Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
В философии под принципом понимается центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован1. Из предложенного определения следует, что под принципамиправового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, лежащие в основе нормативного регулирования указанных процессов, закрепленные в системе предпринимательского (хозяйственного) законодательства. Традиционно систему принципов правового регулирования хозяйственной деятельности образуют:
1) принцип свободы предпринимательской деятельности В соответствии с ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Действие названного принципа может быть законодательно ограничено в интересах общества, например, путем лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) принцип юридического равенства форм собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов хозяйствования;
1 Философский словарь / Пол ред. И Т Фторова. - М.: Политиздат. 1986. - С. 382. 26
3) принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь, одним из основных источников которого является Закон о противодействии монополистической деятельности;
4) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется во всех государствах независимо от типа организации экономики Отличаются лишь формы и методы такого регулирования, которые определяются конкретными экономическими, политическими, социальными и другими факторами. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях;
5) принцип законности. Являясь общеотраслевым, данный принцип в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями законодательства, а с другой -деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям Меры по обеспечению законности в процессе регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст. 12 ГК, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица. Порядок и условия реализации предпринимателями права на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, определяется Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденным Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г
1 Ие'ючостн НерчовноюСоветаРсспуолики Ьечар>сь - 1993 -№26.-Сг 328.
Под методомправового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Как отмечалось выше, сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных отношений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.
Горизонтальные общественные отношения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.
Вертикальные же общественные отношения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотноше-ния между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормативных правовых актах обстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.