Лесные ресурсы и продукция лесопромышленного комплекса по областям Беларуси 2 страница
Самая крупная электростанция Беларуси - Лукомльская ГРЭС мощностью 2,4 млн кВт. Это 30 % мощности электроэнергетики страны. Построена в 1969-1974 гг., работала первоначально на мазуте, в настоящее время- на природном газе. Как и подавляющее большинство белорусских электростанций, средний возраст которых 26 лет, Лукомльская ГРЭС нуждается в модернизации оборудования, что должно повысить ее ресурс еще на 20 лет и увеличить мощность на 10 %. Вторая по мощности электростанция- Березовская ГРЭС (1961 г., 960тыс. кВт). В настоящее время она реконструируется с участием российского капитала с увеличением мощности до 1235 тыс. кВт и предусматриваемым экспортом электроэнергии в Польшу.
Далее следуют 10 ТЭЦ с мощностью свыше 100 тыс. кВт каждая. Из них самая крупная - Минская ТЭЦ-4. Ее современная мощность более 1 млн кВт. От 350 тыс. кВт до 500 тыс. кВт имеют мощность Новополоцкая ТЭЦ, Минская ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, Гомельская ТЭЦ-2, Могилевская ТЭЦ-2. Собственно, в каждом крупном городе и крупном промышленном центре Беларуси имеется ТЭЦ, которая снабжает его не только электроэнергией, но и теплом.
Здесь уместно вспомнить Смолевичскую ГРЭС и Василевичскую ГРЭС, которые были построены в конце 1950-х гг. как опорные электростанции формирующейся Белорусской энергосистемы и работали на местном торфе. К настоящему времени они (как и БелГРЭС) переведены на теплофикационный режим, работают на газе и называются соответственно Жодинская ТЭЦ и Светлогорская ТЭЦ.
В Беларуси в настоящее время функционирует 21 ГЭС на малых реках, но их суммарная мощность составляет всего 0,1 % от генерирующих мощностей энергосистемы.
Современная генерирующая мощность Белорусской энергосистемы позволяет полностью удовлетворять существенно снизившиеся за годы переходного периода потребности страны в электроэнергии. Однако конъюнктура рынка определяет большую эффективность импорта электроэнергии, чем ее выработки на собственных электростанциях. Поэтому Беларусь в последнее десятилетие, как видно по данным табл. 4, около 30 % потребностей в электроэнергии удовлетворяет за счет импорта из России (Смоленская АЭС) и Литвы (Игналинская АЭС) при недогрузке собственных ТЭС.
Основным потребителем электроэнергии в стране является промышленность (табл. 4), при этом самые электроемкие отрасли - это черная металлургия (в особенности Белорусский металлургический завод), а также химическая и нефтехимическая. Второе место по объемам потребления электроэнергии принадлежит городскому населению.
Потребности экономики Беларуси в тепловой энергии более чем на 44 % удовлетворяются ТЭЦ и крупными районными котельными "Бел-энерго". Остальное количество тепла поставляют производственно-отопительные котельные (51,4%) и утилизационные установки (4,3 %). На производство тепловой энергии расходуется более половины всего потребляемого котельно-печного топлива. Поставка тепловой энергии потребителям осуществляется по тепловым сетям, из которых 4,4 тыс. км принадлежат концерну "Белэнерго", 5,7 тыс. км - Минжил-комхозу и незначительная часть - промышленным предприятиям.
Таблица 4
Электробаланс Беларуси (млрд киловатт-часов)
Показатели | ||||
Произведено электроэнергии | 39,5 | 24,9 | 26,1 | 25,1 |
Получено электроэнергии из других государств | 14,2 | 10,1 | 10,0 | 11,0 |
Потреблено электроэнергии | 49,0 | 32,1 | 33,3 | 33,4 |
в том числе | ||||
промышленностью и строительством | 27,5 | 13,8 | 16,0 | 16,1 |
сельским хозяйством | 7,0 | 4,8 | 3,9 | 3,7 |
транспортом | 3,1 | 1,8 | 1,9 | 2,0 |
другимиотраслями | 7,1 | 8,1 | 8,1 | 8,1 |
потери в электросетях общего пользования | 4,3 | 3,6 | 3,4 | 3,5 |
Отпущено электроэнергии за пределы республики | 4,7 | 2,9 | 2,8 | 2,7 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002. С. 348.
