Экономические системы и собственность
Экономические системы подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную. С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества. Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде государств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности. Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяемые рынком, цены. Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значительна. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы — использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономики. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания. В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переходной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.
Производство
Производство, составляющее основу экономики, всегда стоит на «трех китах»: рабочей силе человека, предметах труда и средствах труда. Рабочая сила — это люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Все то, на что направлен труд человека, называется в экономической науке предметами труда, т. е. это то, из чего производятся материальные блага (древесина, камень, глина, железная руда и т. д.). С развитием техники, а также знаний о природе человек научился создавать такие предметы труда, которых в природе не существует, например пластмассы, синтетические волокна и т. д. Средства труда — это то, чем или с помощью чего производятся материальные блага. А вместе предметы труда и средства труда представляют собой средства производства. Трудовая производственная деятельность человека неотделима от техники. Под техникой принято понимать созданные людьми орудия труда, средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства. Техника прошла в своем развитии ряд различных этапов. Вспомним из истории: скачок в развитии техники в период неолита, появление новых орудий труда повлекли за собой переход от хозяйства присваивающего к производящему и к оседлому образу жизни. Второй значительный скачок в развитии техники приходится на ХVIII–XIX вв. Этот период называют еще промышленной революцией, когда машинный труд вытеснил труд ручной. И, наконец, в 40–50-х годах ХХ века начинается научно-техническая революция, результатом которой является освоение космического пространства, появление многообразных синтетических материалов, внедрение достижений информатики и вычислительной техники во все отрасли хозяйства и повседневную жизнь людей. ХХ век стал веком перехода к автоматической технике, однако это не значит, что человек перестает при этом трудиться; изменяются лишь содержание и характер труда, он перестает быть тяжелым, физически утомительным. Труд ради производства материальных благ является основой жизни человеческого общества. Он должен быть непрерывным, потому что нетрудно представить себе, что произойдет, если даже на короткий срок прекратится производство электроэнергии, угля, хлеба, тканей и т. д. «Труд есть отец богатства» (У. Петти, английский экономист XVII века).
Обмен и торговля
Обмен — действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Обмен возник тогда, когда стали появляться излишки продуктов. Земледельческие племена меняли сельскохозяйственные продукты на животноводческие, производимые скотоводами. Затем, вместо обмена излишками, появился прямой товарообмен — товар производили не для собственного потребления, а для замены его на другие необходимые продукты. Производители специализировались на выпуске одного вида товара и меняли его на другую необходимую им продукцию. Производство базировалось на натуральном хозяйстве, признаками которого были: замкнутый характер хозяйства; производство простого продукта: попадание продукта к потребителю, минуя посредников; выполнение производителем всех видов работ (его труд универсален).Натуральный обмен — все, что производилось хозяйствами, потреблялось ими или обменивалось на другие продукты или товары. В современной экономике обмен товарами называют бартером. Бартерный обмен был широко распространен до тех пор, пока в нем участвовало небольшое количество участников и несколько товаров. С расширением обмена более удобным стало использование такого товара, который долгое время не портился, сохранял свои свойства и был достаточно ценным. Этот товар стал всеобщим эквивалентом, заменявшим деньги. Сначала в качестве всеобщего эквивалента использовали специи, соль, меха, скот, а затем драгоценные металлы (золото и серебро). Постепенно драгоценные металлы вытеснили другие натуральные эквиваленты денег, так как они обладали большой ценностью, не теряли своих качеств (не портились), были удобны для хранения и деления на части. Позже появились бумажные деньги, которые были удобнее в торговле: они не так много весили, большие суммы было легче переносить. Торговля — обмен денег на право собственности на товар (вещь или услугу). Для осуществления торговли необходимо, чтобы вещи одинаково ценились участниками. Торговля обеспечивает богатство, созданию богатства помогают рынок и деньги. Торговля требует затрат времени, денег (аренда магазинов, транспорта для доставки), усилий (ведение переговоров). Эти функции реализует продавец — посредник между производителем и покупателем. Одним из двигателей торговли является реклама — информация о товаре, которая делает его популярным. Виды торговли:
а) внутренняя торговля — оптовая и розничная торговля внутри страны. Оптовая торговля — купля-продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной. Розничная торговля — купля-продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления; б) внешняя торговля — торговля между государствами. Ввоз товаров — экспорт, вывоз — импорт.
