России надо активнее пользоваться своими правами
Текст: Владимир Чикин
03.09.2013, 00:43
Версия для печати
Основным стимулом для вступления России в ВТО являлась возможность доступа на рынки иностранных государств и защиты своих интересов в рамках системы разрешения споров ВТО. Сейчас действует около ста ограничительных мер, введенных в том числе государствами - участниками ВТО в отношении российских товаров и производителей. Это различные торговые барьеры, антидемпинговые и защитные пошлины и т.д.
Тем не менее пока Россия предпочитает использовать тактику защиты (на внутреннем рынке), а не нападения (в рамках международных торговых разбирательств). За прошедший год в ТС проведено несколько специальных защитных и антидемпинговых расследований, активно используются различные торговые барьеры, чему свидетельство - очередной этап торговой войны с Украиной.
В течение года присутствия России в ВТО было всего одно знаковое событие. В июле этого года ЕС подало в суд ВТО иск против России по поводу утилизационного сбора на автомобили. Этот факт интересен тем, что обычно по традиции в течение трех лет никто не подает иск в суд на "новичка". А в отношении России было сделано исключение. Почему ЕС так сделало? По мнению ЕС и Японии, которая позднее присоединилась к иску, Россия нарушила свои обязательства по снижению пошлины и должна отменить незаконную меру.
Напомним, в марте 2005 года началась реализация проекта по промышленной сборке автомобилей в России. Проект дает возможность автопроизводителям ввозить зарубежные автокомпоненты практически беспошлинно и из этих автокомпонентов собирать автомобили в России, при этом автомобили также не облагаются пошлинами. В результате большинство иностранных автокомпаний организовали производство автомобилей в России.
Параллельно с реализацией программы возрождения автопрома Россия вступила в ВТО. И оказалось, что проекты, по которым предоставляются таможенные льготы в обмен на инвестиции, противоречат соглашению ВТО о Trade Related Investments Measures (TRIMS).
В результате получилось так, что Россия приняла на себя взаимоисключающие обязательства. Как вариант - выйти за пределы системы. Юридически это означает - создать такие правовые нормы, которые смогли бы обеспечить неизменность правовых условий для автопрома и при этом не противоречили бы обязательствам перед ВТО. Решение было найдено в утилизационном сборе.
Иск ЕС и Японии строится на презумпции, что утилизационный сбор фактически имел цель компенсировать снижение пошлины, которое произошло сразу по вступлении России в ВТО. Доказательством этому служит тот факт, что отечественные производители были сразу освобождены от его уплаты при соблюдении некоторых условий, а импортеры иностранных автомобилей такое освобождение получить не могли в принципе. Также размер утилизационного сбора был определен расчетным путем в сумме, примерно равной сумме снижения ввозной таможенной пошлины. Таким образом, есть основания полагать, что Россия после присоединения к ВТО нарушила свои обязательства по снижению пошлин. Данные обстоятельства вызвали озабоченность ЕС. В результате переговоров между ЕС и Россией была достигнута неофициальная договоренность о распространении утилизационного сбора на отечественных производителей, но эта договоренность исполнена не была, ведь нельзя же считать проект федерального закона, распространяющий обязанность по уплате утилизационного сбора на всех - импортеров и отечественных производителей без ограничений, - выполнением обязанности. Госдума не успела принять этот закон и ушла на каникулы. Между тем в ЕС дождались окончания весенней сессии Госдумы и сразу подали иск. Итак, суд. Предположим, Россия его проиграет. В таком случае нам рекомендуют либо отменить утилизационный сбор, либо распространить его на всех. Очевидно, что второй вариант более вероятен. А если этого сделано не будет, тогда ЕС получит возможность ввести компенсационную пошлину в отношении любых товаров российского происхождения. Более вероятно внесудебное развитие событий, а именно принятие Россией упомянутого выше закона, без какого-либо решения третейской группы ВТО. В этом случае основание для иска отпадет и процесс будет прекращен. А если Россия выиграет суд, тогда все останется так, как оно есть сейчас: ввозные пошлины будут снижаться по графику, а утилизационный сбор либо останется неизменным, либо будет увеличиваться обратно пропорционально снижению пошлин.
Полагаю, что в ближайшие два-три года Россия должна инициировать хотя бы один иск в орган по разрешению споров ВТО с обжалованием защитных или антидемпинговых мер в отношении товаров российского происхождения. Это было бы правильно с точки зрения формирования положительной репутации, имиджа России. Это бы означало, что мы умеем грамотно работать в рамках правового поля ВТО. Отмечу, что такие иски (против специальных защитных, антидемпинговых пошлин) лучше подавать в определенные периоды времени. Иными словами, должен сложиться "пазл" - время, интересы отечественного производителя, возможности государства.
Положительный эффект от корпоративных слияний проявляется примерно через три года или не проявляется никогда. Можно предположить, что положительный результат от присоединения России к ВТО можно ожидать лет через пять-шесть.
Основной целью ВТО является обеспечение свободной конкуренции всех производителей по всему миру. Если идти в русле правового поля ВТО и активно отстаивать свою позицию, рано или поздно, скорее - рано, Россия все-таки станет полноправным игроком на мировой арене. Надо просто активнее пользоваться теми правами, которые у нас есть.