Несмотря на устойчивое обеспечение хозяйства страны электрической и тепловой энергией, ТЭК Беларуси имеет ряд серьезных проблем, требующих неотложного решения. Прежде всего, это высокий износ оборудования действующих ТЭС (около 55 % основного оборудования уже выработало свой ресурс), а также эксплуатируемых высоковольтных НЭП (оборудование и опоры подходят к пределам физического износа), нефте- и газопроводов (каждый седьмой километр магистральных газопроводов требует замены), теплосетей (теплопотери из-за низкого качества теплотрасс в отдельных системах достигают 30-55 %).
Для обеспечения энергетической безопасности страны в соответствии с разработанными направлениями энергетической политики Беларуси до 2015 г. предусматривается реконструкция ТЭС с переводом их на современные парогазовые технологии, реконструкция и строительство новых высоковольтных ЛЭП и систем газопроводов, реконструкция нефтепроводов и НИЗ, что потребует в общей сложности около 9 млрд долл. США.
В частности, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы намечается оптимизация структуры генерирующих источников за счет внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличение выработки электроэнергии по теплофикационному циклу, преобразование котельных в мини-ТЭЦ, реконструкция и модернизация Березовской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3 и других энергетических объектов. Особое внимание уделяется созданию Объединенной электроэнергетической системы России и Беларуси, что позволит
укрепить потенциал белорусской энергосистемы и организовать экспорт электроэнергии в соседние страны.
Учитывая остающуюся сравнительно высокой (несмотря на достигнутые в последние годы успехи) энергоемкость ВВП, ограниченность собственных топливных ресурсов и высокую зависимость энергетики от импорта природного газа, важнейшим направлением в обеспечении энергетической безопасности страны является энергосбережение в сочетании с увеличением в структуре потребляемых ТЭР местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Политика энергоснабжения реализуется прежде всего в уже отмеченных выше: модернизации генерирующих источников, в их оснащении новыми парогазовыми и газотурбинными установками, в превращении котельных путем установки электрогенераторов в мини-ТЭЦ, но самые большие резервы — в структурной перестройке экономики, во внедрении энергосберегающих технологий и техники на производстве, энергоэффективных приборов - в быту, а также автоматического регулирования теплопотребления.
В качестве нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в условиях Беларуси рассматриваются малые ГЭС, ветроэнергетические и биоэнергетические установки, гелиоводонагреватели, установки для брикетирования и сжигания отходов растениеводства и др. При этом имеются различные оценки значимости этих энергетических источников. Так, согласно оценке ряда специалистов энергетический потенциал страны в случае включения местных видов топлива и возобновляемых источников энергии может составить 18—20 млн тут в год, что составляет примерно 50 % современного потребления топлива. По их мнению, это не означает отказа от топлива для базовой энергетики на данный объем ТЭР, хотя частичный отказ (на 15-20 %) вполне возможен. Включение же дополнительных объемов ТЭР в энергобаланс должно повысить обеспеченность тепловой и электрической энергией индивидуальных и мелких потребителей, испытывающих недостаток в энергии. Другие авторы (разработчики "Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь") считают, что к 2015 г. за счет возобновляемых источников энергии возможно замещение лишь до 5 % традиционно потребляемого органического топлива.
Обострившаяся ситуация с поставками в Беларусь природного газа и прогнозируемый рост цен на него еще больше актуализируют проблему развития малой и нетрадиционной энергетики.
Наиболее реальным в условиях страны местным возобновляемым источником энергии является гидроэнергия малых рек, так как в Беларуси нет таких крупных рек, на которых можно было бы без существенного экологического ущерба построить мощные ГЭС. В 1940-1950-х гг. в республике было сооружено 179 малых ГЭС, их суммарная мощность к началу 1960-х гг. составляла 20 тыс. кВт. Впоследствии они в подавляющем большинстве были законсервированы, оборудование демонтировано, так как построенные мощные ТЭС полностью и более эффективно удовлетворяли потребности страны в электроэнергии. Осталось в энергосистеме только несколько ГЭС, в том числе две самые крупные -Осиповичская на р. Свислочь мощностью 2250 кВт и Чигиринская на р.Друть(1500кВт).
