Международное регулирование

Охрана прав на изобретения, промышленные образцы и товар­ные знаки — предмет активного международного регулирования. Основным международным, соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов рати­фицирован страной. Участники Конвенции образуют так называе­мый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).

Парижская конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных об­разцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международ­ного промышленного образца и международного товарного знака.

Основными положениями Конвенции являются:

· принцип национального режима;

· право конвенционального приоритета;

· принцип предотвращения злоупотреблений, связанных с осу­ществлением исключительного права, предоставляемого патентом. Принцип национального режима предусматривает предоставле­ние гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет пре­доставляться в будущем гражданам этой страны и фирмам законодательством данного государства. Охрана предоставляется также граж­данам государств, не входящих в Парижский союз, если они посто­янно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.

Право конвенционального приоритета означает, что заявка, по­данная в стране — участнице Конвенции, обладает приоритетом в течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положе­ние наиболее часто применяется на практике и имеет особое значе­ние, поскольку при патентовании изобретения за границей вопрос о его новизне осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, уже не является новым и, следовательно, непа­тентоспособно в другой стране. Страна, обладающая правом кон­венционального приоритета, может запатентовать изобретение од­новременно в ряде государств.

Это право дает также преимущество при патентовании изобрете­ний за границей: срок приоритета для патентования изобретений со­ставляет один год, т.е. заявка может быть подана через 10—11 меся­цев после подачи заявки в своей стране. За это время заявитель может определить экономическую целесообразность патентования изобретения за границей, т.е. выявить коммерческие возможности использования изобретения и тем самым решить вопрос о том, оп­равдаются ли расходы по получению патента за границей.

Согласно принципу предотвращения возможных злоупотребле­ний, связанных с осуществлением исключительного права, предо­ставляемого патентом, патентообладатель, получив патент на изобретение в какой-либо стране и обладая исключительным правом, может сам не использовать и не разрешать другим применять это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмот­ренных Конвенцией. Если выдача таких лицензий окажется недо­статочной мерой для предотвращения злоупотреблении, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.

Парижская конвенция регулирует также охрану за границей про­мышленных образцов и товарных знаков. Срок приоритета для патентования промышленных образцов и товарных знаков состав­ляет 6 месяцев.

Ряд стран — участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков, в соответствии с которой в Международное бюро в Женеве должна подаваться заявка на товарный знак, которая направляется в соответствующие ведомства стран-участниц. Если отказа не после­довало, то международная регистрация обеспечивает охрану товар­ного знака во всех странах-участницах. В 1973 г. в Вене был подпи­сан более широкий Договор о регистрации товарных знаков.

В 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной ко­операции, который предусматривает возможность составления и подачи в национальное ведомство международной заявки в тех слу­чаях, когда заявитель желает обеспечить охрану изобретения в не­скольких странах.

Существуют также и региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране —участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенцией 1975 г.) — как патент Сообщества.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЕПО)

Европейская патентная организация (European Patent Organization, ЕРО) была создана на основе Конвенции о выдаче европейских па­тентов, подписанной в 1973 г. и ратифицированной в 1977 г.

Местонахождение — Мюнхен (Германия); отделение — в Гааге (Ни­дерланды); бюро — в Вене (Австрия) и Берлине (Германия).

Европейская патентная система основана на активном сотрудни­честве Европейского патентного ведомства с национальными ведом­ствами договаривающихся государств и предполагает согласование национального патентного права с Конвенцией о выдаче европей­ских патентов.

Европейский патент предоставляет его владельцу патентную за­щиту сроком на 20 лет, так же как и национальный патент, в неко­торых либо во всех договаривающихся государствах.

Европейские патенты могут выдаваться согласно международной заявке, поданной в соответствии с Договором о патентной коопера­ции. Подписанное в 1989 г. 12 государствами — членами Европей­ского сообщества соглашение о патентах Сообщества до сих пор не ратифицировано.

Европейская патентная организация с 1993 г. заключает с госу­дарствами — нечленами ЕПО договоры о распространении действия европейских патентов на их государственной территории при усло­вии, что эти страны имеют собственное патентное ведомство и при­няли закон об охране интеллектуальной собственности. Выданные при таких условиях патенты предоставляют в этих странах такую же защиту, как и европейские патенты ЕПО.

Основными целями ЕПО являются:

выдача европейских патентов;

расширение сотрудничества между европейскими государствами в области охраны изобретений;

усиление патентной защиты благодаря единой процедуре выдачи патентов.

ЕПО имеет следующую структуру:

Европейское патентное ведомство (ЕПВ);

административный совет.

Европейское патентное ведомство выполняет основную задачу ЕПО — выдает европейские патенты.

