Денежно-кредитная политика и политика регулирования обменного курса
Сокращение импортных тарифов напрямую способствует снижению инфляции, которое будет пропорционально доле импортной продукции в потребительской корзине и масштабу сокращения импортного тарифа. Для России присоединение к ВТО, которое сопровождается сокращением импортного тарифа на 4-5 процентных пункта, по оценкам экспертов может привести к падению инфляции на 1-2 процентных пункта в год.
Однако, помимо стабилизирующего эффекта по отношению к инфляции, в развивающихся экономиках может наблюдаться рост бюджетных расходов для развития рыночной инфраструктуры, которые могут быть профинансированы за счет роста госдолга или инфляции.
С точки зрения взаимодействия денежной и бюджетной политики следует отметить, что если в условиях внешнеторговой либерализации бюджетная политика становится более жесткой в целях сокращения госдолга и инфляционного давления, то основное бремя в стимулировании экономического роста ложится на денежно-кредитную политику. Однако при низкой инфляции и соответственно низких процентных ставках эффективность денежно-кредитной политики уменьшается. В этих условиях любой циклический спад грозит перерасти в неблагоприятную комбинацию дефляции и стагнации реального сектора19.
Бюджетные поступления.
Опыт внешнеторговой либерализации более ста стран показал20: - в целом внешнеторговая реформа не привела к значительному снижению бюджетных поступлений; тем не менее, бюджетные поступления от импортных пошлин в конечном итоге сократятся, что потребует принятия фискальных мер, призванных компенсировать снижение поступлений от импортных пошлин;
- реформирование системы количественных ограничений может благотворно сказаться на бюджетных доходах;
- макроэкономическая политика в целом, особенно политика в области регулирования обменного курса, может существенно снизить потери от снижения поступлений от импортных пошлин;
- негативные бюджетные последствия внешнеэкономической либерализации будут минимизированы в том случае, если:
а) отправной точкой либерализации является высокий уровень торговых ограничений;
б) либерализация опирается на тарификацию количественных ограничений, ликвидацию других нетарифных барьеров, а также налоговых льгот;
в) внешнеторговая реформа сопровождается усилением налогового администрирования;
г) производится рационализация структуры импортного тарифа за счет сокращения количества ставок и разброса в их номинальном уровне.
Одним из потенциально значимых факторов, способных смягчить бюджетные потери от присоединения России к ВТО, является уменьшение масштабов теневой экономики в области ВЭД. Действительно, в основе увеличения масштабов теневого сектора лежит, с одной стороны, государственное вмешательство в экономику (прежде всего высокие налоги), а с другой - несовершенство правовой базы.
В результате присоединения к ВТО открывается доступ на внутренний рынок зарубежным операторам, которые заинтересованы в защите своих прав путем реализации национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Соответственно, эти же режимы и международные правила будут распространяться и на отечественных производителей, что позволит им участвовать в ВЭД на равных условиях в противоположность прежнему режиму, основанному на необоснованных льготах узкому кругу участников ВЭД.
С этой точки зрения в борьбе с теневой экономикой во внешнеторговом секторе более перспективным представляется не столько повсеместное усиление государственного контроля, введение разного рода монополий и ограничений, сколько путь либерализации и интеграции России в мировое хозяйство за счет импорта норм и принципов международного регулирования. От распространения этих норм и принципов выиграют не только зарубежные операторы, но и отечественные участники ВЭД, а также бюджетный сектор.
Помимо расширения налогооблагаемой базы за счет роста импорта из-за рубежа, а также снижения размеров теневой экономики в области ВЭД значительную роль также играет изменение структуры бюджетных доходов. Снижение размеров импортных пошлин приведет, в конечном счете, к сокращению доли импортных пошлин в структуре бюджетных поступлений. Это в свою очередь приводит к двум важным тенденциям в области бюджетной политики: во-первых, снижение зависимости бюджета от внешнеторговой конъюнктуры способствует стабилизации бюджетных поступлений, а во-вторых, оно ограничивает стимулы использования таможенных пошлин в бюджетных целях, делая их, таким образом, инструментом преимущественно торговой, а не бюджетной политики. В целом тенденция снижения доли поступлений от импортных пошлин в общем объеме бюджетных поступлений характерна прежде всего для стран с высоким уровнем развития налоговой системы.
Общий итог присоединения России к ВТО для динамики сальдо бюджета, вероятнее всего, будет отрицательным в краткосрочной перспективе, однако негативное влияние на бюджет будет со временем снижаться. С ростом вовлеченности российской экономики в международное разделение труда и по мере роста внешнеторгового оборота в ВВП будет расти налогооблагаемая база импорта, что в свою очередь должно позитивно отразиться на бюджетных поступлениях в среднесрочном и долгосрочном плане после проведения масштабной либерализации внешнеторговойсферы. Помимо этого, присоединение России к ВТО может привести к ускорению процесса приватизации российских предприятий и притока иностранных инвестиций, которые могли бы служить источником финансирования бюджетного дефицита.