Антимонопольное регулирование
Основная цель антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы вынудить монополиста назначать такую цену за продукцию, которая бы приносила ему лишь нормальную, а не сверхприбыль.
К мерам антимонопольного регулирования относятся: национализация; сокращение сроков действия патентов и лицензий; разукрупнение предприятий.
Признаками монополизации рынка являются:
· рыночная доля фирмы составляет более 30%, причем это не обусловлено тем, что фирма производит новый вид продукции, является новатором в своей области или осуществляет менеджмент высочайшего уровня.
· фирма проводит нечестную конкуренцию, то есть осуществляет захват источников сырья, рынков и каналов сбыта готовой продукции, распространяет лживую рекламу, договаривается о ценах с конкурентами.
· фирма получает чрезмерную прибыль, манипулируя ценами. Всякое взвинчивание, фиксирование или резкое снижение цен должно преследоваться по закону. Влияние государства на цены является самой эффективной антимонопольной мерой.
· фирма проводит антиконкурентные слияния с другими фирмами. Обычно слияния фирм приводят к ухудшению условий конкуренции на рынке.
Существует три вида слияния фирм:
1) горизонтальное – это объединение фирм производящих сходную продукцию. Например, объединение двух нефтеперерабатывающих заводов.
2) вертикальное – это слияние фирм, в цепочке «производитель - потребитель». Например, объединение нефтедобывающей компании и нефтеперерабатывающего комбината.
3) конгломеративное – это объединение разнохарактерных фирм. Например, объединение транспортной компании, строительной фирмы и сети магазинов.
Основное внимание в антимонопольном законодательстве уделяется горизонтальному слиянию. Горизонтальные слияния разрешены только в том случае, если одна из участвующих в нем фирм находится на грани банкротства.
Большинство вертикальных слияний не подпадает под действие антитрестовского законодательства, потому что они не сильно снижают уровень конкуренции на рынке.
Конгломератные слияния в целом разрешены.
В Республике Беларусь антимонопольное регулирование осуществляется на основе принятого в 1992 г. закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
В 1994 году Комитетом по антимонопольной политике утвержден Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В настоящее время в него включены 70 предприятий Гродненской области. Так, например, Гродненский завод карданных валов, производящий 87 видов амортизаторов, является монополистом по производству двух из них. Скидельский сахарный комбинат монополист по сахару и лимонной кислоте. В общем объеме производства Гродненской области 48% занимает продукция монополистов. Таким образом, уровень монополизации рынка весьма высок. Однако, поскольку около 50% продукции поставляется на экспорт, проблему монополизации рынка не следует преувеличивать.
Темы докладов и рефератов
1. Несовершенная конкуренция и ее регулирование государством.
2. Деятельность транснациональных корпораций.
3. Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции.
4. Теории несовершенной конкуренции И.Шумпетера, Дж. Робинсона, Э.Чемберлина.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение и назовите признаки совершенной конкуренции.
2. Дайте определение и назовите признаки чистой монополии.
3. Назовите виды монополий.
4. Дайте определение и назовите виды олигополии.
5. Дайте определение монополистической конкуренции.
6. Назовите важнейшие факторы, имеющие значение в условиях монополистической конкуренции.
7. Назовите показатели, характеризующие уровень концентрации рынка.
8. Назовите признаки монополизации рынка.
9. Назовите и охарактеризуйте виды слияний фирм.
Теория фирмы
9.1. Фирма и предприятие, их цели и функции.
9.2. Организационно-правовые формы фирм.
9.3. Производственная функция и закон убывающей отдачи.
9.4. Издержки производства.
9.5. Масштаб производства.
9.6. Доход фирмы и его виды.
9.7. Прибыль и рентабельность.