СНС налоги разделены на две группы:
- текущие (регулярные);
- капитальные (единовременные).
Классификация текущих налогов включает в себя следующие группы:
- налоги на производство и импорт;
- налоги на доходы и имущество.
Статистика учитывает и такой важный момент, что в целом налоги могут оказывать влияние и на распределение власти между различными уровнями управления.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог.
Налог на добавленную стоимостьНдс рассчитывается как разница между объемом реализации товаров Qт и стоимостью закупок у поставщиков Sп :
(16.2)
Налоговая база Ндс очень устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат.
Налог на прибыль предприятий и организаций Нпр поддерживает равновесие в стране и регулирует фонд оплаты труда. Величина облагаемой прибыли ПРоб включает сумму величин валовой прибыли ПРв и разницы между величиной превышения расходов на оплату труда Рпр и нормируемой величиной расходов на оплату труда Рн :
(16.3)
Подоходный налог с физических лиц также является важным источником доходов государства, поскольку он взимается на принудительной основе со всех граждан, занятых в народном хозяйстве.
К обязательным региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения. Другие налоги вводятся по усмотрению региональных властей.
К налогам местных органов власти (муниципальным и районным) можно отнести налоги на жилище, застроенные и незастроенные участки земли, доходную деятельность.
Исходными для налоговых доходов являются два фактора:
- изменение налоговой базы (Бн).
- изменение налоговой ставки (Сн).
Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой базы (ПрНб), можно рассчитать по формуле
(16.4)
Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки (ПрНс), рассчитывается по формуле
(16.5)
где Бн1 и Бн0 - размер налоговой базы в отчетном и плановом (базисном) периодах; Сн1 и Сн0 - уровень налоговой ставки в отчетном и плановом (базисном) периодах.
С помощью данного статистического расчета исчисляются суммы налоговых доходов по определенным видам налогов.