Рыночное равновесие может измениться под воздействием неценовых факторов спроса и предложения и введения государством налогов и дотаций.
Увеличение спроса при неизменной цене приводит к смещению кривой спроса вправо (D2), уменьшение влево в положение D1 (рис. 1).
Объем спроса и предложения | |
Рис.1. Изменение рыночного равновесия и эффективности производства и потребления (излишков производителя и потребителя) при изменении спроса
В базовой ситуации равновесная цена РР, равновесный объем - QP. Излишек потребителя количественно равен площади треугольника АВМ, а производителя – ВМС. Положение кривой спроса D1 соответствует равновесная цена Р1Р и равновесный объем Q1P. Эффективность потребления (излишек потребителя) характеризуется площадью треугольника А1М1В1, а эффективность производства (излишек производителя) – В1М1С1. Как видно эффективность производства (излишек производителя) уменьшается; часть его излишка, равная площади трапеции ВКМ1В1 переходит к потребителю, еще одна часть, равная площади треугольника КММ1 составляет чистую потерю излишка производителя, т.е. чистую потерю для общества.
Эффективность потребления (излишек потребителя), как правило так же уменьшается.
Положение кривой спроса D2 соответствует равновесная цена Р2Р и равновесный объем Q2Р. Как видно эффективность производства (излишек производителя) в этом случае увеличивается: за счет потребителя на величину площади фигуры В2К1МВ и за счет увеличения равновесного объема – на величину площади треугольника К1М2М(чистое увеличение излишка).
Эффективность потребления (излишек потребителя), как правило, также увеличивается за счет увеличения равновесного объема на величину фигуры АА2М2К1 увеличение эффективности потребления зависит от соотношения площади трапеций АА2М2К1 и В2К1МВ.
Аналогичным образом изменяются эффективность производства и потребления при изменении предложения при неизменной цене под воздействием неценовых факторов, в том числе налогов и дотаций (рис. 2).[9стр.115-121]
Объем спроса и предложения | |
Рис.2. Изменение рыночного равновесия и эффективности производства и потребления (излишков производителя и потребителя) при изменении предложения.
Базовой ситуации соответствует равновесная цена РР и равновесный объем QP. Эффективность потребления (излишек потребителя) определяется площадью треугольника АВМ, а эффективность производства (излишек производителя) – ВМС.
При уменьшении предложения (положение кривой предложения S1) равновесная цена равна Р1р, а равновесный объем – Q1p. Как видно из рис. 2 эффективность потребления (излишек потребителя) уменьшается, так как площадь треугольника АМ1В1 меньше площади треугольника АВМ на величину площади трапеции В1М1МВ(потеря излишка потребителя) часть этой потери, равная площади трапеции В1М1КВ переходит к производителю, а часть, равная площади треугольника КМ1М составляет чистую потерю эффективности для общества. Эффективность производства (излишек производителя) как правило, также уменьшается. Величина потерь производителя зависит от соотношения площадей трапеций С1КМС (потеря) и В1М1КВ (увеличение за счет потребителя).
При увеличении предложения (положение кривой предложения S2 равновесная цена равна Р2р, а равновесный объем – Q2р). Эффективность потребления безусловно увеличивается на величину разности между площадями треугольников АВ2М2 и АВМ. Эффективность производства как правило тоже увеличивается. Это увеличение зависит от соотношения площадей фигур СК1М2С2 и ВМК1В2. Как известно уменьшение предложения происходит, в частности, при введении потоварного налога, увеличение – при введении потоварных дотаций.