Производственная себестоимость
Полная себестоимость =производственная себестоимость + коммерческие расходы, расходы по подготовке кадров, на содержание персонала, транспортные расходы
Расходы по признаку участия в производственном процессе:
Основные – затраты на изготовление продукции
Накладные – связанные с обслуживанием процесса производства и управления:
Общехозяйственные – износ инвентаря фирмы общего назначения, амортизация основных фондов , почтовые расходы, налоги, расходы на подготовку кадров
Общепроизводственные – износ инвентаря подразделений, амортизация основных фондов цехов и т.д.
Коммерческие – связанные со сбытом продукции (упаковка транспартировка хранение)
Расходы:
-прямые (на сырье материалы,з/п и т.д.)
-косвенные(связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования,так же общепроизв,общехоз и коммерч. расходы)
Важнейшее условие повышения эффективности производства – снижение себестоимости продукции.Главные факторы снижения себестоимости:
повышение технического уровня производства
Улучшение организации производства
Повышение производительности труда
Экономия в расходовании производственных ресурсов
18. Доход Факторный- доход, создаваемый факторами производства: капиталом, трудом и землей, предпринимательской способностью. РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД - Личный доход, фактически доступный для расходования. Располагаемым доходом является совокупный, или валовой, доход за вычетом прямых налогов и отчислений в социальные фонды. Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.
21. Для определения размера оплаты труда с учетом его сложности и условий труда различных категорий работников большое значение имеет тарифная система.Тарифная система — это совокупность норм, включающая тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, должностные оклады.Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя.Тарифная ставка — это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени. Различают две основные системы оплаты труда: сдельную и повременную.
23. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, идеальная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.Рынок чистой (совершенной) конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения. Для него характерно1) в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров;2) препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция отсутствуют;3) конкуренция развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены.
24. Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линияЭто значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Произведение цены единицы продукции конкурентной фирмы и объёма реализованной продукции представляет валовый доход.
25. 1. Производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом. Это определяется тем, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек.2. Фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения -- с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR = МС, то D = S).Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.3. Безубыточноcть фирм в долгосрочном периоде (P = LATCmin ). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость -- фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.Совокупность перечисленных достоинств делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Недостатки:1. Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
27. Максимизация прибыли в долговременном периоде Если за короткий период равновесное состояние, то есть ситуация, когда фирма удовлетворена выполнением своих экономических планов, достигается при условии равенства предельного дохода (цены), то в долгосрочном плане условиями достижения равновесия становятся, кроме того, размеры фирмы и стремление выйти на рынок или покинуть его. Эти условия можно выразить следующей формулой: Цена = предельные издержки = краткосрочные удельные затраты = долгосрочные удельные затраты Равенство цены и удельных издержек означает, что фирма удовлетворена найденным объемом выпуска и не желает ни сокращать, ни увеличивать его. Если данное равенство нарушается, она будет стремиться изменить объем выпуска при данных размерах предприятия. Равенство краткосрочных и долгосрочных удельных затрат означает, что фирма достигла оптимальных размеров, при которых обеспечивается удовлетворяющий её уровень выпуска продукции. Нарушение этого равенства будет означать, что необходимо менять размеры производства, чтобы обеспечить избранный уровень выпуска: инвестировать или изымать капитал, менять оборудование, привлекать новую или сокращать рабочую силу и тому подобное. Наконец, равенство удельных затрат цене означает, что используемый капитал приносит лишь нормальную прибыль -- не более и не менее. Если нарушается это равенство и цена превышает долгосрочные удельные затраты, то возникает прибыль сверх нормальной и в данную сферу деятельности устремляются другие фирмы; если же цена ниже удельных затрат, то не обеспечивается даже нормальная прибыль и фирмы начинают покидать отрасль.Экономисты рассматривают совершенную конкуренцию как идеальную рыночную структуру. Во-первых, каждая фирма достигаем максимума прибыли, производя при условии, что P=MC.Это означает оптимальное распределение ресурсов, при котором они используются наиболее рационально, принося максимальную общественную пользу. Во-вторых, при достижении долгосрочного равновесия каждая фирма производит при условии P=AC. При этом каждая фирма получает лишь нормальную прибыль, а потому обеспечивается наиболее дешевый из всех возможных вариантов выпуск, что также способствует увеличению общественного благосостояния
29. Монополист сам определяет цену, исходя из цен спроса. Общий доход монополиста определяется TR=P*Q. Монополист может изменять не только объем, но и цену. Он свободен только в выборе одного параметра, определяющего доход: либо цены, либо объема, но никак не того и другого вместе. Общий доход монополиста может расти и падать, а поведение монополиста зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе ему выгодны снижение цены и рост выпуска, при неэластичном – повышение цены и сокращение выпуска. Средний доход монополиста (AR=TR/Q=P) не является постоянным, он уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает. Предельный доход MR=deltaTR/deltaQ не равно P. Монополист вынужден снижать цену на все единицы продукции. Каждая дополнительно проданная единица продукции приносит доход, к-ый меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR<P.