В 1990-е гг. в Беларуси начала реализовываться Программа проектирования, возобновления, реконструкции и нового строительства ГЭС, предусматривавшая восстановление 25 ГЭС (уже действует 21 ГЭС). В настоящее время разрабатывается новая программа создания объектов малой и нетрадиционной энергетики, в которой количество ГЭС будет больше, чем предусматривалось раньше. Самыми крупными должны стать проектируемые Полоцкая ГЭС (28 тыс. кВт) и Гродненская (17 тыс. кВт). Вместе с тем ряд специалистов ставят под сомнение эффективность строительства малых ГЭС, так как мощность их способна удовлетворить лишь небольшую часть потребностей в электроэнергии даже на местном уровне, а сроки окупаемости затрат достигают 10 лет.
Использование энергии ветра в климатических условиях Беларуси не имеет больших перспектив, хотя в стадии экспериментальной проверки находится созданная ветроэнергетическая установка "Аэрола", способная использовать скорость ветра 3 м/с.
Учитывая малое количество солнечных дней, еще очень высокую стоимость кВт-ч энергии, получаемой с помощью солнечных батарей, использование солнечной энергии в Беларуси пока перспективно только путем строительства домов "солнечной архитектуры" и установки солнечных коллекторов для горячего водоснабжения и отопления отдельных зданий.
Наличие в Беларуси крупных животноводческих комплексов обещает определенный эффект от оснащения их навозохранилищ установками по выработке биогаза. Пока это направление в малой энергетике страны находится в стадии экспериментов.
В качестве специфического источника энергии (в частности, для отопительных котельных) в Беларуси могут намного шире использоваться Дрова и древесные отходы. Это позволит утилизировать отходы дере-
вообработки, санитарных рубок и лесозаготовок, улучшить экологическую ситуацию в ряде промышленных центров и оздоровить белорусские леса.
Конечно, для условий Беларуси с ее существенным дефицитом топливного баланса очень перспективно развитие атомной энергетики, однако только при решении проблем финансирования строительства, обеспечения безопасности функционирования АЭС, а также переработки и захоронения отработанного ядерного топлива.
Существенный вклад в решение энергетических проблем Беларуси может внести совершенствование функционирования обслуживающих блоков ТЭК, а именно специализированных в области энергетики ремонтных, наладочных, строительных, проектных, научно-исследовательских организаций, а также управленческих структур. Координацию, нацеленность их работы на повышение эффективности ТЭК страны призваны осуществлять Министерство энергетики и Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.
Кроме технико-экономических проблем для развития ТЭК Беларуси (одного из основных загрязнителей окружающей среды) характерны и экологические проблемы. Здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, произошедшее в 1990-е гг. сокращение выработки электроэнергии на ТЭС и увеличение в их топливном балансе доли природного газа существенно уменьшили выбросы вредных веществ в атмосферу. С другой стороны, ожидаемый в связи с подъемом экономики рост объемов энергопотребления, тенденция повышения удельного веса в топливном балансе твердых и жидких видов топлива, увеличение децентрализации теплоснабжения могут ухудшить экологическую ситуацию, если не принять превентивные меры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Мн.,
1997. С. 96-102.
2. Нацыянальны атлас Беларуа. Мн., 2002. С. 186-189.
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на
2001 2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. С. 15-16, 35, 81-82.
4. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2002. С. 347-350.
5. Таганович Н .Ю. Тенденции потребления топливно-энергетических ресурсов
народным хозяйством республики // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регу-
лирование. 2001. № 6.
6. Тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь в меж-
дународном контексте. Аналитический доклад по результатам фундаментальных ис-
следований. Мн.: Институт .экономики НАНБ, 2000. С. 25-53.
МЕТАЛЛУРГО-МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС____________________
ЛЕКЦИЯ 10
Состав и роль в экономике страны. Особенности развития и размещения металлургии. Факторы формирования, структура и размещение машиностроения и металлообработки. География отдельных отраслей. Проблемы и перспективы развития.
Металлурго-машиностроительный комплекс является ведущим, базовым комплексом белорусской промышленности, определяющим ее специализацию в международном разделении труда. В его состав входят черная и цветная металлургия, многоотраслевое развитое машиностроение, металлообработка, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации с экспериментальными производствами. В промышленности страны комплекс занимает первое место как по объему выпускаемой продукции (28,4 %), так и по численности занятых (38,4 %) и стоимости основных производственных фондов (33,3 %). На его долю в последние годы приходится от 33 до 39 % белорусского экспорта товаров.
