Под руководством преподавателя

Требования к уровню освоения содержания дисциплины определяются тем, что профессионализм в работе юриста зависит от уровня его общей и правовой культуры, личного мастерства, которые приобретаются студентами в процессе обучения в стенах ВУЗа. Изучение курса «Исполнение судебных актов» невозможно без тщательного ознакомления с исполнительным процессуальным законодательством и нормами материального права, подлежащими применению при принудительном исполнении отдельных видов исполнительных документов. Важное значение имеет самостоятельное изучение студентами правоприменительной (судебной, прокурорской, и др.) практики и получение практических навыков. Теоретические знания должны быть подкреплены монографическими источниками.

Важным методом изучения дисциплины «Исполнение судебных актов» является лекция, которая служит организующим и ориентирующим началом работы студентов. На лекциях, особенно с применением мультимедийных средств обучения, студентам прививается интерес к изучаемому предмету, указываются и анализируются наиболее сложные и трудные вопросы, основные теоретические положения, даются рекомендации по самостоятельному изучению предмета.

Семинарские занятияпроводятся с целью усвоения лекционного теоретического материала, углубления и расширения познаний студентов, обучения умению правильно избрать закон, подлежащий применению к соответствующим процессуальным отношениям. Кроме того, практические занятия проводятся с целью научить самостоятельно рассуждать, аргументировать теоретические положения, делать самостоятельные выводы и отстаивать собственную точку зрения.

Важной составляющей обучения студентов является самостоятельная работа, включающая изучение теоретических трудов, учебных пособий, законодательства и судебной практики.

В результате изучения курса студенты также должны научиться разрабатывать документы процессуального характера, например, такие как заявления, ходатайства, жалобы и др. Прежде чем изготовить проект процессуального документа необходимо изучить требования к этому процессуальному документу, установленные законодательством об исполнительном производстве. Если существует возможность, можно ознакомиться с формой процессуального документа в реальных условиях (у практических работников), либо в сборниках процессуальных документов.

Для оптимальной подготовки студента по каждой теме изучаемой дисциплины даются рекомендации и разъяснения, а также предлагается перечень рекомендуемой литературы.

При этом искать литературу по теме студент может сам в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотек, так и обратившись к преподавателю (лектору или преподавателю, ведущему семинарские занятия).

Информационно-технологическое обеспечение изучения дисциплины «Исполнение судебных актов» осуществляется посредством активного внедрения практики работы со справочно-информационными системами «Гарант», «Консультант», содержащими действующие редакции законов, составляющих нормативную базу курса, а также государственной автоматизированной системой «Правосудие», предоставляющей возможность широкого применения эмпирического материала судов общей юрисдикции.

Подготовка к занятиям, написание контрольных и магистерских работ может производиться при помощи ЭБС «ИНФРА-М», функционирующей в Интернет-зале библиотеки ЦФ РАП и содержащей актуальные учебники, учебные пособия и монографии по вопросам исполнения судебных актов.

Учитывая незначительное количество часов аудиторных занятий по данной учебной дисциплине, большое значение имеет самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

Целями самостоятельной работы студентов являются:

− систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов;

− формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

− формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

− развитие исследовательских умений.

Поэтому при самостоятельной подготовке к аудиторным занятиям или изучении отдельных тем курса следует использовать следующий алгоритм работы.

Подготовку следует начать с подбора литературы: нормативные материалы (законы, подзаконные нормативные акты), акты судебных органов, лекционный материал (если имеется), учебники и учебные пособия, комментарии к федеральным законам, монографические работы, статьи, тезисы и др. В любом случае для изучения темы не следует ограничиваться только лишь лекциями.

Уровень подготовки студента не всегда позволяет ему правильно разобраться в содержании той или иной нормы. Поэтому, одним из наиболее эффективных источников самостоятельной подготовки являются комментарии к действующему законодательству.

Лекции необходимо внимательно изучать, т.к. в них отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находят отражение широкий спектр вопросов, а также некоторые вопросы по теме, не освещенные в лекциях, но которые позволяют в большей мере иметь представление о рассматриваемых вопросах. Учитывая, что учебным планом предусмотрено всего две лекции (4 часа), основной упор при подготовке как раз необходимо делать на учебную и справочную литературу.

В настоящее время наука исполнительного права достаточно широко представлена в литературных изданиях, перечень которых приводится в списке литературы по каждой теме. Для более глубокого изучения сущности и содержания правовых явлений необходимо при самостоятельной подготовке использовать монографическую литературу, статьи, посвященные отдельным правовым институтам. При этом искать литературу по теме студент может сам в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотек, так и обратившись к преподавателю.

При подготовке задания следует ознакомиться с публикациями в журналах «Арбитражный и гражданский процесс», «Современное право», «Российская юстиция», «Исполнительное право», «Практика исполнительного производства». Возможно использование интернет-ресурса (Официальный сайт ФССП России http://www.fssprus.ru).

По некоторым темам при подготовке к семинарским занятиям следует использовать постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, разъясняющие порядок толкования и применения федеральных законов. Перечень таких постановлений дается в списке литературы по каждому занятию.

Следует иметь в виду, что нередко вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии, носят дискуссионный характер. С целью выяснения различных точек зрения по таким вопросам рекомендуется изучить несколько источников.

При самостоятельной подготовке не надо учить наизусть вопрос (кроме определений правовых понятий, которые нужно знать), необходимо понять его и уметь раскрыть его содержание в доступной для других форме. Для этого рекомендуется ответ предварительно повторить.

Если при самостоятельном изучении определенной темы у студента возникнут затруднения, вопросы, то следует обратиться к преподавателю за разъяснением (на консультации, до начала семинарского занятия).

Самостоятельное решение задач. Приступая к решению задач, необходимо изучить все теоретические вопросы темы. Решение задач имеет целью закрепить теоретические знания и выработать навыки практического применения полученных теоретических знаний. Следует внимательно прочитать условия задачи, обращая внимание на все детали условия задачи. При решении задач, в основном, обязательным является использование нормативных актов, в противном случае решение будет неполным.

Решение должно быть четким, исчерпывающим и по возможности кратким. Помимо ссылки на конкретную норму следует раскрыть ее содержание и действие применительно к конкретной ситуации, приведенной в задаче.

При решении задач необходимо в первую очередь обращать внимание на процессуальные вопросы и не углубляться в поиск ответов, касающихся норм материального права.

При решении задачи в письменной форме (для решения задач студент должен завести специальную тетрадь) необходимо ответить на все поставленные в задаче вопросы с обязательной ссылкой на норму закона.

Внеаудиторное написание процессуальных документов. Прежде чем изготовить проект процессуального документа необходимо изучить требования к этому процессуальному документу, установленные федеральными законами. Если существует возможность, можно ознакомиться с формой процессуального документа в реальных условиях (в материалах гражданских дел, у практических работников), либо в сборниках процессуальных документов.

Процессуальный документ составляется (в отдельной тетради) студентом самостоятельно применительно к условиям задачи, либо к выбранной им ситуации.

Наши рекомендации