Государственные натурные гранты

Одним из способов привлечения инвестиций в приоритетные секторы казахстанской экономики является предоставление государственных натурных грантов. Согласно Закону Республики Казахстан от 28 февраля 1997 года «О государственной поддержке прямых инвестиций», государственные натурные гранты являются одной из форм льгот и преференций, предоставляемых инвесторам для реализации инвестиционного проекта (ст. 7). Закон о земле в качестве одного из видов таких грантов называет земельные участки, предоставляемые «безвозмездно в собственность или в землепользование инвестору в порядке, установленном этим Законом и законодательством о государственной поддержке прямых инвестиций» (ст.9(5)). По Закону о земле, инвесторы (как казахстанские, так и иностранные) могут получить «земельные участки и право землепользования в виде государственных натурных грантов» (ст. 8).

В результате поиска нормативных правовых актов, регулирующих порядок и размер земельных участков предоставляемых инвестору в качестве государственных натурных грантов, нам удалось найти два документа. Это Правила предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики16 и Инструкция о размерах и порядке предоставления льгот и преференций.17 Однако, в отношении передачи земельных участков инвесторам в качестве государственных натурных грантов эти акты говорят лишь, что земельные участки, как основные средства, могут передаваться в качестве государственных натурных грантов,18 а также, что государственные натурные гранты предоставляются инвесторам в собственность в размере, не превышающем 30% от объема прямых инвестиций в основные средства.19 В случае же, если стоимость испрашиваемого натурного гранта превышает указанный максимальный размер, инвестор имеет право на оплату возникающей разницы в установленном законодательством порядке.20

16 «Правила предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики», утверждены Указом Президента РК от 6 марта 2000 года.

17 Инструкция «О размерах и порядке предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики» утверждена Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по инвестициям 14 апреля 2000 г.

18 «Правила предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики», п.8(1).

19 Инструкция «О размерах и порядке предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики», п. 13.

В нашей практике иностранные инвесторы, работающие в несельскохозяйственных секторах экономики, получали земельные участки в качестве государственных натурных грантов. Однако, нам неизвестно, имеются ли прецеденты получения в качестве государственных натурных грантов земель сельскохозяйственного назначения иностранными инвесторами. Исходя из того, что Инструкция о размерах и порядке предоставления льгот и преференций относит к приоритетным секторам экономики, в которые привлекаются прямые инвестиции, сельское хозяйство,21 можно предположить, что сельскохозяйственные земли могут быть переданы иностранному инвестору в качестве государственного натурного гранта.

21 Инструкция «О размерах и порядке предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики», Приложение 3.

Вопросы для обсуждения по теме «Рынки с ассиметричной информацией»:

  1. В чем преимущества и недостатки рынка?
  2. Что понимается под выражением «провалы рынка» или «фиаско рынка»?
  3. Какие ситуации свидетельствуют о «провалах рынка»?
  4. Чем вызвана необходимость вмешательства государства в рынок?
  5. Каким образом государство «нейтрализует» «провалы рынка»?
  6. Как свойства общественных благ порождают проблему «безбилетника»?
  7. Как размеры потребительских групп влияют на остроту проблемы «безбилетника»?
  8. Каким образом государство борется с «зайцами»?
  9. В чем суть решения проблемы отрицательных внешних эффектов, предложенного А.С.Пигу?
  10. В чем суть решения проблемы отрицательных внешних эффектов, предложенного, Р. Коузом?
  11. Что общего и какие различия имеют подходы Пигу А.С. и Коуза Р.к решению проблемы отрицательных внешних эффектов?

Таблица 1 Характеристика подходов к решению проблемы справедливого распределения экономических благ

Название подхода Сущность подхода Задачи правительства
       

-

Лекционный комплекс

Наши рекомендации