Структура письменной работы (проекта)
Курсовая работа студента должна включать:
- титульный лист;
- содержание;
- перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц измерений и терминов (в случаях, предусмотренных методическими рекомендациями кафедры);
- введение;
- основная часть;
- заключение (выводы);
- список использованных источников;
- приложения.
Кроме перечисленных пунктов, письменная работа может иметь и другие разделы в зависимости от темы работы (проекта) и содержания рассматриваемых вопросов.
Общий объем письменной работы определяется спецификой дисциплины (специальности) и должен быть оговорен в методических рекомендациях по выполнению каждого вида письменной работы и утвержден на заседании кафедры.
Рекомендуемый объем работы:
- курсовой работы (проекта) – 20-30 печатных страниц;
Требования к оформлению курсовой работы
Все письменные работы студентов должны быть выполнены с использованием компьютера в редакторе MS Word, печататься на листах формата А4 (вертикальная ориентация), с использованием:
а) шрифта Times New Roman (Times Cyr или Times Kaz, KZ Times New Roman);
б) кегль — 14 пунктов;
в) с одинарным межстрочным интервалом;
цвет шрифта – чёрный.
Ширина полей должна составлять:
- левое – 25 мм;
- верхнее - 20 мм;
- правое и нижнее - 10 мм.
Данные требования относятся ко всем элементам, содержащимся в работе (титульный лист, заголовки, таблицы, формулы, приложения и т.д.)
Работа не должна содержать помарок, исправлений, пятен, трещин и загибов.
Абзацы должны начинаться отступом, равным 15 мм.
Текст выравнивается по ширине.
Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Небрежно оформленные работы, содержащие ошибки, к защите не принимаются.
Для курсовых работ (проектов) студентов первого и второго курсов должен включать не менее 20 наименований.
Каждый источник отражается в списке по следующим правилам:
1)Для многотиражной литературы - порядковый номер в списке; фамилия и инициалы автора; название книги (для статьи - заглавие, название сборника, журнала, его номер); издательство; год выпуска и количество страниц.
Для материалов, оригиналы которых существуют только в электронном виде (Internet, intranet) - указывается фамилия и инициалы автора; название статьи полный WEB- адрес с датой, когда данная ссылка была актуальной.
Перечень демонстрационных материалов, технических средств обучения (оборудования, плакатов, слайдов и т.д., мультимедийное сопровождение учебных занятий.
Перечень материалов | Наименование |
1.Слайд презентации. | 1.Великие географические открытия XV-XVIIвв. 2.Великие географические открытия XVII-XVIIIвв. 3.Великие первооткрыватели и первопроходцы России. 4.Перспективы развития туризма в Казахстане 5.Семь чудес света. |
2. Видеоматериал. | Великие путешественники Европы: 1.Генрих Гудзон 2.Жан Франсуа Лаперуз |
Лекционный комплекс (тезисы лекций, видеолекции, электронные конспекты лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы)
Тема 1. Введение в предмет. Зарождение туризма.
План:
1.1. Определение понятий «турист» и «туризм».
1.2. Предмет «История туризма».
1.3. Понятие истории туризма.
1.4. Временная периодизация туризма.
1.1. Определение понятий «турист» и «туризм».
На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными моментами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
- Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
- Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
- Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие эти группы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;
- туризм - это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Это обобщенное определение в некоторых случаях может быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм», которое произошло от выражения «великий тур». «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в ХVII-XVIII в. молодые представители дворянства, а в ХIХ в. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествий было знакомство с чужим культурами. Как и в прошлые столетия - во времена «великих туров» так и сегодня основное назначение туризма — знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, по и название одной из отраслей экономики Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов и посредников к туристической сфере можно отнести и другие виды предприятий и организации. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.
Таким образом, туризм - отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.
Конференция ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963) в понятие "туристы" включала лиц, проводящих в стране более суток, причем, мотивы их пребывания могут быть двоякими: либо отдых, лечение, путешествие с познавательными целями, либо деловые и семейные контакты.
В изданиях Международной Туристской Академии (Монте Карло) под понятием "туризм" разумеются "путешествия, совершаемые ради удовольствия, отдыха либо лечения — пешком, либо каким-нибудь транспортным средством", причем, основным условием признания данного путешествия как туристского есть свободный выбор его цели и исключение всяких элементов, связанных с заработком или постоянным поселением на туристских территориях
Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Республики Казахстан и иностранных государств и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туристская деятельность – это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
1.1.2. Понятие внутреннего и международного туризма.
Международный туризм как социально-экономическое явление имеет множество определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию.