Основная функция комплекса- производство экспортной продукции, а также обеспечение всех отраслей экономики страны металлом, машинами и оборудованием, инструментом, ремонтом техники, а населения - сложной бытовой техникой, приборами, металлоизделиями.
Металлурго-машиностроительный комплекс Беларуси в силу исторических причин и конкретных экономико-географических условий имеет ряд специфических особенностей. Первая особенность заключается в том, что его основу составляет развитое многоотраслевое машиностроение, которое производит 87 % продукции всего комплекса. Оно сформировалось в составе СССР, было рассчитано на материальные ресурсы и удовлетворение потребностей всей огромной страны. Существовало даже устоявшееся определение, что Беларусь - это сборочный цех СССР. Поэтому сегодня машиностроение Беларуси, являясь экспортно-ориентированной отраслью промышленности, в то же время не совсем соответствует структуре и масштабам экономики собственной страны. Вторая особенность комплекса в том, что металлургия в Беларуси, не имеющей местных сырьевых и энергетических ресурсов, формировалась как комплексирующая отрасль и прежде всего - в составе машиностроительных предприятий (чугуно- и сталелитейные цехи и производства). Специализированные предприятия металлургии построены с учетом образования на территории страны большого количества металлоотходов и
металлолома, а также потребностей как машиностроения, так и других отраслей экономики в конструкционных материалах.
Металлургия в Беларуси, хотя и занимает подчиненное положение по отношению к машиностроению, за годы суверенного развития страны стала экспортно-ориентированной отраслью благодаря прорыву на западные рынки продукции Белорусского металлургического завода (БМЗ).
БМЗ - основное предприятие черной металлургии республики, выплавляющее 92 % стали и производящее весь прокат и металлический корд. Завод построен в г. Жлобине в 1982-1984 гг. зарубежными фирмами по последнему в те годы слову техники, чтобы использовать местные ресурсы металлолома и сократить встречные поставки в республику металла. В 1990-х гг. идет непрерывный процесс его модернизации и технического перевооружения. Современная годовая мощность завода - более 1 млн т стали, около 800 тыс. т сортового и конструкционного проката, 70 тыс. т металлокорда и проволоки различного назначения. Основным сырьем является металлолом, поступающий с заводов объединения "Белвтормет" (около 40 %) и из соседних стран СНГ. Основная специализация БМЗ на международном рынке - поставка металлокорда производителям автомобильных шин. По качеству металлокорда БМЗ -лучший в СНГ и входит в пятерку лучших в мире (имеет международный сертификат качества ИСО 9002). Благодаря высокому качеству на экспорт идет 85-90 % производимой продукции. Прокат и металлокорд экспортируются почти в 80 стран мира, в т. ч. в Австрию, Германию, Францию, Швецию, Венгрию, США и другие страны вне СНГ (около 65 %).
Всего в Беларуси 50 предприятий и производств черной металлургии и 23 - цветной, в т. ч. на самостоятельном балансе состоят 17 предприятий черной и 6 - цветной металлургии. Кроме БМЗ, сравнительно крупными заводами черной металлургии являются: Могилевский металлургический завод, специализирующийся на производстве чугунных и стальных труб; Речицкий метизный завод, выпускающий разнообразные гайки, болты, шурупы, проволоку, гвозди (70 % продукции идет на экспорт); Молодечненский завод порошковой металлургии, изготавливающий методом прессования металлические изделия специального и машиностроительного назначения. Остальные предприятия черной металлургии- это заводы по переработке металлолома объединения "Белвтормет", расположенные главным образом в областных центрах, сосре-
доточивающих металлоотходы и лом и имеющих благоприятное транспортное положение. Самый крупный из них - в п. Гатово под Минском. Есть также несколько небольших предприятий по производству металлических изделий производственного назначения.
В цехах ряда крупных машиностроительных заводов производится чугунное литье и выплавляется сталь из привозного сырья (с металлургических заводов России, Украины, Казахстана). Чугунное литье производится также на специализированном заводе "Центролит" в Гомеле и в цехах многих заводов.
Предприятия цветной металлургии (в Минске, Молодечно, Сморго-ни) изготавливают в небольших объемах твердые сплавы, тугоплавкие и жаропрочные металлы, а также вторичные цветные металлы.