Рынок и рыночный механизм
Рыночная экономик — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок. Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. Рыночной экономике присущи следующие признаки:
- господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
- принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; а государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;
- главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка. Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения. Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара. На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем. Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены. На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством. Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность.
Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены. На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века. Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводств). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным. Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибылью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции. Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Предпринимательство
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) | Предпринимательство |
Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами | Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг |
Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.
В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
- субъекты предпринимательства — частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство;
- объекты предпринимательства — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
Субъекты предпринимательства: Юридическое лицо — организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Признаки юридического лица:
- независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
- наличие имущества;
- право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
- право осуществлять от своего имени экономические операции;
- самостоятельная имущественная ответственность;
- право выступать от своего имени в суде.
Виды юридических лиц:
- коммерческие — имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);
- некоммерческие — не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).
Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии. Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяются те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.
Виды предпринимательства:
- производственное предпринимательство — осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
- коммерческое предпринимательство — состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
- финансовое предпринимательство — является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;
- посредническое предпринимательство — проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
- страховое предпринимательство — особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.
Формы предпринимательства.
По признаку объектов предпринимательства:
- Малый бизнес (до 50 человек):
- Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
- Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка
- Средний бизнес (до 500 человек) — он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
- Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) — отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.
По типу фирм:
- Индивидуальное, или частное предпринимательство — бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.
- Товарищество, или партнерство — бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.
- Кооператив — похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.
- Корпорация — совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация — акционерным обществом (АО).
Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
- свобода предпринимательской деятельности;
- инициативная и самостоятельная деятельность;
- получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
- юридическое равенство различных форм собственности;
- законность в предпринимательской деятельности;
- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- государственное регулирование:
- прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);
- косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).
Функции предпринимательства:
- ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
- организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
- творческая — использование новаторства в деятельности.
Деньги
Деньги — особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента (измерителя всех товаров). Деньги выражают стоимость всех товаров и услуг и используются для равноценного обмена товаров и услуг между собой. Деньги возникли несколько тысяч лет назад (во II в. до н. э. в Египте). В древности больше всего были популярны монеты из ценных металлов: золота и серебра. Национальная валюта — это денежная единица какой-либо страны, используемая в ней самой и для международных расчетов. В России это рубли, в Англии — фунты, в США — доллары и т. д. Во многих государствах для резерва финансовых средств и повышения стоимости собственной валюты используют золотой стандарт. Золотой стандарт — денежная система, в которой всеобщим эквивалентом является золото, его частично используют в обращении и на него разменивают денежные купюры. Функции денег: деньги являются средством торговли и обращения, мерой стоимости, счетной единицей, средством накопления и сбережения. Виды денег: бумажные купюры, биллонные монеты (монеты из металлов), кредитные деньги (векселя, пластиковые карточки). Инфляция — обесценивание денег из-за выпуска денежной массы сверх потребностей товарооборота. Деньги выпускаются в большом количестве, а выпуск товаров остается прежним. Население стремится быстрее избавиться от обесценивающихся денег и купить как можно больше товаров. Однако размер денежной массы не соответствует количеству товаров. Дефицит (нехватка) товаров приводит к повышению цен и дальнейшему обесцениванию денежных единиц. Причины инфляции. Источником инфляции может стать господство монополий, чрезмерные расходы государства на военную отрасль, истощение золотого запаса страны из-за хищений и коррумпированности чиновников. Часто инфляция возникает во время форс-мажорных обстоятельств: войны, природных катаклизмов, мировых экономических кризисов. Виды инфляции. По темпам роста цен выделяют: а) умеренную (или ползучую) инфляцию — цены на товары поднимаются постепенно и не более чем на 10% в год; б) галопирующую — происходит быстрый подъем цен, от 10 до 200% в год; в) гиперинфляцию — возникает при сверхбыстром росте цен (более 200% в год).Последствия инфляции: дефицит товаров и продуктов, обесценивание денежных сбережений населения, ухудшение экономического благосостояния населения, социальная напряженность в обществе, крах денежной системы и утрата деньгами своих функций при гиперинфляции. Антиинфляционная политика заключается в приспособлении к инфляции или в борьбе с ней. Приспосабливаясь к инфляции, государство контролирует цены и повышает зарплаты. Бороться с инфляцией правительство может с помощью сокращения денежной массы путем изъятия избытка денег из обращения (дефляция); с помощью укрупнения и обмена денежной единицы (деноминация).