Сравнивая общий доход TC и общие издержки TC, монополист будет наращивать выпуск до тех пор, пока разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной. Равновесный выпуск монополиста достигается при отсутствии прироста прибыли, т.е. MR=MC < P. В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
36,37. В краткосрочном периоде ограничены возможности свободного доступа новых фирм в отрасль, но каждая фирма способна изменять степень загрузки производственных мощностей. Спрос на товар фирмы характеризуется высокой эластичностью, а рыночное формирование цены –динамичностью. Этим обусловлена возможность нескольких состояний и разного поведения фирмы.- состояние фирмы обеспечивает получение экономической прибыли (сверхприбыли, т. е. сверх нормальной прибыли) и способствует её развитию.- состояние безубыточного производства. Минимальные средние общие издержки равны предельным издержкам и предельному доходу (цене). Фирма полностью покрывает свои затраты на производство, получает нормальную прибыль, но не имеет экономической прибыли, а значит и собственных возможностей развития.- состояние фирмы обеспечивает возмещение всей величины средних переменных (текущих) издержек и некоторой части средних постоянных затрат.- состояние фирмы, которое называется предельным. Фирме удается быть «на плаву» недолгое время. В случае дальнейшего снижения рыночной цены товара она перестает быть конкурентоспособной, так как не сможет покрывать даже текущие издержки производства и вынуждена будет покинуть отрасль.. В долговременном периоде преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли, а фирма может изменять все параметры производства, переходить к использованию новейших технологий.
38. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, занимающая некоторое промежуточное положение. На рынке монополистической конкуренции не достигается ни эффективность распределения ресурсов, ни эффективность производства. Более того, в противоположность фирмам, действующим в условиях чистой конкуренции, в условиях монополистической конкуренции фирмы характеризуются избыточными производственными мощностями, то есть производят несколько меньше наиболее эффективной( требующих наименьших затрат) продукции. Это означает более высокую цену, чем та, которая возникла бы в результате конкуренции. В условиях монополистической конкуренции фирмы должны назначать более высокую по сравнению с конкурентной цену в долгосрочном периоде, чтобы добиться нормальной прибыли. В отрасли с монополистической конкуренцией довольно много фирм, которые загружены неполностью, т.е. действуют, не достигая оптимальной мощности. При монополист-ой конкуренции наблюд-ся избыточные произв-ыемощности – здания и оборудование используются не полностью, поскольку фирмы производят меньший объем продукции, чем тот, кот-й обеспечивает миним-ый уровень средних общих издержек. Если бы в условиях монополистической конкуренции фирмы могли прибыльно вести производство при минимальных средних общих издержках, объем производства каждой был бы больше и меньше число компаний могло производить тот же объем продукции, а цена на нее была бы ниже. Отрасли с монополистической конкуренцией перенасыщены фирмами, каждая из которых недостаточно использует имеющиеся производственные мощности, т.е. не достигает эффективности производства. Эта ситуация наглядно проявляется в розничной торговле. В отрасль идут новые фирмы, привлекаемые прибылью, в результате чего кривая спроса на продукцию фирмы сдвигается вниз и становится более эластичной. Кривая предельного дохода тоже сдвигается вниз. И это будет продолжать до тех пор, пока цена на продукт при выпуске MR=MC будет оказываться выше средних общих издержек ATC. Эконом. прибыль сводится к нулю, доход равен общим издержкам – т.е. фирма функционирует безубыточно. Но, во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции выше равновесной цены, к-ая имела бы место при совершенной конкуренции – т.е. потребитель «переплачивает» за товар. Во-вторых, при монополистической конкуренции фирма выпускает меньшее кол-во товара, чем при минимуме долгосрочных средних издержек. Разница между кол-вом товара, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек, и кол-вом, выпускаемым фирмой, называется избыточной мощностью (т.е. такой же выпуск товара возможен при более низких издержках и меньшим кол-вом фирм, находящимся в отрасли). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше прибыль каждой. Неэффективность монополистической конкуренции:1. не обеспечивает ни эффективное использование ресурсов (т.к. цена выше предельных издержек), ни производственную эффективность (т.к. производят меньший, чем эффективный объем продукции); 2. нет оптимального разнообразия товара; 3. на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их кол-во, но при полной занятости ресурсов производить такую же или большую величину продукции, а это усилит монополистическую тенденцию и сузит рамки конкуренции. Кроме того, огран-е числа действующих фирм на рынке фирм приведет к ограничению номенклатуры производимых благ и услуг.
