Подготовка и переподготовка персонала в рыночных условиях
Переподготовка кадров предусматривает получение второй рабочей профессии для рабочих или второй специальности для служащих. Необходимость переподготовки связана с конверсией оборонных предприятий и НИИ, освоением новых технологических процессов и совмещением профессий (должностей), где нет полной загрузки рабочего места. В сфере управления переподготовка чаще всего связана с сокращением персонала вследствие избытка инженерных, конструкторских или других специальностей.
Важную государственную программу переподготовки кадров выполняют центры занятости населения. Контингент для обучения: безработные и демобилизованные из Вооружённых Сил. Центры занятости населения через существующие учебные центры обучают безработных новым профессиям по желанию граждан и выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета (2% отчислений от фонда зарплаты предприятий). Программы центров занятости имеют ряд недостатков:
1. Ориентация на краткосрочные курсы обучения продолжительностью 2-3 мес., когда, даже при наличии высшего технического образования, сложно освоить новую специальность бухгалтера или финансиста.
2. Низкая стоимость образовательных программ ,составляющая 20 - 30 дол. в мес. в расчёте на 1-го чел. Подрядчиками таких программ выступают не лучшие образовательные заведения по уровню преподавателей и материальной базы.
3. Ориентация на заказы предприятий, а не на потребности в рабочих и служащих и моделей рабочих мест, т.е. имеет место «латание дыр» в переподготовке персонала.
Эффективное решение проблемы занятости населения предполагает взаимодействие учебных заведений (ВУЗов, ИПК, школ бизнеса) с центрами занятости населения в области переподготовки кадров.
Традиционная система подбора кадров среди незанятого населения по заказам предприятий включает очень огромный перечень характеристик (кадровые данные, квалификация, должность, предприятие, оплата труда) и дают весьма приблизительное решение вопроса занятия вакансий. Дело в том, что сотрудники центров занятости и отделов кадров предприятий не имеют достаточной информации о личности кандидатов и о юс профессиональных знаниях и умениях. Как следствие этого неэффективное занятие вакансий влечет за собой к досрочному увольнению вновь принятых работников, либо рациональному их использованием на предприятиях. Учебные заведения ведут обучение по имеющимся у них типовым программам, не всегда согласованным с реальными потребностями предприятий и заказами центров занятости населения.
Краткосрочные программы обучения от 30 до 200 часов ориентированы больше на повышение квалификации, чем на переподготовку сотрудников по конкретным дисциплинам (экономика, управление, бухгалтерский учёт, операции с ценные бумагами, валютные операции) или по должностям специалистов (бухгалтер, секретарь-референт, предприниматель, менеджер и т.д.). При этом не всегда учитывается уровень знаний слушателей и потребности конкретного предприятия.
Большой просчет в государственной политике занятости был допущен правительством России в 1992-1996 гг. в процессе конверсии оборонных предприятий и НИИ, когда сотни тысяч работников находились в состоянии частичной занятости так как производства были остановлены или загружены незначительно.
В этот период следовало бы направить средства из федерального бюджета на переподготовку кадров так как предприятия не могли сделать это за счет своих средств. В тот же период происходило разрушение государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а это около 150 ФПК и учебных центров.
При решении задач 41 - 42 возникает необходимость определить профессионального обучения, повышения квалификации и увеличения процента выполнения нормы выработки по двум группам рабочих; найти относительную экономию их численности и прирост производительности труда по заводу в результате предполагаемых мероприятий.
Увеличение процента выполнения норм выработки (Р) рассчитывают по формуле:
Рнв = (Рнв2 – Рнв1) / Рнв1, (8.1)
Где Рнв1 и Рнв2 – средний уровень выполнения норм выработки до и после повышения квалификации, в %.
Относительную экономию численности рабочих (Эч) равна:
Эч = ∑ (Чнв - Рнв) / 100, (8.2.)
Где Чнв – численность рабочих той или иной группы
∑ - знак суммирования по группам
Прирост производительности труда (П) рассчитывают по формуле:
П = Эч * 100 / Чср – Эч , (8.3.)
Задача 41
Управление системой профессионального обучения и повышения квалификации работников на предприятии возложено на кадровую службу. Она организует и контролирует ход подготовки и повышения квалификации работников. Используя исходные данные, приведённые в таблице 8.1. и номер своего варианта, дайте на них развёрнутые ответы.
Таблица 8.1. Исходные данные
Номер вариант | Вопрос |
1. Как понимаете подготовка кадров? 2. Переподготовка кадров за рубежом | |
1. Как понимаете переподготовка кадров? 2. Формы повышения квалификации руководителей | |
1. Как понимаете повышение квалификации? 2. Формы повышения квалификации специалистов | |
1. Как понимаете категорию «профессия»? 2. Причины наведения престижа повышения квалификации | |
1. Как понимаете категорию «специальность»? 2. Какова периодичность повышения квалификации работников? | |
1. Как понимаете категорию «квалификация»? 2. Опишите тезисно подготовку кадров за рубежом | |
1. Как понимаете повышение квалификации и рост производительности труда 2. Подготовка специалистов в Германии | |
1. Обучение - основа подготовки специалистов 2. Подготовка специалистов в США Повышение квалификации в специальных учебных задениях | |
1. Повышение квалификации в специальных учебных заведениях 2. Подготовка специалистов в Японии | |
1. Разнообразие современных форм учебного процесса в повышении квалификации 2. Повышение квалификации специалистов во Франции |
Задача 42
На промышленном предприятии для повышения квалификации рабочих одной из массовых профессий была организована школа высокой производительности труда. Используя данные, приведенные в таблице 8.2. и номер соответствующего варианта, определите прирост производительности труда на предприятии за счёт внедрения предлагаемого мероприятия.
Таблица 8.2. Исходные данные