Современная структура процесса банкротства
Государственное антикризисное регулирование (ГАР)
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение организаций и на экономику в целом, путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения инструментов ограничения или мотивации какой-либо деятельности.
Под государственным антикризисным регулированием (ГАР) следует понимать политику государства по защите предприятий от кризисных ситуаций и предотвращении банкротства.
ГАР исходит из анализа ситуации и максимально конкретной и ясной постановки целей, разработки инструментов, способных преобразовать кризисные ситуации в направлении решения поставленных задач. Отправные целевые установки ГАР и способы их реализации содержатся в программных документах Правительства РФ, которое, как главный орган исполнительной власти страны, призвано координировать и контролировать ход и результаты мер ГАР.
ГАР имеет 2 стороны: 1. регламентационную, определенную законодательством; 2. творческую, которая рассматривает способности внешнего управления для достижения определенных положительных результатов;
Формы государственного регулирования экономических процессов:
1. правовая– законотворчество и обеспечение соблюдения законодательства;
2. административная – издание постановлений, распоряжение, нормативных документов и других решений государственных и муниципальных органов по административному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов.
3. экономическая– создание условий для развития деловой активности коммерческих организаций в направлении государственных и муниципальных приоритетов;
4. социальная – издание документов, регламентирующих воспроизводство кадров, участие работников в хоз.деятельности;
5. экологическая – понуждение хозяйствующих субъектов к выполнению природоохранных мероприятий, выдача тех.условий фирмам, осуществляющих размещение промышленных и других объектов.
6. информационные - создание постоянно обновляющегося информационного поля для функционирования хозяйствующих субъектов в приоритетном направлении;
Участие государственных институтов в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено двумя основными задачами и вытекающими из них функциями:
1. Задача:профилактика кризисных потрясений и связанного с этим падения уровня жизни населения; Функции: не допускать кризисного разрушения фирм, которые имеют ресурсы для продолжения деятельности; (государственная поддержка)
2. Задача:поступательное развитие национальной экономики, как основы неуклонного повышения уровня жизни населения; Функции:своевременно отсечь у разрушающихся фирм наиболее болезненные участки, чтобы они не погубили другие их части, способные к расширенному воспроизводству (государственная санация).
Цель Государственного антикризисного регулирования– минимизировать социальные издержки волнообразного функционирования рыночной экономики и максимизировать производственно-экономический эффект от радикальных мер в отношении кризисных фирм с точки зрения поступательного общественного развития.
Меры антикризисного регулирования можно разделить на две группы:
1. Профилактические, создание поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятия.
§ консультирование по законодательным вопросам;
§ создание антикризисных компаний по антикризисному регулированию
2. Меры, применяемые к должникам-банкротам
- Меры по предупреждению банкротства,
- Судебные меры
Современная структура процесса банкротства.
Первый подход – объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, даже под угрозой ликвидации. Второй подход – субъективный: банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого < размера обязательств. Стадии банкротства: Скрытая стадия банкротства, Финансовая неустойчивость, Явное банкротство.
Банкротством предприятия называется – цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами.
Виды банкротства: 1. Специфическое банкротство, связанное с субъективными причинами, т.е. конкретное предприятие не смогло выполнить своих обязательств по отношению к кредиторам. 2. Массовое банкротство, т.е. методы государственного регулирования не являются адекватными по отношению к большей части предприятий.
Этапы банкротства хоз.организации в РФ:
1 этап. Установление несостоятельности (банкротства).
ФЗ №127«Несостоятельность – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». (в течение 3 месяцев)
2 этап. Процесс в арбитражном суде.
Обращаться в арбитражный суд по делу о несостоятельности могут: сам должник, кредитор, прокурор.
Кредитор может отозвать все заявления из арбитражного суда, должник нет.
Арбитражный суд принимает дело к производству, если требования к должнику превышают 500 МРОТ.
При рассмотрении дела о банкротстве применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
3 этап. Реорганизационные процедуры (санация).
· реорганизация долга без изменения статуса юридического лица фирмы – если кризис. состояние носит времен. характер; восстановление кредитоспособности может быть проведено за счет средств бюджета, если это госпредприятие, целевого банковского кредита, выпуска цен. бумаг и т.п.
· реорганизация долга с изменением статуса юридического лица – реорганизация фирмы.
4 этап. Ликвидация фирмы (конкурсное производство).
Конкурсный управляющий:
- оценивает активы, долги и определяет конкурсную массу;
- продает имущество и вырученные средства направляет в следующей очередности:
* вне очереди – судебные расходы и расходы по осуществлению конкурсного производства;
*погашение требований кредиторов:
1
4 Антикризисные стратегии промышленной фирмы
Антикризисная стратегия представляет собой программный документ, содержащий название целей, ресурсы и способы их вовлечения, технологию решения задачи по выводу ее из кризиса.
Антикризисную стратегию, необходимо формировать, с учетом следующих факторов:
-причин наступающего (или уже наступившего) кризиса;
-особенностей российского законодательства, регламентирующего вопросы банкротства предприятий;
-факторов внутренней и внешней среды, которые влияют на деятельность и состояние данной организации.
Методика выбора антикризисной стратегии и тактики содержи следующие этапы:
1. Полный финансовый анализ состояния предприятия на текущий момент.
Необходимо провести детальный поквартальный анализ финансового положения предприятия не менее чем за три года до отчетной даты. Целесообразно проанализировать состояние предприятия с момента его образования, либо с момента последней крупной реструктуризации (расширение или уменьшения производства).
2. Составление прогноза состояния предприятия. Для этого:
1.необходимо воспользоваться результатами финансового анализа, проведенного на предыдущем этапе. Убыточность финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие находится под угрозой банкротства.
2.рассчитать вероятность наступления банкротства, воспользовавшись методом дискриминантного анализа
3. Построение кривой жизненного цикла для данного предприятия.
4. Определение текущего местоположения предприятия на кривой жизненного цикла. При построении кривой финансовый анализ текущего состояния предприятия позволит определить «сегодняшнее» положение предприятие на этой кривой.
5. Непосредственно выбор стратегии антикризисного управления. Он производится на основе всей той информации и теоретических посылок, которые были изучены.