40. График ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста:График ломаной кривой спроса характеризует поведение олигополистов при отсутствии между ними сговора, когда каждый выступает за себя. Здравый смысл и хозяйственный опыт подсказывают олигополисту, что в случае снижения цены его конкуренты поступят так же, как он, а в случае повышения – останутся при своих ценах. В этом случае олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода MR имеет вертикальный разрыв, не оказывающий никакого влияния ни на цену, ни на объем производства. Следовательно, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением общего условия MC= MR < Р, но с особенностями в MR (у полиполиста особенности были в цене). График ломаной кривой наглядно свидетельствует, что олигополист, ведущий на рынке политику «каждый за себя», рискует не только прибылью, но и опасностью развязывания ценовой войны (модель Бертрана), при которой участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «нулевой» прибыли. Картель Типичной моделью сговора является картель. Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой. Создание картеля приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: входящие в него олигополисты готовы в любой момент, если для них это будет более выгодным, противопоставить себя другим членам картеля. Поэтому картель часто называют квазимонополией (подобием монополии).
Ценообразование вслед за лидером Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фирма-олигополист устанавливает цены на рынке, а остальные подстраиваются под нее. Вместе с тем лидерство в ценах вовсе не исключает жесткой борьбы между самими олигополистами, поэтому часто совмещается с поведением, описываемом при помощи модели ломаной кривой спроса.
42. Олигополия и эффективность. Рыночная власть и показатели ее измерения. Олигополия – тип рыночной структуры, для к-ого характерен контроль со стороны нескольких фир над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли. Олигополии возникают путем слияния нескольких фирм в одну либо слияние фирм-покупателей – олигопсония. Рыночная власть – способность эконом. субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия в собственных интересах. Признаки использования рыночной власти: рост цен и снижение объемов продаж. Показатели монопольной власти:1. коэффициент Лернера L = (P-MC)/P. Коэффициент Лернера может изменяется от 0 до 1. чем больше его значение, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке. 2. коэффициент концентрации – представляет собой выраженное в % отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж. Уровень монополизации белорусской экономики достаточно высок. Эконом. ситуация в РБ характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего крупной долей собственности в стране. Также государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам.
45. Рынок труда. Спрос на труд.Рынок труда – выражает отношения между работниками, работодателями и государством по поводу обмена индивидуальной способности к труд на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.Субъекты рынка труда: наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы. Классификация рынков труда: пространственный критерий, временные параметры (текущий, прогнозируемый, потенциальный, перспективный), степень эластичности (жесткий, гибкий), степень регулирования, степени соотношения спроса и предложения на рынке труда (равновесный, дефицитный, избыточный), сегментация. Рынок труда совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками: многочисленностью фирм и конкуренций между ними по вопросам найма; большое число работников предлагают труд одинаково квалификации; нет механизма контроля над уровнем з/платы. Кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон: при прочих равных условиях, т.е. при одинаковом уровне квалификации наибольший спрос приходится на тех работников, к-ые претендуют на низкие ставки з/платы. Кривая предложения имеет восходящий характер: наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на получение высокой з/платы. равновесие определяется пересечением кривых спроса и предложения на труд. На таком рынке участвует множество фирм, причем каждая нанимает небольшое число работников, поэтому на уровень з/платы никто существенно не влияет. Эффективность конкурентного рынка труда проявляется в том, что равновесная з/плата, отражая трудовой вклад работников, побуждает их к интенсивному использованию своего потенциала, а конкурентное взаимодействие продавцов и покупателей предопределяет перелив труда в наиболее эффективно использующие его отрасли и предприятия.