ЕПВ возглавляет президент, ответственный перед административ­ным советом. Он принимает все необходимые для деятельности ЕПВ меры, включая публикацию сообщений для общественности, распределяет задания между ЕПВ в Мюнхене и отделением в Гааге, если это не определено в Конвенции о выдаче европейских патентов, подготавливает проект бюджета, предоставляет административному совету отчет о деятельности ЕПВ и имеет право делегировать свои полномочия другим органам и лицам. ЕПВ разделено на пять гене­ральных дирекций (поиск, экспертиза, жалобы, международное пра­во, администрация), каждую из которых возглавляет вице-президент.

Административный совет — законодательный орган, состоит из представителей договаривающихся государств и их заместителей. К работе могут привлекаться также советники и эксперты. Административный совет собирается раз в год, он может быть также созван в любой момент по требованию президента или трети договаривающихся государств. Он утверждает бюджет, а также вправе изменять сроки, предусмотренные Конвенцией о выдаче европейских патентов, и вносить изменения в регламент ее реализации, статус служащих, регламент сбора пошлин и др.

ЕПО финансируется за счет взносов договаривающихся государств и собственных средств (процедурные сборы и 50% сборов, полагаю­щихся национальным ведомствам за европейские патенты).

До выдачи патента проходит немного более трех лет (регламен­том предусматривается соблюдение определенных сроков).

Процесс оформления патента включает три фазы:

1) Гаага, Берлин: подача заявки, ее формальная проверка, патент­ный поиск, публикация заявки и результатов патентного поиска;

2) Мюнхен: содержательная экспертиза — выдача или отказ в вы­даче патента;

3) Мюнхен: возражение третьей стороны против выдачи патента, подача жалоб на решение первой инстанции, их проверка и вынесе­ние окончательного решения.

Принятая в 1988 г. европейская политика в области патентной информации, основанная на не ориентированном на получение при­были принципе за распространение информации, обеспечивает доступ к техническим знаниям, содержащимся в европейских па­тентных документах, прежде всего для широкой общественности и малых и средних предприятий, посредством информационной дея­тельности договаривающихся государств.

ЕПО тесно сотрудничает с Европейским Союзом и другими меж­дународными организациями. Всемирная организация интеллекту­альной собственности предпринимает усилия по унификации важнейших аспектов патентного права Европы, Японии и США. Целями трехстороннего сотрудничества ЕПВ, Японского патентно­го ведомства и Бюро патентов и товарных знаков США являются гармонизация различных аспектов патентного права и регулярное взаимодействие в ходе реализации проектов по автоматизации па­тентной информации и создания банков данных. ЕПВ развивает отношения со странами Центральной и Восточной Европы, предо­ставляет им техническую помощь. Патентные ведомства ряда этих стран имеют доступ к банкам данных ЕПО.

ЕПО содействует созданию и модернизации патентных систем в развивающихся странах (подготовка кадров и консультирование, предоставление экспертов и документации). Она координирует свои проекты с договаривающимися государствами, Всемирной органи­зацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и другими между­народными организациями.

ЕПВ предоставляет (частично за плату) тексты Конвенции о вы­даче европейских патентов, Руководства для заявителя и других документов, издает ежемесячный «Служебный вестник», еженедельный «Европейский патентный листок», ежегодный отчет, научные моно­графии, а также разнообразный информационный материал на многих языках. Европейская система патентной информации и доку­ментации (European Patent Information and Documentation System, EPIDOC) предлагает патентную информацию из более чем 50 стран (различные банки данных и CD/ROM). Международный центр патентной информации (International Patent Documentation Center, INPADOC) в Вене обеспечивает патентный поиск.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС)

Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) была основана в 1970 г. в ходе реализации Конвенции о создании Всемирной организа­ции интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме в 1967 г. Истоки создания ВОИС восходят к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) и Бернской кон­венции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). ВОИС в качестве специализированного учреждения входит в систему Организации Объединенных Наций.

Местонахождение — Женева (Швейцария). Интеллектуальная собственность охватывает две основные области:

· промышленную собственность, касающуюся прежде всего защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и модели;

· авторские права, в основном на литературные, музыкальные,

художественные, фотографические, кинематографические и аудиовизуальные произведения.

