В этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя
Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора.
Любые ограничения очень опасны даже, когда производство тех или иных товаров подвергается запрету с целью уберечь потребителя от товара, приносящего, с точки зрения общества, вред. История таких запретов во многих странах привели к самым противоположным результатам.
Потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях, а главным ограничителем является доход.
При ограниченном доходе потребитель стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.
Таким образом, теория потребительского поведения признает рациональным потребителем такого потребителя, который выбрал наилучший вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет свою индивидуальную шкалу предпочтений (Например, купить «миллион алых роз» или положить деньги в банк и получать высокий процент).
Вопрос: Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином «полезность».
Полезность– удовлетворение или исполнение запросов, получаемые людьми от потребления и использования благ. Полезность того или иного блага – главный фактор потребительского выбора. Каждый человек понимает полезность по-своему. Некоторые товары могут быть полезны для одного человека, но бесполезны или даже вредны для другого. Например, очки полезны для близорукого, но не нужны при стопроцентном зрении.
Потребление любого блага носит, как правило, «приростный характер», т.е. потребитель постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (например, будучи голодным человек съест столько бутербродов пока не почувствует себя сытым).
Из этого наблюдения следовали три важных вывода:
1) Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага. Под предельной полезностью маржиналисты понимают величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях).
2) Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная(т.е. дополнительная)полезность,извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере потребления дополнительных единиц блага предельная полезность каждой последующей единицы будет меньше, чем предыдущей.
Отсюда следует обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага.
Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя имеет полезность).
3) Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов) человек получает общую полезность состоящую из суммы убывающих предельных полезностей.
Условные единицы величины предельной полезности «ютили».
Если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность равную 5 ютилям, второго – 4, третьего – 2, четвертого – 1, то общая полезность составит 12 ютилей, а предельная равна 1.