46. Рынок капитала и его структура. Капитал-ценность приносящая поток дохода или ресурс длительного пользования, создаваемый для пр-ва большего кол-ва бляг и услуг. Объектами купли-продажи на рынках капитала являются активы(капитальные блага)-все,что может быть использовано для получения дохода. Рынок капитала имеет сложную структуру, т.к. капитал- в постоянном кругообороте. В зависимости от формы и назначения капитала выделяют:1)рынок физического капитала:а)рынок основного капитала:1.активов основного капитала и 2. услуг основного капитала(аренда);б)рынок оборотного капитала2) рынок финансового капитала:а)рынок денежного капитала:1.краткосрочных ссуд и 2.среднесрочных ссуд;б)рынок инвестиционного капитала:1.долгосрочных ссуд и 2.ценных бумаг. Общая черта всех форм капитала-компромисс между использованием ресурса в настоящем или будущем времени(чтобы накопить капитал в будущем уже сегодня надо отказаться от немедленного использования ресурсов).Сопряженное пр-во-поцесс трансфрмации ткущих затрат в выпуск продукции(рост дохода) в будущем.Чистая производительность капитала-разница между благами произведенными с пом капитала и благами,которыми пришлось пожертвовать. Инвестирование – процесс пополнения капитальных фондов или, другими словами, это процесс вложения средств в увел-е капитальных благ.Цель инвестир-ия:мах-ия прибыли,обеспечение оптимального Vкапитала. Решая вопрос об инвестировании фирма сравнивает затраты на инвестирование с прибылью, полученной в результате инвестирования. К краткосрочным относят те, период окупаемости у которых не более года. Период окупаемости – это период времени, кот-й требуется для того, чтобы суммарные ожидаемые денежные доходы от реализации инвестиций сравнялись с первоначальной суммой инвестиций. Долгосрочные инвестиции окупаются за ряд лет. Предельная норма окупаемости инвестиций -прирост чистого дохода, полученный с инвестирования одной денежной единицы, выраженный в процентах. Ее можно рассчитать по следующей формуле:
где mrI – предельная норма окупаемости инвестиций,MRI – пред-льный доход с инвестиций,MСI – предельные издержки инвестиций. До тех пор, пока норма окупаемости больше нормы ссудного процента фирма получает дополнительную прибыль в результате инвестирования. Кривая предложения капитала имеет положительный наклон, кот-й тоже определяется поведением потребителей и фирм. 1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.
47. «Землей» в экономической теории называют все естественные ресурсы (плодородную почву, запасы пресной воды, месторождения ископаемых). Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В основе появления рынка земли лежит проблема частной собственности. С одной стороны, выступают собственники земельных ресурсов, с другой - люди, владеющие деньгами и желающие свои деньги и свой труд вложить в использование земельных угодий и стать предпринимателями. Собственники земли предлагают свои земли в аренду, тем самым формируют предложение на землю. Предложение земли фиксировано и в краткосрочном периоде не увеличивается даже при существенном росте цен на землю. Спрос на землю зависит от предельной производительности земли и цены продукции, выращиваемой на ней. Кривая спроса имеет нисходящий характер. Она представляет собой сумму сельскохозяйственного (для производства продовольствия) и несельскохозяйственного (для жилья, промышленных объектов) спроса на землю. Сельскохозяйственный спрос чувствителен к плодородию почвы, а несельскохозяйственный – к местоположению.