ВОИС управляет объединениями (союзами) государств и догово­рами:

в области охраны промышленной собственности:

Парижский союз (Парижская конвенция по охране промышлен­ной собственности), 1883;

Мадридское соглашение (о борьбе с фальшивыми или вводящи­ми в заблуждение данными об источниках происхождения товара), 1883;

Мадридский союз (международная регистрация товарных знаков), 1891;

Гаагский союз (международное депонирование промышленных образцов или моделей), 1925;

Ниццкий союз (Международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков), 1957;

Лиссабонский союз (охрана данных о происхождении товара и их международная регистрация), 1958;

Локарнский союз (международная классификация промышлен­ных образцов или моделей), 1968;

Договор о патентной кооперации (международная подача и экс­пертиза заявок на изобретения), 1970;

Союз международной патентной классификации, 1971;

Венский союз (международная регистрация товарных знаков), 1973;

Будапештский союз (международное признание депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры), 1977;

Договор Найроби (о защите олимпийского символа), 1981;

в области авторского права и граничащих с ним областей права:

Бернский союз (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений), 1886;

Римская конвенция (о защите прав артистов-исполнителей, про­изводителей фонограмм и радиовещательных организаций), 1961;

Женевская конвенция (об охране интересов производителей фо­нограмм от незаконного воспроизведения их продукции), 1971;

Брюссельская конвенция (о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники), 1974;

другие:

Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальных произведении), 1989.

Основными целями ВОИС являются:

охрана интеллектуальной собственности во всем мире посредст­вом сотрудничества между государствами и международными орга­низациями;

расширение административного сотрудничества между союзами в области интеллектуальной собственности;

ВОИС выполняет следующие функции:

заключение новых международных договоров и работа по совершенствованию национального законодательства в области поощрения охраны интеллектуальной собственности во всем мире;

предоставление технической помощи развивающимся странам;

сбор и распространение информации;

поддержка при одновременном получении прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы или модели в нескольких странах.

Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся чле­ном одного из двух (Парижского или Бернского) союзов, а также любое государство, являющееся членом ООН, одного из специализированных учреждении ООН или МАГАТЭ либо участником Статута Международного суда или приглашенное Генеральной ассамблеей ВОИС присоединиться к Конвенции о создании ВОИС.

ВОИС имеет следующую структуру:

1) три административных совета:

Генеральная ассамблея;

Конференция;

Комитет по координации;

2) другие органы:

Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности;

международное бюро.

Генеральная ассамблея состоит из государств — членов ВОИС, являющихся также членами Парижской или Бернской конвенции. Она собирается раз в два года и может быть созвана также на чрез­вычайные сессии. Генеральная ассамблея принимает совместный бюджет для всех союзов сроком на два года.

Конференция объединяет всех членов ВОИС независимо от их принадлежности к союзам. Она утверждает двухлетний бюджет, обсуждает вопросы интеллектуальной собственности, представляю­щие общий интерес, и может давать рекомендации с учетом компе­тенции и независимости союзов.

В Комитет по координации входит 51 государство — член ВОИС, являющееся членами исполнительных комитетов Парижского и/или Бернского союзов, а также Швейцария. Члены Комитета решают административные и финансовые вопросы, подготавливают проект повестки дня конференции и ее бюджет, предлагают Генеральной ассамблее кандидата на пост генерального директора и выполняют другие задачи, поставленные перед ними Конвенцией о создании ВОИС.

Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собст­венности реализует в рамках ВОИС тесное сотрудничество государств, особенно национальных и региональных служб этих государств во всех сферах патентной информации. В комитет входят государства-члены Договора о патентной кооперации и Союза международной па­тентной классификации, а также государства — члены Парижского союза, специально выразившие желание войти в состав Комитета.

Международное бюро является секретариатом ВОИС и союзов и действует под контролем государств-членов. Оно организует кон­ференции и совещания, готовит доклады, документы и планы по углублению международного сотрудничества, реализует проекты, собирает и распространяет информацию, а также организует работу пяти международных регистрационных служб (патенты, товарные знаки, промышленные образцы или модели, обозначение происхож­дения товара, аудиовизуальные произведения). Бюро возглавляется генеральным директором, избираемым Генеральной ассамблеей на шесть лет с возможным продлением срока полномочий. Генераль­ный директор выполняет функции службы депонирования для всех управляемых ВОИС международных договоров.

Основными источниками финансирования бюджета международ­ного бюро являются взносы государств-членов и сборы за междуна­родные регистрационные услуги.

В сфере промышленной собственности ВОИС проводит консуль­тации, подготовку кадров, обеспечивает информацией и материалами развивающиеся страны с целью поощрения развития изобретательст­ва, создания благоприятных условий для приобретения запатентован­ных технологий, повышения конкурентоспособности в международ­ной торговле посредством улучшения охраны товарных знаков, об­легчения доступа к техническим знаниям, содержащимся в патентной документации.

В сфере авторского права ВОИС поощряет создание литературных и художественных произведений и пытается упростить процедуру приобретения прав на литературные и художественные произведе­ния, принадлежащие иностранным гражданам.

ВОИС издает периодические издания «Industrial Property», «Copyright» (английское, французское и испанское издания), а так­же публикует научные исследования и тексты семинаров. О техни­ческих вопросах информируют «РСТ Gazette» (раз в две недели), «Les Marques Internationales» (ежемесячно) и «International Designs Bulletin» (ежемесячно).

Наши рекомендации