Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция — процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между компаниями.

Международная экономическая интеграция — мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок.

Международная экономическая интеграция развивается по следующим направлениям:

• интернационализация производительных сил;

• интернационализация международного разделения труда,

• международное перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической деятельности в различных странах;

• развитие сферы услуг;

• международный обмен научно-техническими знаниями;

• международная миграция рабочей силы;

• международное сотрудничество, направленное на решение глобальных проблем современности.

Международная экономическая интеграция - объединение экономик в единый хозяйственный комплекс, имеющее в качестве основных результатов:

• образование целостных межгосударственных хозяйственных комплексов;

• наличие наднациональных или межгосударственных институтов управления;

• единую валютную систему (ЕВРО: Италия, Франция, Германия, Голландия, Испания, Австрия, Бельгия);

• единую социально-экономическая инфраструктуру,

• общие финансовые фонды.

Движущая сила международной экономической интеграции — фирмы, заинтересованные в достижении оптимального масштаба деятельности.

Организация международной экономической интеграции имеет следующие преимущества для экономики:

• снижение издержек производства и сбыта товаров и услуг;

• расширение рынков сбыта, что создает предпосылки для оживления международной торговли;

• растущая емкость рынка, что позволяет увеличивать расходы на НИОКР;

• реорганизация товаров и услуг и, как следствие, оживление экономики.

Преимущества экономической интеграиии для членов:

• отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране;

• рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба;

• рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров.

Основная проблема для стран - участниц международной экономической интеграции - определение допустимых пределов делегирования экономического и политического суверенитета в коллективное пользование.

Возможны 4 главные формы международной экономической интеграиии:

• зона свободной торговли;

• таможенный союз;

• общий рынок;

• экономический и валютный фонд.

Первые 3 формы международной интеграции в данном списке охватывают сферу обмена и организовывают равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов. Последняя же форма подразумевает организацию высокоразвитых, прочных, долговременных внешнеэкономических и политических связей между странами - членами договора.

Зона свободной торговли - начальная форма экономической интеграции, при которой отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины для стран - участниц интеграционной группировки (иногда таможенные пошлины только снижаются).

Основные положения соглашений организации зо свободной торговли:

• обязательства сторон не превышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры

• возможность дополнительных соглашений, при которых стороны могут расширить на определенный срок при взаимосогласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер.

Таможенный союз - форма более близкого сотрудничества для которой свойственны положения зон свободной торговли, а также установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Основные приниипы организации таможенного союза:

• скоординированная внешнеторговая политика в области таможенно-тарифных правил и процедур;

• более привлекательные условия для иностранных инвесторов;

• возможность введения единой конвертируемой валюты и функционирования расчетной денежной системы.

При возникновении более высокого тарифа на товар по сравнению со средневзвешенным страны-участницы ограничивают внешние источники с целью развития внутрисоюзных ресурсов.

При возникновении тарифа на товар ниже средневзвешенного страны-участники устанавливают условия для усиления конкуренции с целью создания стимулов для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции.

Недостаток таможенного союза — ослабление уровня торговли со странами, не входящими в союз.

Общий рынок — форма дальнейшей интеграции стран с подписанием договора, знаменующего "4 свободы" пересечения границ:

• для товаров;

• услуг;

• капиталов;

• рабочей силы.

Экономический и валютный союз — высшая форма организации мировой экономической интеграции, при которой договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Макроэкономические процессы в современном мире свидетельствуют о постепенном сближении экономик всего мира, стирании национальных границ, стремлении развитых государств к единому валютному и таможенному пространству, к единым стандартам макроэкономического регулирования.

Наши рекомендации