49. Равновесная (прокатная) цена земли, или чистая земельная рента, уравновешивает спрос на землю со стороны ее потенциальных арендаторов и предложение услуг земли со стороны земельных собственников. В условиях неэластичного предложения уровень, на к-ом устанавливается земельная рента, зависит только от спроса на услуги земли. Чистая земельная рента представляет собой доход, получаемый каждым собственником земли или других природных ресурсов, предложение которых строго фиксировано. Основной причиной ее существования является монополия на землю как на объект собственности, а источником – более высокие цены на продукты земли. Чистая земельная рента – это разновидность эконом. ренты, т.е. дохода, получаемого собственником любого ресурса предложение к-ого ограничено.
48. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. На уровне народного хозяйства в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки предложение земли более или менее стабильно. Возможности расширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей. Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства - её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли, богатые чернозёмом, были признаны эталоном почвы.
50.Земля - уникальный фактор производства. Она количественно ограничена, её невозможно искусственно воспроизвести, кроме того, она неоднородна по своему плодородию и качеству. Количественная ограниченность земли приводит к тому, что её предложение абсолютно неэластично, активен лишь спрос. При отсутствии эффекта снижения спроса на землю, решающее влияние при её использовании оказывает цена, которую устанавливает собственник ресурса. Цена земли зависит от величины получаемой ренты и от уровня ссудного процента. В определении цены на земли, последнее слово за спросом и предложением. Спрос на землю предъявляют две группы покупателей: сельскохозяйственные пользователи, использующие плодородие почв для производства сельскохозяйственной продукции любого типа, и несельскохозяйственные пользователи - им земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или иных целей, не связанных с использованием плодородия почв. Для сельскохозяйственных производителей цена земли определяется её плодородием и в определённой мере местоположением, от которого зависят как почвенно-климатические условия производства, так и затраты на доставку ресурсов и готовой продукции. Для несельскохозяйственных производителей принято выделять два основных фактора формирования цены земли: подготовленность участка к использованию (наличие на участке всевозможных коммуникаций: свет, вода, газ, электричество, телефон.) и местоположение участка (особенно касается городского строительства). На цену земли влияет также транспортный фактор, то есть удобство сообщения с теми местами, куда надо доставлять готовую продукцию или куда люди ездят на работу. Поэтому величина ренты носит не случайный характер - она прямо зависит от пользы, которую можно извлечь при использовании земельного ресурса.
51. Внешние эффекты. Создаются ситуации, когда на благосостояние индивидов влияют эконом. воздействия, в к-ых они не участвуют, – внешние эффекты, или экстерналии (не получившие отражения в ценах затраты или выгоды от рыночных сделок, к-ые несут или к-ыми пользуются лица, не участвующие в сделке). ВЭ не учитываются рыночным механизмом цен. ВЭ распределяются неравномерно. Потребительский ВЭ проявляется когда, потребление определенного блага одним потребителем воздействует на других потребителей (шумовой эффект).Технологический ВЭ имеет основой технологическую зав-ть выпуска благ одного эконом. агента от объема производства другого эконом. агента (влияние на улов рыбы выбросов хим. в-в в реку). Денежная экстерналия объясняет, почему в условиях конкуренции ни одна из фирм не обладает исключительным правом устанавливать на свой продукт цену, к-ая бы являлась единственным ориентиром для потребителей. Возникновению способствует реклама. В условиях чистой конкуренции решения потребителей и производителей сводятся к максимизации разницы м/у полученными частными выгодами и понесенными суммарными частными издержками. Затраты на дополнительную единицу продукции отражают предельные частные затраты (MPC). Если фирмы создают ВЭ, не учитываемый в издержках, то рост объемов производства увеличивает этот эффеки, к-ый составляет общие внешние затраты. Тогда предельные внешние затраты (MEC) – это затраты на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителями. Предельные общественные затраты – это реальные затрат, к-ые несет общество при производстве блага, создающего ВЭ (MSC = MPC + MEC).Предельные внешние выгоды (MEB) – не отраженные в цене выгоды. В предельных частных выгодах (MPB) заключена предельная полезность для потребителей, получаемая при покупке дополнительной единицы блага. Предельные общественные выгоды – MSB = MEB + MPB.Положительный ВЭ – дополнительная полезность в результате использования блага, не отраженная в его рыночной цене. Ведет к недопроизводству и недопотреблению блага.