Цели и задачи освоения дисциплины
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Мировая экономика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по дисциплине
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Направление подготовки: 080100 "Экономика"
Профили подготовки: Мировая экономика,
Финансы и кредит,
Налоги и налогообложение,
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2011 г.
Методические указания для самостоятельной работы студентов составлены доц., к.э.н. Смирновой С.Н.. и обсуждены на заседании кафедры "Мировая экономика"факультета экономики и менеджмента,
протокол № 7 от «30» августа 2011 г.
Зав. кафедрой _______________________В.И. Белоцерковский
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов направления подготовки 080100 «Экономика» очной формы обучения при изучении дисциплины «История экономических учений» может включать следующие виды работ:
- подготовку к практическим занятиям, к промежуточной аттестации;
- самостоятельное изучение разделов (тем) дисциплины;
Организация преподавателями самостоятельной работы студентов включает:
- разработку учебно-методической документации по дисциплине, в том числе ч. методических указаний для самостоятельной работы студентов;
- разработку и доведение до сведения студентов планов проведения практических занятий;
- обеспечение студентов сведениями об источниках информации для подготовки к участию в практических занятиях (учебная литература, периодические издания, электронные ресурсы, учебно-методический комплекс ТулГУ и т.д.);
- проведение консультаций;
- разработку критериев оценки качества самостоятельной подготовки студентов.
Контроль самостоятельной работы студентов включает:
- оценку активности и качества работы на практических занятиях;
- оценку полноты использования источников информации;
- контроль освоения дисциплины в процессе промежуточной аттестации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является обеспечение знания студентами общей логики становления и развития экономической науки с древнейших времен до настоящего времени, что составляет основы профессиональной культуры экономиста.
Задачами освоения дисциплины являются:
- изучение основных этапов и направлений развития экономической науки, а также вклада выдающихся представителей различных школ экономической мысли;
- изучение методологических подходов и методов исследования теоретических проблем;
- формирование историзма, масштабности и реализма экономического мышления;
- аккумуляция экономического опыта и использование его для решения современных экономических проблем
Дисциплина «История экономических учений» относится к дисциплинам базовой части учебного цикла Б3 Профессиональный цикл. Для успешного освоения необходимы подготовка студента в соответствии с требованиями, предъявляемыми к поступающим в вуз, знание дисциплин «История», «Иностранный язык», изучаемых в университете. Освоение данной дисциплины служит базой для изучения таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Макроэкономика».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- сознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории, основные особенности и представителей ведущих школ и направлений экономической науки;
2. Уметь:
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы, инструменты на микро- и макроуровне;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
3. Владеть:
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
- сознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Преподавание дисциплины строится на базе лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, сдачи зачета.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1.1. Предмет, методы и функции истории экономических учений
1. 2. Экономическая мысль Древнего мира
1.3. Экономическая мысль Древней Руси
Задания для самостоятельной работы:
1. Чьи интересы выражает свод законов царя Хаммурапи и каково его значения для экономического развития Древнего Вавилона?
2. Как рассматривали общественное разделение труда Платон и Ксенофонт?
3. Охарактеризуйте взгляды Аристотеля на справедливый обмен
4. В чем отличие Домостроя Ксенофонта от Домостроя Сильвестра?
5. Охарактеризуйте основные положения Русской Правды. Сравните законы царя Хаммурапи с Русской правдой.
Темы докладов и рефератов
1. Экономическая мысль древнего и средневекового Китая
2. Экономические аспекты проектов «идеального государства» Платона.
3. Экономические взгляды Аристотеля
4. Экономическая мысль Древней Руси: Русская Правда, Поучение Владимира Мономаха
5. Нобелевские лауреаты по экономике: В. Леонтьев.
Задания для самопроверки
1. По Аристотелю экономия – это…
а) домоводство;
б) производство продукции;
в) искусство управления;
г) предпринимательство.
2. В идеальном государстве Платона управлять должны…
а) воины; б) земледельцы; в) философы; г) торговцы
3. К выдающимся представителям античной экономической мысли относятся:
а) Ксенофонт, б) Конфуций, в) Каутилья, г) Платон
4. К особенностям русской цивилизации можно отнести….
а) индивидуализм
б) коллективизм
в) нестяжательство
г) стремление разбогатеть любой ценой
5. Метод исследования, состоящий в том, что при изучении экономических учений учитывается, что они отражают представления различных социальных групп, называется…
а) сравнительный анализ,
б) конкретно-исторический подход,
в) плюралистический подход,
г) экономическое ретромоделирование
Рекомендуемая литература
1. Синельник Л.В. История экономических учений [Электронный ресурс] – КноРус, 2010- Электронная версия книги. – Гл. 1. –С. 11-20.
2. Автономов, В.С. История экономических учений : учеб. пособие для экон. вузов / В.С. Автономов [и др.];под ред.: В.С.Автономова и др. — М. : ИНФРА-М, 2004 .— Гл. 1- С. 11-27.