При наличии охарактеризованной собственной передельной металлургии, которая производит в год (2001 г.) 1612 тыс. т стали, 1475 тыс. т готового проката, 231 тыс. т чугунного литья, 43 тыс. т стальных труб, Беларусь ежегодно ввозит около 2 млн т черных металлов. Поэтому в последние годы настойчиво обсуждается вопрос о возможности создания собственной металлургии полного цикла на местном железорудном сырье (Околовское месторождение в Столбцовском районе и Новосел-ковское — в Кореличском). Затраты на создание современного горнорудного предприятия мощностью до 1 млн т железорудного концентрата оцениваются в 1,5-2 млрд долл. США, что пока непосильно для экономики страны. Кроме того, неизбежная структурная перестройка сложившегося промышленного комплекса в направлении увеличения удельного веса наукоемких и малометаллоемких отраслей, а также усиление интеграции с Россией, обладающей развитой металлургией, требуют более тщательного анализа целесообразности организации добычи и переработки местного железорудного сырья.
Машиностроение и металлообработка - ядро рассматриваемого комплекса и всей промышленности страны - представлены тремя группами предприятий: а) собственно машиностроение (86 % продукции отрасли); б) промышленность металлоконструкций и изделий; в) ремонт машин и оборудования. Всего к машиностроению и металлообработке (2001 г.) относятся 6360 предприятий и производств, в т. ч. к машиностроению— 1285, к производству металлоконструкций и металлоизделий- 611, к ремонтным- 4427 предприятий и производств. Из них на самостоятельном балансе состоят ,673 предприятия
Современное машиностроение Беларуси - это 348 предприятий (на самостоятельном балансе) 20 подотраслей, взаимосвязанных производ-
ственной кооперацией между собой и с предприятиями за пределами страны при изготовлении конечной продукции. Ведущими отраслями белорусского машиностроения являются: автомобильная промышленность (удельный вес в общем объеме продукции машиностроения около 29 %), тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (около 23 %) и наукоемкие отрасли - приборостроение, радиоэлектронная и средств связи - около 28 % продукции машиностроения. Развиты также станкостроение и инструментальная, электротехническая, подшипниковая, строительно-дорожная отрасли, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, бытовых приборов.
Основными факторами формирования мощного разветвленного машиностроительного комплекса в Беларуси за годы советской власти явились:
• выгодное экономико-географическое положение республики на
кратчайших путях в Западную Европу, в непосредственной близости к
странам СЭВ и Варшавского договора, к металлургической базе Украи-
ны и Центральной России, к научно-исследовательским центрам страны;
• развитая транспортная инфраструктура - густая сеть железных и
автомобильных дорог;
• высокая обеспеченность республики трудовыми ресурсами и ква-
лифицированными кадрами при наличии сети профессиональных, сред
них специальных и высших учебных заведений, проектных, опытно-
конструкторских и научно-исследовательских организаций.
Именно эти факторы определяли высокие темпы развития и прогрессивные изменения в отраслевой структуре машиностроения Беларуси, начиная с послевоенных 1940-х гг. и до конца 1980-х гг. На территории страны на средства союзных министерств строились крупнейшие предприятия автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительные, инструментальные, электротехнические заводы, которые обрастали многочисленными смежниками и филиалами. Быстро росло количество современнейших предприятий приборостроения, радиотехнической и электронной промышленности. В результате в конце 1980-х гг., занимая менее 1 % территории и имея около 3,6 % населения СССР, Беларусь производила около 20 % тракторов, более 10 % металлорежущих станков, около 25 % машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, более 20 % мотоциклов, около 10% радиоприемных устройств, более 10% телевизоров,
около 15 % часов, более 25 % фотоаппаратов, более 10 % холодильников и морозильников от их общесоюзного производства.
Машиностроительные предприятия размещались во всех областях республики, но самым крупным центром машиностроения стал г. Минск, концентрирующий в настоящее время около 50 % всей машиностроительной продукции, производимой в стране. Крупными центрами машиностроения стали также Гомель, Витебск, Могилев, Брест, Гродно, Бобруйск, Борисов, Барановичи, Орша, Жодино, Молодечно- города, имеющие выгодное транспортное положение для осуществления разветвленных производственных связей, квалифицированные кадры и соответствующие научно-исследовательские организации, средние специальные и высшие учебные заведения или близость к ним. Филиалы предприятий по производству отдельных деталей и узлов размещались в небольших городах в целях использования трудовых ресурсов и выгодного экономико-географического положения последних.
