Основные показатели подсистемы среднего профессионального образования в период 2002 – 2006 гг
№ пп | Наименование показателя | 2002/03 уч. г. (2002 г.) | 2003/04 уч. г. (2003 г.) | 2004/05 уч. г. (2004 г.) | 2005/06 уч. г. (2005 г.) | 2006/07 уч. г. (2006 г.) |
1. | Число учебных заведений в том числе: - государствен-ные и муници-пальные учебные заведения - негосударствен-ные учебные заве-дения | |||||
2. | Численность студентов (тыс. человек) в том числе обучающихся: - в государствен-ных и муници-пальных учебных заведениях - в негосудар-ственных учебных заведениях | 2585,5 2488,5 97,0 | 2612,1 2501,6 110,5 | 2599,6 2503,6 96,0 | 2590,7 2473,0 117,7 | 2514,1 2388,9 125,2 |
3. | Численность сту-дентов в учрежде-ниях этого типа на 10 000 человек населения | |||||
4. | Прием студентов всего (тыс. чело-век), в том числе в негосударствен-ных учреждениях | 860,7 40,2 | 861,9 43,6 | 852,4 37,7 | 810,9 43,2 | 756,2 40,1 |
Определенные институциональные изменения происходили и с филиальной сетью учреждений среднего профессионального образования. Например, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. число филиалов базовых учреждений уменьшилось на 97 и составило 529 (в 2005 г. – 626). Таким образом, наблюдается оптимизация филиальной сети учреждений среднего профессионального образования, что обусловлено резким ужесточением в последние годы требований, предъявляемых государственными органами, осуществляющими надзор в сфере образования, а также объективными потребностями учредителей в снижении затрат на содержание филиалов. Кроме того ряд филиалов был расположен в сельской местности, где доля молодого населения невысока, и значительная часть молодых людей стремится получить профессиональное образование исключительно в городах. Поэтому потенциальное число потребителей образовательных услуг филиалов падает, что отражается на количественных характеристиках филиальной сети.
Численность студентов учреждений среднего профессио-нального образования в 2006/07 учебном году относительно 2002/03 учебного года несколько снизилось. Если в начале периода она составляла 2585,5 млн. человек, то в конце – 2514,1 млн. Такое изменение обусловлено влиянием демографической проблемы как основного фактора. Хотя следует отметить, что в рамках всего периода численность студентов распределялась неравномерно, достигнув своего максимального значения в 2003/04 учебном году – 2612,2 млн. человек. При этом негативные демографические изменения привели к ощутимому снижению приема студентов для обучения в учреждениях данного типа за период 2002 – 2006 гг. (на 12,1%). Влияние этого же фактора прослеживается и в снижении конкурса на вступительных экзаменах в государственных образовательных учреждениях среднего специального образования. Если в 2005 г. на очную форму обучения он составил 185 на 100 мест приема, то в 2006 г. – уже 167. Аналогичная ситуация и с очно-заочной и заочной формами обучения.
Рассматривая результаты деятельности подсистемы среднего профессионального образования, можно установить следующее. В период 2002 – 2006 гг. численность специалистов, получивших диплом о соответствующем уровне образования, менялась неравномерно. Всеми учреждениями в целом по стране было подготовлено специалистов в 2002 г. – 669,7 тыс. человек, 2003 г. – 701,3, 2004 г. -702,7, 2005 г. – 684,4, 2006 г. – 699,5 тыс. человек.
В общем массиве выпускников численность лиц, получивших среднее профессиональное образование в негосударственных учреждениях, имела тенденцию к увеличению, но при этом была незначительной (максимальный рост около 6%). В 2002 г. она составила 23,3 тыс. человек, в 2003 г. – 30,6, 2004 г. – 28,0, 2005 г. – 33,0, 2006 г. – 41,6 тыс. человек. Этот масштаб выпуска отражает низкую степень развитости негосударственного сектора среднего профессионального образования в настоящее время.
При рассмотрении выпуска специалистов государственными и муниципальными учебными заведениями в период 2002 – 2006 гг. можно увидеть, что он был достаточно стабилен: 2002 г. – 646,4 тыс. человек, 2004 г. – 674,7, 2006 г. – 657,9 тыс. человек.
Анализ структуры выпускников по профилю их профессиональной подготовки за 2004 – 2006 гг. (табл. 6) показывает, что в основном наблюдалось снижение выпуска специалистов по большинству групп специальностей. Наибольшее снижение было отмечено в группе специальностей «Экономика и управление» (на 6,4%), что объективировано «перепроизводством» специалистов этого профиля как с высшим, так и средним профессиональным образованием. В целом же снижение выпуска в большинстве групп специальностей было незначительным.
Таблица 6