Методика преподавания дисциплины по видам занятий
Методические рекомендации
По истории отечественного государства и права
Для студентов очного обучения
Учебный план юридического вуза представлен системой научных дисциплин, которые в своей совокупности определяют содержание профессиональной подготовки специалиста - юриста.
Как в любом строении есть фундамент, без которого оно не может быть устойчивым, прочным, так и в строении, составляющем юридическую профессию, есть свой фундамент. Его частями, элементами является ряд учебных дисциплин и среди них -«Проблемы регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период».
«Проблемы регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период» создает историческое основание тех знаний и умений, которые студенты получают в результате изучения общеюридических и отраслевых дисциплин. Она обогащает студентов знанием историчного опыта, проникновением в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право. Вышесказанное характеризует место проблем регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период в системе юридического образования и ее общие задачи.
Общественные отношения, которые изучаются проблемами регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период»- государство и право - составляют предмет юридической науки.
Вместе с тем надо иметь в виду, что проблемы регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период изучает государство и право на территории нашей страны 1922-1927гг. Это значит, что дисциплина «Проблемы регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период» - наука историческая.
Таким образом, важнейшая отличительная черта проблем регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период состоит в том, что она является одновременно наукой и учебной дисциплиной, т.е. юридической и исторической.
Методика преподавания дисциплины по видам занятий
Учебной программой и тематическим планом по проблемам регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период предусмотрены следующие виды занятии: лекции, семинары, самостоятельные работы под руководством преподавателя и контрольные работы.
Лекции являются ведущей формой проблем регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период. В процессе чтения лекций по проблемам регулирования экономики в период НЭПа и постсоветский период реализуются следующие основные функции:
- передача новых знаний по Истории отечественного государства и права;
- формирование научного мировоззрения и правового сознания;
- вооружение студентов методологией познания и практического действия.
Важнейшие требования, предъявляемые к лекциям по Истории отечественного государства и права - это высокий идейно-теоретический уровень, умелое сочетание научного и учебного подхода, аргументированное изложение наиболее сложных проблем курса, тесная связь с современностью, логическая стройность и убедительность, целенаправленность выводов, простота и доходчивость изложения.
Темы лекций по дисциплине История отечественного государства и права определяются тематическим планом. Перед преподавателем стоит задача наметить учебные, развивающие и воспитательные цели лекции, осмыслить ее логическую структуру, сформулировать проблемные вопросы и задачи для ориентации обучаемых на плодотворную самостоятельную работу и составить развернутый план. Уяснение целевой установки включает определение ее теоретико-познавательных, научно-методических и воспитательно-развивающих задач.
Теоретико-познавательная цель предусматривает необходимость вооружить обучаемых новыми знаниями по данной теме, рассмотрев их методологическое значение в системе курса Истории отечественного государства и права.
Вместе с тем необходимо учитывать, что на 1 курсе студенты проходят курс теории государства и права - фундаментальной базовой общетеоретической юридической науки, в ходе изучения которой студенты рассматривают основной понятийный аппарат. Вследствие этого в лекциях по Истории отечественного государства и права не дается подробного объяснения всех юридических терминов и отраслевых юридических тонкостей.
Учитывая наличие преподавания в университете схожих исторических и юридических дисциплин, а также определенного фонда учебников и учебных пособий по Истории отечественного государства и права. В лекции рассматриваются не все вопросы программы, а лишь наиболее сложные и фундаментальные, нередко дискуссионные проблемы, которые имеют первостепенное значение для формирования правового сознания, научного мировоззрения, профессиональной подготовленности юриста-правоведа.
Целевая установка определяет целостность и внутреннюю структуру лекции. Исходя из нее, составляется план лекции.
Контрольные тесты по Истории отечественного государства и права выполняются в виде письменных ответов на предварительно доведенные до студентов примерные вопросы по разделу курса или по ряду пройденных тем.
Они имеют цель проверить глубину знаний обучаемых по указанным темам и их умение письменно излагать программный материал.
Самостоятельная работа студентов занимает важное место в учебном процессе и является одним из главных методов глубокого и всестороннего изучения программного материала по курсу Истории отечественного государства и права. Она способствует формированию историко-правового мировоззрения, глубокому усвоению знаний, развивает самостоятельность мышления, организованность, целеустремленность, самоконтроль, дисциплинированность и настойчивость в труде.
Самостоятельная работа в широком понимании - это активная работа студентов, направленная на глубокое, творческое овладение программного материала, приобретение практических навыков самообразования и методики исследования.
Как форма учебного процесса самостоятельная работа включает в себя следующие основные направления деятельности обучаемого:
предварительное изучение учебной программы по дисциплине;
ознакомление с литературой по теме предстоящей лекции, слушание лекции, проведение осмысленной записи с последующей ее доработкой;
изучение и анализ рекомендованной литературы и выполнение контрольных заданий;
выяснение возникших вопросов на консультации у преподавателя.