Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. 4 страница
Рис.Взаимосвязь издержек произ-ва
Основные соотношения между средними и предельными издержками:
· Кривая МС не зависит от FC, так как FC не зависит от объема производ-ва, а МС — это издержки, связан-е с приростом выпуска продукции.
· Пока МСостаются АС, кривая ср-х издержек имеет отриц-ый наклон. Это означ-т, что производ-во дополнит-ой ед-цы продукции уменьш ср-е издержки.
· Когда МС= АС, это значит, что средние издержки перестали падать, но еще не начали расти. Это точка минимальных средних издержек (АС = min).
· Когда МС становятся АС, кривая ср-х издержек идет вверх, что означает увелич-е ср-х издержек в рез-те производ-ва дополнит-ой единицы продукции.
· Кр МС пересекает кривую AVC и кривую АС в точках их min значений.
Эффект масштаба производства-соотношение между изменением объемов производства и изменением количества всех используемых ресурсов, проявляющееся в динамике средних общих издержек.
Рост масштабов производства сопровождается: -Положит-м эф масштаба произв-ва. Проявл в снижении средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и назыв возрастающей отдачей от масштаба (экономией от масштаба). Такая зависимость означает, что объем производства растет быстрее затрат ресурсов.Данный эффект определяют следующие осн факторы: специализация ресурсов, эффективное использование капитала,возможность производства попутных продуктов.-Отрицат-м эф масштаба произв-ва. Проявл в росте средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и назыв убывающей отдачей от масштаба. Такая зависимость означает,что объем производства растет медленнее,чем затраты ресурсов.-Постоянным эф масш произ-ва. Проявл в неизменности средних издержек при увеличении объема производства и назыв постоянной отдачей от масштаба. Это означает,что объем производства и затраты ресурсов растут в одинаковой пропорции
Типы рыноч структур
Типы рыночных структур | Количество и размер фирм | Характер продукции | Барьеры | Доступность информации | Влияниена цену |
Совершенная конкуренция | Много мелких | Гомогенная однородная | Отсутствуют | Полная доступность | Не оказываю |
Монополист конкуренция | Много небольших | Дифференцированная | Низкие | Некоторые ограничения | Частично |
Олигополия | Несколько крупных | Однородная и гетерогенная | Высокие | Существенные ограничения | Есть, Частично |
Чистая монополия | Одна | Уникальная | Непреодолимые | Недоступна | Есть, Высокое |
Рассмотренные рыночные структуры распадаются на две группы: реальные типы и идеальные (абстрактные) типы. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. Совершенная конкуренция и чистая монополия как рыночные структуры не описывают сколько-нибудь большое число реально существующих рынков, а представляют собой скорее абстрактные типы рыночных структур. Это означает, что весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции.
Модель рынка совершенной конкуренции. На рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно.
Доля каждой фирмы в общем объеме предложения отрасли настолько мала, что любое её решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.
Любая фирма в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. Фирма является ценополучаетелем, следовательно, она не имеет собственной ценовой политики.
Все фирмы отрасли производят однородную продукцию. Поэтому покупателю всё равно, у какой фирмы её покупать.
Вступление новых фирм в отрасль не встречает никаких препятствий.
Доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю.
Таким образом, конкурентная фирма всецело зависит от рыночных условий и в то же время она независима от других фирм отрасли. Фирма не имеет никакой стратегии рыночного поведения. Конкурентный рынок – это абстракция, теоретическая модель и в то же время реальность, т.к. многие реальные рынки близки по своему характеру к идеальным (рынок зерна, нефти, ино-ых валют).
Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный образец для сравнения и оценки реальных экономический процессов.
51. Максимизация прибыли конкурентной фирмы. В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т. д.), которые она использует. Экономические прибыли, к которым фирма стремится, определяются как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Данные о доходе и данные об издержках должны быть сведены вместе, с тем, чтобы можно было определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыль. Существуют два подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех основных рыночных структур.
52.Процесс максимизации прибыли конкурентной фирмы на кратко-срочных временных интервалах. Существует два подхода к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки: 1.На основе сравнения валового дохода и валовых издержек (TR и TC). 2.На основе сравнения предельного дохода и предельных издержек (MR и MC).Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками.
В краткосрочном периоде часть валовых издержек фирмы является пере-менными издержками, а остальные-постоянными издержками. Итак, конкурентной фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо 1) экономическую прибыль, либо 2) убыток, который меньше, чем её постоянные издержки.
При этом фирма должна стремиться производить такой объём продукции, который или максимизирует её прибыли, или минимизирует убытки. Таким образом, в деятельности фирмы в краткосрочном периоде возможны 3 случая:
1 случай максимизации прибыли,
2 случай минимизации убытков,
3 случай закрытия.
Прибыли фирмы будут максимизироваться при таком объёме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину
Фирма будет минимизировать свои убытки производя такой объём про-дукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину . Однако, если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путём закрытия.