Изначально, на заре становления туризма, акцент делался на его связи с транспортом, так как туризм считался частью транспортных перевозок. По мере развития туризма и превращения его в массовое явление на международном и национальном уровнях появились новые трактовки этого понятия. Туристская терминология формировалась на основе введенного Советом Лиги Наций определения международного туриста как лица, обладающего тремя признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком. В 1954 г ООН приняла следующее определение: «туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства».
В настоящее время для характеристики международного туризма Всемирная туристская организация (ВТО) использует определение Статистической комиссии ООН 1993 г.: «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловой и прочими целями». Дальнейшие определения туризма подчеркивают или дополняют его отдельные черты.
В РК термин «туризм» максимально приближен к понятию международного туризма, данному ВТО, и определяется Законом РК «О туристской деятельности» (2001 г.) как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».
Туризм подразделяется на внутренний и международный.
Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, за рубежом (выездной туризм).
В качестве признака, позволяющего выделить различные виды туризма, могут использоваться мотивационные факторы. В таком случае выделяются: деловой туризм, туризм с целью отдыха, экологический туризм, религиозный туризм, учебный туризм и хобби-туризм.
История туризма
Историей туризма называется наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.
Предметом изученияистории туризма являются закономерности возникновения, развития и становления туристского движения как социального явления.
История туризма в своих исследованиях опирается на такие вспомогательные исторические дисциплины как археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие.
Термин «туризм» адаптировался в языках разных народов только к XIX веку. В древности и средневековье люди использовали термин «путешествие». В настоящее время путешествием называется перемещение людей в пространстве и во времени независимо от цели такового.
«История туризма» в системе исторических и географических наук.
В советский период развитие современных стран Содружества независимых государств, превалировал социальный туризм, который затратно финансировался из общественных средств. В это время реже в теоретическом плане исследовалось мотивация участия конкретных людей в туристской деятельности и соответственно история становления туризма, как глобального социального явления.
Большинство предшествовавших исследователей в области истории туризма только пересказывали установленные факты тех или иных путешествий. И практически все они не устанавливали прямой связи достижений разных периодов истории человечества с конкретными социально – экономическими причинами организованных путешествий.
1.3.Временная периодизация туризма.
Путешественников во все века было много. Тем не менее, о действительном переломе в сфере туризма можно говорить лишь применительно уже к раннему новому времени.
Реальным подтверждением организации путешествий могут служить первые туристские проспекты. С этого момента французские вельможи все чаще выбирались на экскурсии в Палестину и другие страны Малой Азии.
Великое переселение народов, падение Римской империи, последовавшие за ними, политическая нестабильность и экономический спад послужили причиной ограничения всяческих путешествии. С возникновением средневековых государств, принесших позитивные перемены в политической и социально-экономической жизни общества, постепенно восстанавливаются поездки.
Таким образом, о действительном переломе в сфере туризма можно говорить лишь применительно к позднему средневековью и раннему новому времени.
Временная периодизация туризма преследует выделение внутренне однородных этапов в его развитии. В истории развития туризма различают четыре этапа: до нач. XIX в. - предыстория туризма; XIX в. - нач. XX в. - элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг; XX в. - до второй мировой войны - начало становления социального туризма; после второй мировой войны по настоящее время - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Предыстория туризма - период развития туризма до нач. XIX в. включает следующие этапы развития туризма: античный туризм, когда основными мотивами путешествий были: образование, паломничество, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков, когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени, когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция, увеличившая массив рабочего времени и впервые поставившая вопросы о необходимости рекреации рабочих и служащих.
Туризм как общественное, хозяйственное и пространственное явление имеет продолжительную и богатую традицию, восходящую к древним временам. В туристской литературе встречается много предложений, касающихся временной периодизации развития туризма, наиболее достоверными в постсоветском пространстве являются:
Периодизация К.Пшеславского (1973), которая состоит из следующих периодов:
1) туризм до конца XVIII века:
а) туризм в древности,
б) туризм во времена средневековья и эпоху Возрождения,
в) туризм в XVII и XVIII веках,
2) туризм в XIX и XX веках - до начала II мировой войны,
3) современный туризм.
И периодизация В.Б.Сапруновой в которую положены следующие критерии: технико – экономические предпосылки, социальные предпосылки и целевые функции туризма на разных этапах развития.
1. С древности до начала XIX века – предыстория туризма.
2. Начало XIX века - начало ХХ века – период элитарного туризма, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг.
3. Начало ХХ века – до начала Второй мировой войны – это начало становления социального туризма.
4. С 1945 года по настоящее время - современный этап массового туризма, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите задачи курса «История туризма»?
2. Дайте характеристику периодизации истории международного туризма.
3.Периодизация истории международного туризма по В.Б. Сапурновой ?
4. Определение понятий «турист» и «туризм»?