В 1990-х гг. после распада СССР белорусское машиностроение столкнулось с проблемами разрыва производственных связей и с невостребованностью его продукции из-за неплатежеспособности прежних потребителей- новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. К 1995 г. удельный вес машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства страны существенно снизился - до 23,3 % против 34,2 % в 1990 г. Мощности по производству грузовых автомобилей и тракторов использовались лишь на 28 %, металлорежущих станков - на 40 %, телевизоров - на 18 % и т. д. Особенно пострадали предприятия, выпускавшие продукцию для военно-промышленного комплекса (ВПК).
С 1996 г., благодаря разработанным программам и предпринятым мерам как на государственном уровне, так и на самих предприятиях, начался этап восстановления, реструктуризации и совершенствования производственного потенциала белорусского машиностроения. Рост объемов производства сопровождался прогрессивными структурными внутриотраслевыми сдвигами за счет преимущественного развития наукоемких и высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей. Разрабатывались и осваивались принципиально новые, пользующиеся спросом на внутреннем и внешних рынках, изделия, увеличилась доля сертифицированной продукции. Углублялась производственная специализация и интеграция с предприятиями России, в том числе в рамках совместных белорусско-российских межгосударст-
венных программ, а также путем создания так называемых финансово-промышленных групп (ФПГ), объединяющих производственные, материальные и финансовые ресурсы взаимосвязанных структур государств-участников.
В итоге десятилетних трансформационных процессов машиностроение Беларуси, несмотря на сокращение объемов производства многих видов продукции, сохранило свою ведущую роль в промышленном комплексе страны (в 2001 г. удельный вес машиностроения и металлообработки по объему продукции составил 24,8 %) и свою прежнюю специализацию в международном разделении труда на квалифицированном и точном машиностроении - автомобилестроении, производстве тракторов, сельхозтехники, станков, холодильников, выпуске электротехнической, приборостроительной и радиоэлектронной продукции ( табл. 5).
Таблица 5 Производство основных видов продукции машиностроения
Виды продукции | ||||
Грузовые автомобили, тыс. шт. | 12,9 | 14,7 | 16,5 | |
Автобусы, шт. | ||||
Троллейбусы, шт. | ||||
Тракторы, тыс. шт. | 100,7 | 28,0 | 22,5 | 22,7 |
Кормоуборочные комбайны, тыс. шт. | 9,5 | 1,1 | 0,3 | 0,6 |
Металлорежущие станки, тыс. шт. | 15,5 | 4,7 | 5,4 | 5,7 |
Электродвигатели, тыс. шт. | ||||
Персональные ЭВМ, тыс. шт. | - | 12,9 | 15,0 | 16,7 |
Часы, млн шт. | 13,4 | 6,6 | 5,6 | 5,2 |
Телевизоры, тыс. шт. | ||||
Радиоприемные устройства, тыс. шт. | ||||
Холодильники и морозильники, тыс. шт. | ||||
Стиральные машины, тыс. шт. | 33,1 | 36,9 | 88,1 | 81,0 |
Швейные машины, тыс. шт. | 4,6 | 18,5 | 7,9 | 3,8 |
Велосипеды, тыс. шт. |
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002. С. 358.
Автомобильная промышленность в республике представлена 38 предприятиями на самостоятельном балансе. Среди них самыми крупными являются: Минский автомобильный завод (МАЗ), выпускающий среднетоннажные автомобили, магистральные автопоезда семейства МАЗ, автобусы, прицепы и полуприцепы, лесовозы; Белорусский автомобильный завод (БелАЗ) в г. Жодино, специализирующийся (единст-
венный в СНГ) на производстве карьерных автосамосвалов большой грузоподъемности (32^0, 45-55, 120-130, 200-220 т); Минский завод колесных тягачей (седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси), входящий в состав ФПГ "Оборонные системы"; Мо-гилевский автомобильный завод (МоАЗ), выпускающий строительно-дорожные автомобили, колесные бульдозеры, аэродромные тягачи, шахтные самосвалы. Около 80 % производимых в Беларуси автомобилей экспортируются более чем в 80 стран мира.
Создана разветвленная сеть предприятий-смежников, производящих детали, узлы, комплектующие изделия. Они размещены в Минске (рессорный завод), Гродно (заводы "Кардан", автоагрегатов), Борисове ("Автогидроусилитель"), Барановичах (автомобильных агрегатов), Осиповичах, Дзержинске и других городах.