Отрицательный ВЭ – деятельность эконом. субъектов, наносящая ущерб третьим лицам, что приводит к дополнительным издержкам. Это дополнительные издержки в результате использования блага, не находящие отражения в его рыночной цене. Ведет к перепроизводству блага. странению ВЭ способствует создание условий, побуждающий субъектов, к-ые производят отрицательные ВЭ, учитывать общественные затраты, а субъектов, к-ые производят положительные ВЭ, вознаграждающих за внешние выгоды. Мерами по предупреждению ВЭ являются: введение налога Пигу или субсидий гос-ва; интеранлизация ВЭ посредством объединения субъектов, связанных ВЭ; закрепление прав собственности на ресурсы и создание условий для продажи прав с целью их перераспределения и передачи субъектам, способным оценить их выше. Один из способов реального сопоставления затрат и выгод разработан англ. Экономистом Пигу, к-ый предложил применить к фирмам, деятельность к-ых сопряжена с отрицательными ВЭ, налог за ограниченный ресурс. Корректирующий налог – налог на выпуск эконом. благ, к-ый повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных затрат. Т.е. преобразут внешние затраты во внутренние, увеличивая предельные затраты (MPC) на величину предельных внешних затрат (MEC). При появлении отрицательных ВЭ корректирующий налог выполняет функцию штрафных санкций. Штраф в данном случае играет роль цены ресурса, но, в отличие от последней, его величина не формируется рынком, а устанавливается расчетным путем. Если производство дает положительный ВЭ, то ресурсы распределяются т.о., что с т.зр. общества данный вид блага недопроизводится. В этом случае производителям общественных выгод необходима компенсация в форме корректирующих субсидий, целью к-ой является выравнивание предельной частной и общественной полезности. Величина субсидии равна предельным внешним выгодам (MEB), а предельные общественные выгоды равны предельным общественным затратам (MSB = MSC).
53. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Особенности спроса на общественные блага.Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое частное благо – благо, каждая единица к-ого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага. Чистое общественное благо – благо, к-ое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком. Свойства ОБ: неисключаемы (потребляют все индивиды), неконкурентны в потреблении (потребление одним человеком не снижает их доступности для других), производство ОБ обеспечивается гос-вом, объемы индивидуального потребления ОБ равны м/у собой и соответствуют совокупному предложению. Товар неконкурентен в потреблении, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень высоки издержки по отстранению отдельных индивидов от его потребления.Виды ОБ: перегружаемые (блага, неконкурентность к-ых в потреблении сохраняется только в рамках определенного числа потребителей – посещение парка; потребление может быть избирательным), исключаемые (коллективные – смешанные –блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности – кино, образование). Спрос на общественное благо определяется при условии, что возможно выявить предпочтения всех потребителей и все потребители готовы платить за предоставление каждой дополнительной единицы общественного блага. Функция спроса на ОБ имеет форму зав-ти получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага. Предельная выгода (MB) – полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ОБ, и, соотв.но готовность индивида платить за данную дополнительную единицу. Кривая спроса на ОБ имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага. Производство ОБ эффективно, если суммарная предельная выгода потребителей равна предельным издержкам производства (MSB=MSC) или цене, по к-ой производитель готов предложить данное кол-во ОБ. Неисключаемость ОБ создает возможность уклонения от уплаты взноса отдельными индивидами при его потреблении. Проблема «безбилетников» – затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения эконом. агентами выгоды без участия в общих издержках. Чем больше размер группы, тем меньше часть общей выгоды достается среднему члену и, соотв.но, тем меньше у него стимулов активно заниматься обеспечением всей группы коллективно предоставляемым благом и участвовать в коллективных действиях, а след-но, тем острее для группы становится проблема «безбилетников». Для устранения проблемы «безбилетников» вводятся налоговые цены (модель Линдаля) или налог Кларка (с доминантного потребителя). Предложенные меры не в полном объеме решают проблему уклонения от уплаты за предоставление ОБ, поэтому эффективное производство ОБ финансируется гос-вом. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частной структурой общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства ОБ основывается на коллективных действиях.
52Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог (tax-T), равный предельным внешним издержкам Т = МЕC, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному: MSB = MSC. Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам (S = МЕВ), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC. Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы.
54. Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения. Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.