Сбережения и накопления в мировом хозяйстве. Роль . Динамика. Прибыли.
Сбережения представляют собой разницу между располагаемыми доходами или расходами или балансирующую статью счета текущих поступлений и текущих выплат. Капиталовложения – поддержание и увеличение производственных и непроизводственных фондов. G (прирост ввп) = сбережения / капиталовложения. Уровень сбережений оказывает большее влияние на экономический рост с высоким и средним уровнем дохода на душу населения.
Сбережения и накопления находятся в неразрывной взаимосвязи. Сбережения обычно предшествуют накоплению и представляют собой формирование денежного капитала, важную роль в процессе образования которого играют кредитные учреждения.
Уровень мировых сбережений резко менялся в последние три десятилетия: повышался в 50—60-егг., в70-е гг. резко возрос (энергетический кризис) и значительно снизился в 80-е годы. Норма мировых сбережений: 23% в 1960—1972 гг., 25% — в 1973—1980, 23,3% — в 1981—1990 гг. В 2000-2006 гг. норма сбережений — 23,4%. Понижение связано с их сокращением в государственном секторе индустриальных стран. В развитых странах – 20%, госсектор – с 4% до 2%.
В противоположном направлении развивался процесс сбережений в развивающихся странах, где норма сбережений увеличилась с 19% в 1970 г. до 23,3% в 1977—1984 гг. и до 26,3% в 1990—2000 гг. В восточноевропейских странах уровень снизился.
Изменения в динамике мировых капиталовложений соответствовали движению экономического цикла: они повышались в периоды подъемов и снижались во время спадов.Из-за увеличения реальных учетных ставок уровень капит-вл. поднялся с низкой до очень высокого уровня, который сохранялся до середины 90-х годов.
В мировом хозяйстве как целом уровни сбережений и капиталовложений идентичны. Формально они образуются независимо друг от друга. Капиталовложения, которые не обеспечиваются собственными сбережениями инвесторов, финансируются сбережениями других секторов. Следовательно, любое увеличение нормы мировых капиталовложений обеспечивается перераспределением доходов частного сектора или правительств от потребления в пользу накопления.
На национальном уровне сбережения и капиталовложения различаются. Если уровень капиталовложений в стране больше внутренних сбережений, то используются иностранные сбережения. Перевод средств – международная финансовая система (страна увеличивает затраты несмотря на маленький нацдоход).
В промышленно развитых странахобъем сбережений превышает капиталовложения, в развивающихсягосударствахсбережения меньше объема капиталовложений, составляет 97—98% от его уровня. Подобная ситуация существует и в странах с переходной экономикой. Это свидетельствует о том, что в данных подсистемах в финансировании капиталовложений возросла роль иностранного капитала.
Поток иностранного капитала иногда не приводит к увеличению капиталовложений. Иногда иностранный капитал замещает внутренние сбережения. Если импорт капитала растет быстрее, чем страна может его использовать производительно, экономический рост может сокращаться. (1999гг. 3/5 сбережений создавалось в развитых странах, свыше 40%- в развивающихся и 4%- в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы).
Компанииобеспечивают порядка 50% национальных сбережений. У них два внутренних источника капиталовложений и сбережений: амортизация и нераспределенная прибыль. В структуре накопления компаний доля расходов на возмещение потребленного основного капитала (амортизация) довольно стабильна и составляет больше половины инвестиций. Амортизация создает возможности расширения производства и увеличения реального капитала. Компании обеспечивают основную массу капиталовложений в развитых странах (50—80%).
Сбережения домашних хозяйствобеспечивают менее 50% национальных сбережений. В промышленно развитых странах они уменьшились. Эту тенденцию вызвала либерализация потребительского кредита. Во второй половине 80-х годов на их долю приходилось от 9% валовых капиталовложений в Британии до 57% в Италии.
Определенную роль играют сбережения государств. С конца 80-х годов отмечалось их увеличение, что определялось уменьшением потребностей в выпуске государственных займов. В результате достаточно жесткой монетаристской политики дисбалансы бюджетов центральных правительств развитых стран сократились с 4— 10% в 1983 г. до 1—0,8% в конце 90-х годов, у развивающихся стран — до 2,4—4,0% ВВП.