Цели, функции и элементы маркетинга

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Салавате

Кафедра «Электрооборудование и автоматика

промышленных предприятий»

Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы

по дисциплине «Экономика и управление производством» для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств»

Уфа 2009

В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством». Материал предназначен в качестве руководства при выполнении курсовой работы для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств».

.

Составитель Лунева Н.Н., доц., канд. экон. наук    
Рецензенты: Борисовская О.П., экономист ОАО “Салаватнефтеоргсинтез”   Вильданов Р.Г., доц., канд. тех. наук

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Анализ рынка 5

1.1 Цели, функции и элементы маркетинга 5

1.2 Маркетинговые исследования 7

2 Анализ использования производственной мощности 10

3 Расчет производственной мощности и производственной программы 13

4 Расчет баланса рабочего времени и фонда заработной платы 18

4.1 Расчет баланса рабочего времени 18

4.2 Расчет фонда заработной платы рабочих 20

4.3 Расчет фонда заработной платы руководящего персонала 25

5 Расчет себестоимости продукции 26

6 Расчет основных технико-экономических показателей 29

7 Расчет эффективности инвестиционного проекта 31

7.1 Сущность и виды инвестиций 32

7.2 Оценка инвестиций. Дисконтирование 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством», рассматриваются такие понятия, как мощность предприятия, калькуляция себестоимости продукции и расчет основных технико-экономических и инвестиционных показателей.

С целью закрепления, углубления и практического применения знаний, полученных при изучении курса по дисциплине «Экономика и управление производством», студенты выполняют курсовую работу. Курсовая работа призвана помочь студентам приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой. Выполнение курсовой работы позволит студентам овладеть теоретическими и методологическими основами организации производства, что является одним из элементов подготовки квалифицированных специалистов предприятий и организаций.

АНАЛИЗ РЫНКА

В данном разделе студент должен проанализировать мощность предприятий-конкурентов по выпуску данного вида продукта, насыщенность рынка, структуру потребления, изменение цен на выпускаемый продукт. В случае выпуска принципиально нового продукта студент должен показать его востребованность на рынке.

Маркетинговые исследования должны быть представлены в форме круговых, столбцовых диаграмм и графиков.

Цели, функции и элементы маркетинга

Термин «маркетинг» происходит от английского «mаrket» (рынок) и обозначает деятельность на рынке, ведение рынка. Целью маркетинга является, с одной стороны, тщательное изучение рынка, отношений, складывающихся между организацией и потребителями ее продукции, конкурентами, поставщиками, посредниками, с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и по­вышения рентабельности продаж.

Маркетинг организации — это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей.

Современный маркетинг является философией управления, методологией рыночной деятельности, на основе которой строится производство и осуществляется сбыт продукции. Возрастание его роли в управлении организацией связано с объективными тенденциями усиления конкуренции, либерализации внешнеэкономических отношений, повышения избирательности потребителей. Причинами обращения к маркетингу являются также такие факторы, как сокращение продаж, уменьшение рыночной доли, падение прибыли организации.

Основу маркетинга как подсистемы организации составляют принципы, определяющие исходные положения ее рыночной деятельности. К ним относятся:

- постоянное изучение состояния и динамики рынка;

- приспособление к его условиям с учетом требований и возможностей конечных потребителей;

- активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.

Основными функциями маркетинга являются:

- анализ рынка, изучение его состояния и динамики; исследование поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментация рынка, выделение целевых сегментов, субсегментов и покупателей; прогнозирование конъюнктуры рынка;

- разработка предложений по выпуску новых товаров и проектированию их коммерческих характеристик; управление ассортиментом выпускаемой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товаров;

- формирование стратегии и тактики изменения цен; расчет скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг;

- построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление оптовыми и розничными продажами; планирование товарооборота;

- реклама, персональные продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью.

Каждая из этих функций важна сама по себе, однако только в тесной взаимосвязи они позволяют реализовать конкретные задачи производственно-сбытовой деятельности, т. е. определить, что производить, кому и как продавать, обеспечив при этом заданный уровень рентабельности. Перечисленные функции объединяются в элементы маркетинга: товар, цену, каналы распределения продукции и средства стимулирования реализации, представляющие собой инструментарий, с помощью которого организация формирует спрос и удовлетворяет его.

Наши рекомендации