Сущность и особенности международного менеджмента и бизнеса
Международный бизнес (МБ) – деловые взаимоотношения фирм разных стран, направленные на извлечение прибыли из преимуществ межстрановых деловых операций.
Составные части МБ:
- доход от продажи данного товара в другой стране
- налаживание фирмой одной страны производства в другой стране
- предоставление услуг совместно фирмами 2-х стран
Особенности МБ:
1. доступность и всеобщность – наличие потенц. возможностей
2. ступенчатость развития – движение от малого и простого к сложному и объемному (все крупн. корпорации раньше были маленькими)
3. технологическая глобализация (можно эффек-но работать, не выходя из офиса; можно работать в режиме реального времени; охват через Интернет любых товарных рынков)
4. финансиаризация – т.е. финансовое содержание деловых операций явл. сердцевиной междун. бизнеса.
5. сложные взаимоотношения национ-го и интернац-го (противоречивые):
- взаимопроникновение не только товаров, но и деловой культуры
- стремление сохранить национ самобытность
По сравнению с национальным, международный бизнес предоставляет серьезные дополнительные возможности: экономические, организационные, технологические, культурные.
Экономические возможности связаны с доступом к новым рынкам, ресурсам, правовым условиям труда.
К экономическим возможностям можно отнести также обратную оценку страновой ситуации и конкурентную поддержку государства.
Обратная оценка страновой ситуации означает, что недостатки в экономике другой страны дают дополнительные возможности иностранным предприятиям. Последние заполняют нишу, образовавшуюся в результате местных недоработок и ошибок. То, что на рынке страны-импортера является нормой, на зарубежном рынке может выглядеть как преимущество.
Конкурентная поддержка государства связана с тем, что практически все страны создают преимущества для отечественных производителей-экспортеров. Это выгодно с точки зрения национальных социально-экономических интересов за счет увеличения занятости. Формы поддержки могут быть самые разнообразные: льготное кредитование и налогообложение, государственные заказы и ценовые инвестиции.
Организационные возможности связаны со взаимообогащением в области бизнеса в части знаний современной теории и передовой практики, новейших экономических систем и моделей. Достижения из одних регионов стремительно перемещаются в другие.
Технологические возможности связаны не только с высокими производственными и нано-технологиями, но и рядом других аспектов. Среди них: мировая система информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, мировые сырьевые биржи и т.д. Осуществлять современный бизнес можно принципиально по-новому, в виртуальном режиме.
Культурные возможности означают использование совокупности местных традиций и национальной культуры в ведении бизнеса. С этим связан и учет определенных ограничений, характерных для данной страны.
Международный менеджмент (ММ) – управление с использованием конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в др странах, опираясь на особенности их экономик
Отличия международного менеджмента:
1. Специфика внешней среды, т.е. условия для бизнеса (общие особенности эк-ки, традиции и стереотипы поведения, культура) Экономика каждой страны может быть оценена с точки зрения уровня ее развития, состояния трудовых отношений, производственных технологий и налоговых систем. Кроме того, важнейшее значение имеет национальная правовая база бизнеса, его защищенность, уровень рисков и степень гарантий.
Национальные традиции и стереотипы поведения во многом определяют бизнес-этику каждой страны. Бизнесмены, так же как и представители других профессий, являются носителями своего национального менталитета. Последний во многом определяет поведение людей в жизни и бизнесе.
2. Отличие людей – иные потребности и ценности. То, что очень важно для одной нации, может практически не иметь ценности у другой. Эти различия проявляются и в отношении к работе, и в подходах к бизнесу.
3. Качественно новая информационная база по профессиональным знаниям, языку и др.
4. Управление изменениями – готовность к ним или консерватизм
Так важной отличие ММ от национ-го – это учет и использование в управлении особенностей нац. эк-ки и культуры
Задачи ММ:
1. Изучение и анализ внешней среды для поиска и реализации конкурентных преимуществ
2. Анализ и оценка культурного фонда с целью его использования
3. Максимизация эффекта использования экон. потенциала и правовых условий через выбор организационных форм бизнеса.
4. Изучение менталитета и индивид психологии работников с целью использования их особенностей
5. Максимальное использование бизнес-сервиса в сферах финансов, технологий, информаций и т.д